Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
Атеросклероз — заболевание, при котором происходит изменение строения стенки артерий и аорты, приводящее к сужению просвета сосуда. В результате ухудшается кровообращение тех органов и участков тела, которые эти сосуды питают, в них развиваются дистрофические изменения, разрастается соединительная ткань. При атеросклерозе вследствие нарушения механизмов, регулирующих обмен веществ, в крови увеличивается содержание холестерина и других липидов, которые вместе с солями кальция откладываются во внутреннюю оболочку артерии, где в дальнейшем разрастается плотная соединительная ткань. Понижается эластичность стенки сосуда, она становится плотной, а внутренняя оболочка теряет свою гладкость, становится шероховатой. Склерозированные сосуды с пониженной эластичностью легче подвергаются разрыву (особенно при повышении артериального давления вследствие гипертонической болезни) и дают кровоизлияния. Потеря гладкости внутренней оболочки артерии и образование бляшек в сочетании с нарушением свертываемости крови может стать причиной образования тромба, который делает сосуд непроходимым. Поэтому атеросклероз может сопровождаться рядом осложнений: инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, гангрена нижних конечностей, нарушение регуляторных механизмов, в связи с чем вместо расширения сосудов в ответ на физическую нагрузку может наступать их спазм, ухудшая кровоснабжение и вызывая болезненные явления.
При атеросклерозе нарушается кровообращение различных органов в зависимости от локализации процесса. При поражении венечных (коронарных) артерий сердца появляются боли в области сердца и нарушается функция сердца (см. в разд. 3.3). При атеросклерозе аорты возникают боли за грудиной. Атеросклероз сосудов головного мозга вызывает снижение работоспособности, головные боли, тяжесть в голове, головокружения, ухудшение памяти, ослабление слуха. Атеросклероз сосудов почечных артерий приводит к склеротическим изменениям в почках и к повышению артериального давления. При поражении артерий нижних конечностей возникают боли в ногах при ходьбе (подробнее см. в разд. 3.8).
Возникновению заболевания и его развитию способствуют так называемые факторы риска (особенности внутренней среды организма и условий жизни): повышенное содержание в крови липидов, повышенное артериальное давление, избыточный вес, сахарный диабет, неблагоприятная наследственность (атеросклероз у родителей или близких родственников), избыточное потребление пищи, богатой жирами и холестерином, недостаточная физическая активность, курение, психоэмоциональное напряжение. Тяжелые осложнения и поражения, вызванные атеросклерозом, с трудом поддаются лечению. Поэтому желательно приступать к лечению как можно раньше при начальных проявлениях заболевания. Тем более, что атеросклероз обычно развивается постепенно и может длительное время протекать почти бессимптомно, не вызывая ухудшения работоспособности и самочувствия.
Лечебное действие физических упражнений в первую очередь проявляется в их положительном влиянии на обмен веществ, деятельность нервной и эндокринной систем, регулирующих все виды обмена веществ. Исследования, проведенные на животных, убедительно доказывают, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают нормализующее действие на содержание липидов в крови. Многочисленные наблюдения за больными атеросклерозом и людьми пожилого возраста также свидетельствуют о благоприятном действии различной мышечной деятельности. Так, при повышении холестерина в крови курс ЛФК часто понижает его до нормальных величин. Применение физических упражнений, оказывающих специальное лечебное действие, например, улучшающее периферическое кровообращение, способствует восстановлению моторно-висцеральных связей, нарушенных вследствие заболевания. В результате ответные реакции сердечно-сосудистой системы становятся адекватными, уменьшается количество извращенных реакций. Специальные физические упражнения улучшают кровообращение той области или органа, питание которых нарушено вследствие поражения сосудов. Систематические занятия развивают коллатеральное (окольное) кровообращение. Под воздействием физических нагрузок нормализуется избыточный вес. При начальных признаках атеросклероза и наличии факторов риска для профилактики дальнейшего развития заболевания необходимо устранить те из них, на которые возможно воздействовать. Поэтому эффективны занятия физическими упражнениями, диета со снижением продуктов, богатых холестерином и жиром, и отказ от курения.
Основными задачами занятий физическими упражнениями для профилактики атеросклероза являются активизация обмена веществ, улучшение нервной и эндокринной систем регуляции обменных процессов, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем организма. Для занятий подходит большинство физических упражнений: длительные прогулки, гимнастические упражнения, плавание, ходьба на лыжах, бег, гребля, спортивные игры. Особенно полезны физические упражнения, которые выполняются в аэробном режиме, когда потребность работающих мышц в кислороде полностью удовлетворяется.
Физические нагрузки дозируются в зависимости от функционального состояния больного. Обычно они вначале соответствуют физическим нагрузкам, применяемым для больных, отнесенных к I функциональному классу (см. в разд. 3.3). Затем занятия следует продолжить в группе здоровья, в клубе любителей бега или самостоятельно. Такие занятия проводятся 3—4 раза в неделю по 1—2 ч. Они должны продолжаться постоянно, так как атеросклероз протекает как хроническое заболевание, а физические упражнения предупреждают его дальнейшее развитие для всех мышечных групп. Упражнения общетонизирующего характера чередуются с дыхательными упражнениями и для мелких мышечных групп. При недостаточности кровоснабжения головного мозга ограничиваются быстрые наклоны и резкие повороты туловища и головы.
- 1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины.
- 1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
- 2.1. Форма контроля.
- 2.2. Критерии оценки качества знаний студентов.
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план
- 4.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных (30 часов), лабораторных (60 часа), самостоятельная работа (102 часов)
- Раздел 1. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при атеросклерозе и ишемической болезни сердца.
- Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
- Физическая реабилитацияпри ишемической болезни сердца
- Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.
- Лекция №2 физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- Санаторный этап реабилитации больных
- Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- Лабораторная работа №2
- Лабораторная работа №3
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при гипертонической болезни, гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии.
- Лекция №3 физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- Понятие о гипотонической болезни
- Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- Лабораторная работа №4
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 2. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
- Лекция №4 физическая реабилитация при бронхиальной астме
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- Средства физической реабилитации
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при пневмонии, плевритах, пневмосклерозе.
- Лекция №5 физическая реабилитация при пневмонии
- Физическая реабилитация при плевритах
- Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- IX семестр
- Раздел 3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
- Тема 1. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Лекция №1
- Физическая реабилитация при гастритах
- Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- Лабораторная работа №1
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости.
- Лекция №2 Воспалительные заболевания
- Дискинезии кишечника
- Дискинезии желчевыводящих путей
- Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 4. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях нервной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм).
- Лекция №3 Физическая реабилитация до 12 месяцев
- Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- Лабораторная работа №6
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника.
- Лекция №4 физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- Лабораторная работа №8
- Лабораторная работа №9
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- X семестр
- Раздел 5. Средства и методы физической реабилитации в период беременности, в родах и послеродовый период.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации в период беременности.
- Лекция №1
- Гимнастика в период беременности.
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по Поплавскому а.К).
- Основные задачи занятий физическими упражнениями в I триместре:
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация в родах и послеродовый период.
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Раздел 6. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации детей с врожденными аномалиями развития (врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, пупочная грыжа).
- Лекция №2 Врожденный вывих бедра.
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей.
- Лекция №3
- Лабораторная работа №5
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей.
- Лекция №4
- Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 5. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу
- 6. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ
- 8. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная