logo
Осн здор обр жизн

3.10.1. Режим труда и отдыха

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологичес­ких процессов в организме (см. гл. 2).

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важ­нейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать диском­форт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность являет­ся как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение. .

Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех сту­дентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответ­ствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работо­способности, личным интересам и склонностям студента. Важно обес­печить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Каким образом можно разработать научно обоснованный режим дня? Сначала необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигие­нически допустимыми нормами. В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных за­нятий (6 ч аудиторных и 4—6 ч самостоятельных) и 12 ч, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и лич­ностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность,

148

бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Вос­кресные дни содержат 12 ч резервных (вместо времени, затрачиваемо­го на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.