logo
Осн здор обр жизн

3.10.7. Культура межличностного общения

Общение, эффективность которого определяется разви­тостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовле­творенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоцио­нального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или не­осознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по обще­нию. А удовлетворять их тем труднее, чем меньше развита коммуни­кативная культура каждого участника этого процесса.

Развитие коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие персептивных способностей и умений правильно восприни­мать окружающих людей. Исходя из этого применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вы­звать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях — серьезная беседа предпо­лагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе — дру­гие; веселая беседа в гостях на празднике — третьи; с людьми различ­ного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) — четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на раз­витие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, спе­цифические социальные установки и коммуникативные умения. Это, в первую очередь, потребность в глубоком эмоциональном и содержа­тельном общении, которое в норме присуще каждому, но мера его раз-

164

витости неодинакова в связи с половыми, социокультурными, возраст­ными особенностями человека. Эту потребность можно удовлетворить тогда, когда личность обладает эмпатией — способностью эмоциональ­но отзываться на переживания других людей, проникать в их внутрен­ний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — сопереживать и сочувствовать им. Важно развивать рефлексию, т.е. готовность к самоанализу и навыкам его; она является предпосылкой способности к саморегуляции. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Своеобра­зие владения речью предполагает наличие большого запаса слов, об­разность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точ­ную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из ус­лышанного существо дела; корректную постановку вопросов; крат­кость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логич­ность построения и изложения высказывания.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социаль­ных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам парт­нера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и воз­можно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавли­вать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходи­мыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудни­чества или общения с конкретными людьми; находить темы для раз­говора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодей­ствия в деловом и эмоциональном общении, групповом или коллек­тивном сотрудничестве.

Развитию коммуникативной культуры, бесспорно, содействует раз­нообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистическо­го характера.