Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):
В ходе занятия студент должен
знать: биологические факторы риска., понятие о больших и малых аномалиях развития, преимущества грудного вскармливания.
уметь: оценивать характер е вскармливания
2.ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
Проверка посещаемости - 2 мин.
Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.
Перерыв – 10 мин
Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.
Самостоятельная работа студентов по презентации «Преимущества грудного вскармливания» -15 мин.
Перерыв – 10 мин.
Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Какие периоды онтогенеза выделяют для полной оценки биологического анамнеза?
Перечислите основные факторы риска в антенатальном периоде.
Перечислите основные факторы риска в интранатальном периоде.
Перечислите основные факторы риска в неонатальном периоде.
Перечислите основные факторы риска в постгнатальном периоде.
Что такое большие и малые аномалиях развития?
Приведите примеры малых аномалий развития.
Дайте определение вскармливанию.
. Дайте определение грудному, естественному, смешанному, искусственному вскармливанию.
Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.
Перечислите преимущества грудного вскармливания.
Перечислите принципы успешного грудного вскармливания ((Совместная Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания»).
Содержание
Биологические факторы риска. Понятие о больших и малых аномалиях развития. Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья. Преимущества грудного вскармливания.
Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза: в антенатальный период (во время беременности), интранатальный (роды),
постнатальный период развития ребенка (после рождения ребенка).
Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
Учитывают наличие следующих факторов: токсикозы I и II половины беременности; угроза выкидыша; заболевания у матери; профессиональные вредности у родителей; хирургические вмешательства у матери; вирусные заболевания во время беременности; характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды); оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.); родовая травма; ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.
Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным.
Биологический анамнез
Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:
• антенатальный (I и II половина беременности),
• интранатальный,
• ранний неонатальный,
• поздний неонатальный,
• постнатальный ранний,
• постнатальный поздний.
1) антенатальный (раздельно о течение 1-ой и 11-ой половины беременности):
• токсикозы I и II половины беременности;
• угроза выкидыша;
• профессиональные вредности у родителей;
• хирургические вмешательства;
• вирусные заболевания во время беременности;
• посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов. Выделено более 400 агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода.
2) интранатальный и 3) ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
• характер течения родов
• оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
• крик ребенка;
• диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
• срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
• время отпадения пуповины;
• состояние ребенка при выписке из родильного дома;
• состояние матери при выписке из родильного дома
4) поздний неонатальный:
• родовая травма;
• недоношенность;
• гемолитическая болезнь новорожденного;
• острые инфекционные и неинфекционные заболевания;
• ранний перевод на искусственное вскармливание;
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка