logo
С

8. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления, поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения ЦНС и отсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность и т. д.); малоподвижные игры — для восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).

При заболеваниях и травмах периферической нервной системы (невриты, радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой включаются игры на месте, оценивается качество выполнения упражнений. Например, «Кто сильнее?» — удержать ногу в статическом положении лежа на спине (без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД — спортивные игры, например, волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной площадкой. Перед игрой обязательно проводится разминка.

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами. Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм, способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой, регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.

При проведении игр как самостоятельных занятий используется не больше 2—3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные игры являются составной частью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться одной игрой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную целевую установку (быстрее передать, догнать и т. д.).

Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности сидя и стоя со значительной эмоциональной окраской.

На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости при истерии необходимо подбирать подвижные Игры для развития тормозных процессов, используя музыкальное сопровождение с четко заданным ритмом. Интенсивность игр — малая и средняя.

Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафеты Это игры со средней и большой интенсивностью, но простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм в игре.