Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ и ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Ю.А.Алексеева, Э.С.Акопов, А.Б.Барашкова, Л.И.Пономарева, Е.В.Денисова, Н.В.Макаева
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета
по дисциплине
«ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ»
2012г.
Тема 1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ.
Основные показатели деятельности детской поликлиники. Годовой отчет участкового врача. Обязанности медперсонала детской поликлиники. Учетная медицинская документация. Правила оформления медицинской документации при первичном обращении больного ребенка. Самостоятельная работа. Знакомство с работой регистратуры детской поликлиники. Журнал вызовов на дом. Расписание работы участковых педиатров, специалистов, вспомогательных кабинетов и служб.
Актуальность темы обусловлена:
важностью оптимальной организации медицинского обеспечения детей и подростков для управления их здоровьем;
необходимостью планирования работы исходя из особенностей структуры педиатрического участка и уровня здоровья детского населения, проживающего на территории участка;
необходимостью реализации в первичном звене здравоохранения новых форм работы и внедрения новых структур (стационарозамещающих технологий, отделений медико-социальной помощи и т.д.);
важностью роли участкового педиатра в антенатальной охране плода, минимизации факторов риска и профилактике заболеваний у новорожденных, формировании гестационной и лактационной доминанты у беременной женщины.
Цель: подготовить студентов к выполнению профессиональных задач по организации медицинской помощи детям и подросткам на педиатрическом участке, антенатальной охране плода и планированию работы участкового педиатра с учѐтом структуры участка и результатов анализа основных показателей работы.
В ходе занятия студент должен
знать:
основные задачи и направления деятельности детской поликлиники;
функциональные обязанности и содержание работы медперсонала детской поликлиники (участкового педиатра, участковой мед.сестры, зав.отделением).
правила оформления основной учетной медицинской документации. Расписание работы участковых педиатров, специалистов, вспомогательных кабинетов и служб.
Правила оформления медицинской документации при первичном обращении больного ребенка.
понимать:
организационную структуру детской поликлиники;
принципы работы детской поликлиники;
этапы планирования работы участкового педиатра;
основные показатели работы детской поликлиники и участкового врача;
анализировать и оценивать:
показатели работы детской поликлиники;
показатели работы участкового врача;
В ходе самостоятельной работы студент должен
обратить внимание:
на особенности штатного расписания,
на режим работы регистратуры и служб данной поликлиники;
овладеть навыками:
оформления основной медицинской документации участкового врача,
подготовкой и составлением годового отчета участкового педиатра;
расчета основных показателей деятельности детской поликлиники
составления плана работы участкового педиатра;
Рассчитать и оценить основные показатели работы детской поликлиники, участкового педиатра.
Выписать рецепт на лекарственные препараты.
Выписать льготный рецепт на лекарственные средства согласно утвержденному перечню.
Выписать рецепт на молочную кухню детям 1-го года жизни.
Выписать рецепт на бесплатное питание в магазин для детей первых 2-х лет.
Заполнить основную медицинскую документацию детской поликлиники.
Оформить этапный эпикриз на ребёнка первых 3-х лет жизни согласно унифицированной формы записи.
Назначить лечебно-профилактические мероприятия.
Самостоятельно оформить медицинскую документацию на здорового и больного ребёнка ( ф. 112, 063, 058, 030, 026 ).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Типы поликлиник. Требования, предъявляемые к помещению детской поликлиники. Структура поликлиники. Отделения.
Штаты поликлиники. Система единого педиатра. Участковый принцип организации обслуживания детей.
Режим работы детской поликлиники. График работы участкового педиатра, участковой медсестры, узких специалистов.
Фильтр и организация его работы.
Регистратура, принцип её работы, новые формы работы.
Оборудование педиатрического кабинета, прививочного и процедурного, лечебно-диагностических кабинетов ( ЛФК, физиопроцедурного и лаборатории).
Комната здорового ребёнка, задачи и объем работы. Оснащение.
Структура педиатрического участка, число детей на участке. Связь с женской консультацией, роддомом, стационаром, станцией скорой помощи, ДДУ, школой.
Функциональные обязанности и основные разделы работы участкового педиатра и участковой медсестры.
Организация приёма детей в поликлинике. День здорового ребёнка. Норма приёма детей участковым педиатром.
Основные показатели работы участкового педиатра.
Правила оформления и выдачи больничных листков.
Правила выписывания рецептов.
Льготное лекарственное обеспечение отдельных групп населения и категорий заболеваний.
Схема унифицированной записи истории развития. Основные разделы. Лечебно-профилактические мероприятия по развитию и воспитанию ребёнка.
Сроки и правила оформления этапных эпикризов на детей первых 3-х лет жизни.
Основная учетная документация детских поликлиник:
а) ф. 112 - история развития ребёнка,
б) ф. 026 - индивидуальная карта ребёнка,
в) ф. 063 - карта профилактических прививок,
г) ф. 030 - контрольная карта диспансерного наблюдения,
д) ф. 031 - книга записи вызовов врача на дом,
е) ф.058 - экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку.
Вопросы для самоконтроля по теме занятия:
I. По базисным знаниям:
1.Функциональные обязанности участкового педиатра.
2. Формы основной учетно-отчетной документации на педиатрическом участке и в поликлинике.
3. Структура поликлиники; ее основные отделения.
4. Расчет основных показателей.
5. Общие положения медицинской этики. Особенности деонтологии в детской поликлинике. Роль участкового педиатра в проведении антенатальной охраны плода.
6. Особенности режима, питания, гигиены и физической активности беременной женщины.
II. По теме, планируемой на обсуждение:
1. Основные задачи и направления деятельности детской поликлиники. Организация, структура, штаты. Режим работы детской поликлиники. Роль фильтра. Организация работы регистратуры. Организация и оборудование педиатрического кабинета.
2. Участковый принцип медицинской помощи детям и подросткам; структура участка, численность и возраст детей. Организация стационара на дому.
3. Организация приѐма детей и подростков. Нормы приѐма. Оснащение кабинета здорового ребѐнка. Задачи, объѐм работы кабинета. Подростковый кабинет. Особенности работы с подростками.
4. Оформление медицинской документации на педиатрическом участке.
5. Сроки проведения и задачи врачебных дородовых патронажей.
6. Методика сбора и оценки социального, антенатального и генеалогического анамнезов. Антенатальная диагностика факторов риска и формирование групп риска по развитию заболеваний у будущего ребенка. Основные рекомендации по исключению (минимизации) факторов риска, режиму, питанию, гигиене, физической активности беременной женщине.
7. Формирование гестационной и лактационной доминанты у беременной женщины. Прогнозирование риска гипогалактии
Содержание:
Детская поликлиника — это основное медицинское учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям в возрасте до 18 лет. Средние типовые детские поликлиники в настоящее время строятся в расчете на 15 педиатрических участков для обслуживания 12-15 тысяч детского населения.
Задачамидетской городской поликлиники являются:
1.Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, включающих динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, диспансеризацию, профилактические прививки, лекции, беседы, конференции для родителей и пр.
2.Лечебно-консультативная помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированная медицинская помощь, направление детей на лечение в стационары и на восстановительное лечение в реабилитационные центры, санатории и т.д., отбор детей в учебно-воспитательные учреждения (ясли-сады, школы).
3.Лечебно-профилактическая работа в дошкольных и образовательных учреждениях.
4.Проведение противоэпидемических мероприятий.
5.Правовая защита детей и их родителей.
Амбулаторно-поликлиническая помощь в нашей стране строится по участково-территориальному принципу. Вся лечебно-профилактическая деятельность детской поликлиники регламентируется Приказом Минздравсоцразвития №366н и его приложениями:
Приложение к приказуМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)