logo
Трезвый образ жизни- книга Н

Зависимость – порок души

В традиционных религиях небывалый рост алкоголизма, наркомании, всего порочного и аморального связывается, прежде всего, с общим духовным кризисом человечества.

Известный врач, психотерапевт, автор ряда публикаций, посвящённых теме духовного здоровья В. К. Невярович пишет, что при сохранении нынешних тенденций разложения, в скором времени большая часть человечества будет состоять из пьяниц и наркоманов, а чтобы успокоить себя, человечество признает это «вариантом нормы».1

Проявления подобного самоуспокоения сейчас можно наблюдать, например, в российской действительности: «Подростки пьют пиво? – Так ведь это же «безалкогольный напиток!»; «Дети и женщины курят? – Так ведь все курят!»; «Праздник? Надо напиться до состояния «лицом в салат»!»; Россия спивается? – Так ведь весь мир пьёт!»; «У человека неприятности? – Надо уйти в запой!»; «Молодёжь пробует наркотики? – Так ведь они же любопытные, им всё нужно попробовать» и т. д.

Кроме того, под прикрытием разговоров о Боге, появилась ещё одна опасность. Чрезвычайно расплодившиеся тоталитарные секты, противопоставляющие себя традиционным религиям, проверенным временем, являются разновидностями духовной наркомании, а в ряде деструктивных сект наркотики и сексуальное растление становятся частью «обрядов». Вырваться из таких сект практически невозможно, это – капкан.2 Спасение в одном – подальше от всяких сект!

В христианском, в частности, православном понимании, пьянство и наркомания не являются сугубо соматическими (телесными) и психическим заболеваниями, лечением которых обычно занимается медицина. Пьянство и наркомания, прежде всего – духовные страдания, которые врачуются духовными средствами. Телесные же повреждения (цирроз печени, сердечнососудистые заболевания, некроз поджелудочной железы) суть последствия духовного страдания. В высказываниях святых отцов говорится, что «всякая страсть имеет своего беса» (Феофан Затворник) и пьянство сравнивается с «добровольным отданием себя в руки беса» (Василий Великий). А святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что изгнать «беса пьянства» можно только «молитвою и постом».

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) рассматривает пьянство и наркоманию как формы беснования, на которые лекарства не оказывают никакого воздействия, потому что в основе пьянства и наркомании лежат греховные страсти: плотоугодие, сластолюбие, душелюбие, гордыня и утверждает, что победить эти страсти без помощи Божией невозможно.1

Св. Тихон Задонский, касаясь в своих сочинениях темы пьянства, указывал на нежелание пьяницы избавляться от своего порока: «Пьяница – погибший человек, но сам этого не замечает, он утопает в болоте греха и вовсе не думает о том, как бы из него выбраться; он валяется в грязи как свинья, но отмыть эту грязь не хочет, мало того, – он гневается на того, кто хотел бы его вытащить из этой погибельной пропасти».1

Как заставить зависимого захотеть «выбраться из грязи»? Каков путь к избавлению от зависимостей в православном подходе?

Считается, что благотворное влияние оказывает чтение Священного Писания. Известны молитвы преп. Моисею Мурину, св. мученику Вонифатию и Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая чаша». Пост расценивается как средство очищения и усмирения страстей.