Рост и развитие детей в возрастном аспекте
На каждом возрастном этапе должна быть достигнута своя цель, связанная с определенными структурными и функциональными перестройками в организме. Без этого не может быть полноценно реализован следующий этап. Нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие достижению таких промежуточных, этапных целей, могут служить причиной самых тяжелых болезней развития. Поэтому так важно поддерживать на каждом этапе развития ребенка условия, адекватные его морфофункциональным возможностям и способствующие росту и развитию, а не тормозить или искусственно стимулировать естественный ход этих процессов.
На первом году жизни ребенка решается одна из важнейших задач развития - подготовка к реализации антигравитационных реакций. Именно на это направлены ростовые процессы, в ходе которых укрепляются кости и мышцы, образуется подкожный жировой запас, служащий механической защитой скелета и тканей внутренних органов от многочисленных ударов в результате падений в процессе освоения навыка самостоятельного передвижения, а также тепловой защитой.
Возраст от 1 года до 5-6 лет. В этом возрасте меняется структура и функциональные возможности скелетных мышц, в результате резко повышается двигательная активность. Излишний подкожный жир исчезает, так как он уже не нужен в качестве механической защиты и его роль в качестве тепловой защиты также снижается. Ребенок достаточно крепко стоит на ногах. Завершается переход на обычную для взрослого человека пищу. В этот же период формируются многие свойства личности, ребенок приобретает черты индивидуальности. Изменяется общий план строения тела, его пропорции. В результате более зрелыми становятся движения. Так, в возрасте 4 лет бегущий ребенок фактически просто очень быстро идет, так как у него отсутствует важный элемент бега - фаза полета. И только к возрасту 6 лет начинает проявляться фаза полета в беге. Кроме того, изменения возникают в мелких движениях - в возрасте 3 - 4-х лет - благодаря созреванию нервных и мышечных структур, ребенок может рисовать, а затем - в 5 - 6 лет — и писать.
Период от 6-7 до 10-11 лет часто называют "периодом второго детства", но его можно назвать этапом первичной социализации. В этот период интенсивно развиваются свойства, обеспечивающие взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми. Иногда этот период еще называют "игровым", поскольку игра занимает центральное место в развитии высших психических функций на данном этапе. Структурные особенности органов и тканей подчинены этой задаче, приспособлены к интенсивной двигательной активности, с которой обычно связаны коллективные игры. Скелетные мышцы детей этого возраста состоят преимущественно из аэробных волокон, отличающихся высокой активностью окислительных систем, малоутомляемых и хорошо приспособленных к длительным нагрузкам. Большой относительный размер сердца, повышенная диффузионная способность легких, структура сосудистого русла как бы предназначены для осуществления этапной целевой функции. В этом возрасте все функции организма достигают своеобразного расцвета. Следовательно, к возрасту 10-11 лет ребенок представляет собой образец оптимальной организации структур и функций человеческого организма, которые работают с очень высокой эффективностью. В определенном смысле можно считать, что на этом планомерное онтогенетическое развитие могло бы быть завершено, организм способен не менее успешно, чем взрослый, выполнять все функции, кроме одной - не готов к размножению.
Период от 10-11 до 13-14 лет обычно называется "препубертатом", то есть предшествующим половому созреванию. Пожалуй, это наиболее сложный и противоречивый этап постнатального онтогенеза. Именно в этом возрасте в организме, причем практически во всех его тканях, органах и системах, происходят драматические события, связанные с резкой активацией генома и началом бурных дифференцировочных процессов. Асинхронность таких изменений в различных тканях приводит к разбалансировке большинства функций. Резкая активация гипофизарно-гонадной активности обусловливает существенное изменение гормонального фона, что неизбежно сказывается на деятельности всех клеток организма. Морфологические изменения в этот период выражены обычно еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки. Однако у девочек начинает меняться характер жироотложения и формируются молочные железы. Меняются (нередко в худшую сторону) стереотипы двигательных реакций. Функциональная неустойчивость сочетается в этот период с психологической неустойчивостью. В этот период происходит переоценка ценностей, изменение социальных ориентиров.
В разгар пубертатных перестроек (от 13-14 до 15-16 лет) во многих системах организма продолжается настоящая ломка. В этом возрасте регистрируется пубертатный скачок роста. Значительно возрастает роль и доля мышечных волокон, ответственных за проявление силы и быстроты. Формируется взрослый тип нервной и эндокринной регуляции функций. Строение тела приобретает четко выраженные половые черты - с сильно развитой грудной клеткой и узким тазом у юношей и с четко выраженной талией и развитым тазом у девушек. Вторичные половые признаки достигают уровня развития взрослых.
Конец полового созревания (15-16 лет) еще не означает полного завершения биологического развития организма. Достижение возможности реализации детородной функции происходит раньше, чем все органы и системы организма приходят в полную гармонию на новом уровне организации, что происходит у юношей в 25, а у девушек - в 21 год.
Если сравнить физиологические особенности детей и пожилых людей, то можно выделить следующие физиологические особенности пожилого возраста, связанные с естественным старением организма:
- Замедление обмена веществ;
- Снижение функциональных резервов организма;
- Снижение адаптационных возможностей;
- Снижение иммунитета;
- Более тяжелое течение многих заболеваний.
- Атипичное течение многих заболеваний (в частности, отмечается снижение температурной реакции при инфекции и повышается болевой порог, в результате может меняться клиническая картина множества заболеваний, сопровождающихся обычно болью и лихорадкой, основными симптомами которых становятся возбуждение, тревожность, спутанность сознания или слабость).
Таким образом, необходимо изучать биологические закономерности и механизмы роста и развития человека, специфику функционирования физиологических систем на различных этапах онтогенеза.
Критические периоды онтогенеза.
В каждом возрастном периоде можно выделить особо значимые переломные или критические фазы, когда изменяется генетическая программа развития и резко возрастает чувствительность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Например, критическим периодом развития является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на период резкой смены социальных условий.
Критические фазы роста и развития детей разработаны Ю.Е. Вельтищевым.
Для практического врача можно выделить основные критические периоды:
3-4 месяца жизни – иммунологическое и метаболическое напряжение при попытке включить собственные системы защиты (падает защита матери или «пассивный иммунитет», перестройка фосфорно-кальциевого обмена);
С 12 до 24 месяцев жизни – критический период, связанный с вертикальным положением, активацией возможностей развития, но на фоне изменения положения органов, минимального уровня иммунной защиты, приводящие к частой заболеваемости и сенсибилизации;
Критический период в 2-4 года связан со сменой лидирующего положения гормонов щитовидной железы, обуславливающих рост и развитие в раннем детстве на нарастание роли АКТГ и глюкокортикоидов, что характеризуется мощным мембранопротекторным эффектом, снижением проницаемости сосудов, снижением острой заболеваемости, быстрым интеллектуальным скачком, но и возможностью быстро сформировать хроническую патологию.
Пре- и пубертатный, как критический период еще недостаточно изучен, но становится понятным, что все «допубертатное» подчинено пубертату, подчинено основному инстинкту продолжения рода. В этот период возникает максимальное напряжение всех систем, всех защитно-адаптационных механизмов, всех функций организма.
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка