Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
Возрастная периодизация
Наиболее полная возрастная периодизация, отражающая этапы роста и развития и основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В. В. Бунаком. Согласно этой периодизации выделяют следующие периоды:
младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка;
первого детства (1— 7 лет);
второго детства (8—13 лет — мальчики, 8—12 лет — девочки);
подростковый (14—17 лет — мальчики, 13—16 лет — девочки);
юношеский (18—21 год — мальчики, 17—20 лет — девочки);
с 21—22 лет начинается взрослый период.
Ю.Е. Вельтищев выделяет следующие периоды (1998):
Период внутриутробного развития - антенатальный период, включает:
I фаза - эмбрионального развития (период 3 месяца);
II фаза - фетального периода развития (развитие плода).
Период новорожденности - неонатальный (первые 4 недели жизни).
Период грудного возраста - младенческий (1мес. - 12 мес.).
Период раннего детства — молочных зубов (1 - 3 года).
Период первого детства - дошкольный возраст (4 – 7 (6) лет).
Период второго детства – младший школьный возраст (8 - 11 лет для мальчиков, 7 - 10 лет для девочек);
Подростковый (препубертатный) - (12-14 лет для мальчиков, 11-13 для девочек).
Период юношеский (пубертатный)- старший школьный возраст, период полового созревания (15-20 лет юноши, 13-19 лет девушки).
Период зрелого возраста.
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка