В: искусственная вентиляция легких
Самыми простыми являются экспираторные способы ИВЛ (из рта в рот, из рта в рот и нос), которые используются в основном на догоспитальном этапе.
1. У детей до 1 года человек, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает рот и нос ребенка.
Рис. 6. Искусственное дыхание у новорожденных.
Оказывающий помощь располагает голову больного в положении, облегчающем дыхание через нос, и ртом герметично покрывает рот и нос пациента.
Рис. 7. Дыхание из рота в рот.
Оказывающий помощь располагает голову пациента в положении, облегчающем дыхание, зажимает нос, делает глубокий вдох и выдыхает в рот больного.
У старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот.
2. Когда тем или иным способом обеспечена герметичность вдоха, человек, оказывающий помощь, выполняет два медленных дыхательных движения по 1-1,5 с каждое с паузой между ними так, чтобы иметь возможность самому тоже дышать. Объем вдоха должен быть такой, чтобы было видно движение грудной клетки ребенка.
Наиболее часто применяется методика искусственного дыхания из рта в рот. Техника ее проведения очень проста: реаниматор закрывает пациенту носовые ходы двумя пальцами, вдыхает и, плотно прижимая свои губы ко рту реанимируемого, делает выдох в его легкие. После этого реаниматор несколько отстраняется, чтобы позволить воздуху выйти из легких больного. Частота искусственных дыхательных циклов зависит от возраста пациента. Так, у новорожденных ИВЛ должна проводиться с частотой около 40 в минуту, а у детей 5-7 лет -с частотой 24—25 в минуту. Критерием для определения должного объема служит достаточная амплитуда движения грудной клетки.
Искусственное дыхание из рта в нос применяется в ситуациях, когда в области рта имеются повреждения, не позволяющие добиться герметичности. При этой методике вдувание воздуха производится в нос, при этом рот плотно закрывают.
На этапе врачебной помощи при проведении ИВЛ используются саморасправляющийся дыхательный мешок или автоматические респираторы.
Основным преимуществом ИВЛ с помощью дыхательного мешка является то, что в легкие больного подается газовая смесь с содержанием кислорода не менее 21%. Вентиляция легких проводится через лицевую маску, интубационную эндотрахеальную трубку или трахеостомическую канюлю.
С: ПОДДЕРЖАНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Как только дыхательные пути освобождены и выполнены два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца. Если пострадавший в коме и не дышит, то выясняют, отсутствует ли у него пульс на крупных артериях. У детей до года, чтобы обнаружить остановку сердца, рекомендуют пальпировать пульс на плечевой артерии.
Оценка пульса на плечевой артерии
Пульс на плечевой артерии можно обнаружить на внутренней стороне плеча на середине расстояния между локтевым и плечевым суставами, если мягко нажимать по направлению к плечевой кости.
Пульс пальпируется двумя пальцами с медиальной стороны плеча выше локтевой ямки.
Рис. 8. Пальпация пульса на плечевой артерии
Каротидный пульс рекомендуют пальпировать как у взрослых, так и у детей, потому что пальпацию сонной артерии легко выполнять во время искусственного дыхания, не удаляя с пострадавшего одежду. Вдобавок, каротидный пульс сохранен при шоке, когда периферический пульс (то есть на лучевой артерии) уже не определяется.
Контроль каротидного пульса
Как и у взрослых, у детей пульс можно пальпировать на сонной артерии при наклоне головы с противоположной стороны между хрящами трахеи и мышцами шеи. Артерию нужно прощупывать мягко, чтобы не потерять пульсацию. Пальцы располагаются латерально в борозде между трахеей и грудиноключично-сосцевидной мышцей.
Рис.9. Пальпация пульса на сонной артерии.
Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, тогда ему проводят только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием для проведения искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственного дыхания.
Закрытый массаж сердца
Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и младших детей — на ширину 1 пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины.
У детей до 1 года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца:
1) расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 10,а) или
2) схватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из 4 пальцев на спине и использованием больших пальцев для выполнения компрессий (рис. 10,б).
Рис. 1.10. Метод нару
А Б
Рис 10. Методы наружной компрессии грудной клетки двумя пальцами у грудных, детей.
А: Оказывающий помощь располагает два пальца на грудине ниже на ширину одного пальца линии, соединяющей соски, и надавливает с амплитудой 1,25-2,5 см с частотой 100 надавливаний в минуту. (Из: Schleien CL. Recent advances in pediatric CPR. Anesthesiol 'Rep 1988; 1:6. With permission.)
Б: Расположить большие пальцы на грудине ниже на ширину одного пальца линии, соединяющей соски. Оказывающий помощь охватывает руками спину ребенка,. (Из: Schleien CL. Recent advances in pediatric CPR. Anesthesiol Rep 1988; 1:6. With permission. From Schleien CL. Recent advances in pediatric CPR. Anesthesiol Rep 1988; 1:6.)
Амплитуда компрессий грудины составляет примерно 25-30 % от переднезаднего размера грудной клетки ребенка, то есть 2,5-3,5 см.
Если ребенок большой и три пальца не создают адекватных компрессий грудины или охватить грудную клетку ребенка невозможно, то для ЗМС нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной руки. Как и у взрослых, в массаже не участвуют пальцы реанимирующего. Они не должны касаться грудной клетки ребенка. При ЗМС, проводимом одной рукой, глубину компрессий увеличивают до 3,5-4,5 см (рис. 1.12). Скорость компрессий грудной клетки у детей до 1 года и старше должна быть не менее 100 компрессий в 1 мин.
.
Рис. 11. Компрессии грудной клетки у детей. Проксимальную часть ладонной поверхности кисти руки располагают для компрессий на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка грудины. У старших детей используют компрессии двумя руками, так же как у взрослых.
Соотношение компрессий и искусственных вдохов составляет 1:3 (у новорожденных), 1:4 (у грудных детей), 1:5 (от года до 8 лет) и до 2:15 (у подростков и взрослых).
Показателями правильности проводимой СЛР являются:
Видимые экскурсии грудной клетки при ИВЛ;
Повышение концентрации СО2 в конце выдоха (при наличии возможности проведения капнографии);
Наличие пульсации на магистральных артериях, синхронной с компрессиями грудной клетки;
Сужение зрачка;
Уменьшение цианоза.
Показателями эффективности СЛР являются:
Восстановление сознания, либо появление спонтанной мышечной активности;
Появление самостоятельного дыхания
Появление самостоятельного пульса на магистральных сосудах;
D: сосудистый доступ для введения жидкостей при СЛР
В течение СЛР критически важно быстро обеспечить доступ к венозному руслу. По возможности, центральный венозный доступ предпочтительней периферического или других методов введения жидкостей и лекарств. У детей младше 5 лет может быть предпринята кратковременная попытка установить периферическую внутривенную линию. Для этой цели используют крупную периферическую вену, такую как антекубитальная. Если в течение 90 с эта попытка безуспешна, тогда применяют внутрикостную инъекцию или доступ к яремной, подключичной или бедренной венам.
В сравнении с центральным венозным доступом возможна значительная задержка циркуляции лекарств, введенных в процессе СЛР через периферическую вену, хотя дозы препаратов одинаковые.
Внутрикостный доступ для введения жидкостей при СЛР
Все медикаменты, используемые в течение СЛР и все жидкости, включая цельную кровь, могут быть введены внутрикостно. У младших детей рекомендуется использовать этот доступ примерно через 90 с после безуспешной попытки поставить периферическую линию.
Внутрикостный доступ
1. Стандартную иглу 16-го или 18-го калибра, иглу для спинальной пункции со стилетом или костномозговую иглу вводят в переднюю поверхность большеберцовой кости на 1-3 см ниже ее бугристости.
2. Иглу направляют под углом 90° к медиальной поверхности большеберцовой кости или слегка вниз, чтобы не повредить эпифиз.
Рис. 12. Положение внутрикостной иглы. А. Точка для введения иглы на уровне бугорка большеберцовой кости, в средней ее части. В. Игла направлена каудально и латерально. (Из:Schleien CL. Cardiopulmonary resuscitation. In: Nichols DG, Vaster M, Lappe DG, Buck JR, eds. The golden hour handbook of advanced pediatric life support. St.Louis: Mosby-Year Book. 1991:121.)
3. Инфузия успешна, если игла попала в костномозговой канал — это очевидно, когда игла стоит без поддержки. Она теряет эту позицию, если соскальзывает в подкожные ткани, кроме того, сопротивление исчезает, когда игла проходит в костномозговую полость. В этом случае костный мозг можно аспирировать в шприц, связанный с иглой. Необходимо установить наличие свободного потока лекарства или вводимой жидкости без значительной подкожной инфильтрации
Эндотрахеальный доступ
Препараты, включая лидокаин, атропин, налоксон и адреналин, могут быть введены через эндотрахеальную трубку. Не рекомендуют вводить эндотрахеально ионизированные медикаменты, такие как натрия гидрокарбонат или кальция хлорид. Эффективные дозы адреналина при эндотрахеальном введении значительно больше (100 мкг/кг), чем рекомендуют для внутривенной инфузии (10 мкг/кг).
Когда используют большой объем жидкостей, может быть поврежден или разрушен легочный сурфактант, что приводит к ателектазу. Полный объем жидкости, введенной в трахею, не должен превышать 10 мл у взрослых или 5 мл у детей до 1 года. Изотонический раствор натрия хлорида оказывает минимально вредное воздействие на легкие.
Медикаментозные препараты, применяемые в течение СЛР:
Во время СЛР рутинно применяются следующие медикаментозные препараты:
Адреналин: дозируется из расчета 10 мкг/кг/Мт. Повторные дозы вводятся внутривенно, внутрикостно, либо эндотрахеально каждые 3 минуты в течение СЛР. Фармакологический эффект адреналина заключается в искусственной вазоконстрикции с развитием медикаментозной централизации кровообращения.
Атропин – в дозе 30 мкг/кг/Мт применяется в комплексе лечения асистолии и электро-механической диссоциации. Повторная доза в 30 мкг/кг/Мт вводится при неэффективности первой через 5 минут.
Кордарон – основной антиаритмический препарат, применяемый при терапии рефрактерной к электродефибрилляции фибрилляции желудочков. Дозируется из расчета 5 мг/кг/Мт.
Лидокаин – антиаритмик, применяемый при неэффективности, либо недоступности кордарона. Доза для разового введения – 1,5 мг/кг/Мт.
Бикарбонат натрия. 4% раствор соды из расчета 2-4 мл/кг/Мт применяется при исходном (предшествовавшем остановке кровообращения) декомпенсированном метаболическом ацидозе, критической гиперкалиемии, продолжительности неэффективной реанимации более 5 минут.
Хлорид кальция в дозе 10 мг/кг/Мт применяется при исходной (доказанной) критической гипокальциемии, киперкалиемии, отравлениях блокаторами медленных кальциевых каналов.
Мониторинг в течение СЛР
Аортальное диастолическое давление прямо пропорционально связано с адекватностью коронарной перфузии в течение СЛР. Сердечную функцию или адекватность коронарного кровотока обычно оценивают с помощью ЭКГ. Она позволяет оценить сердечный ритм и наличие ишемии после восстановления его жизнеподдерживающего ритма. Конечный объем углекислоты коррелирует с коронарным перфузионным давлением, которое является критическим параметром сердечной реанимации. При введении адреналина конечный объем углекислоты не может быть точным показателем кровотока, так как препарат может привести к увеличению внутрилегочного шунтирования. В течение СЛР нужно постоянно измерять температуру, так как она может изменяться в широких пределах. Реанимация пациента с гипотермией, явившейся причиной остановки сердца, должна продолжаться до тех пор пока температура тела не превысит 35 °С
Электрокардиография
ЭКГ считается классическим методом мониторинга сердечной деятельности при проведении реанимационных мероприятий. С помощь ЭКГ легко диагностируются асистолия, брадикардия, фибрилляция и другие нарушения сердечной деятельности. В отдельных случаях может регистрироваться практически нормальная электрическая активность сердца при отсутствии СВ. Такая ситуация называется электромеханической диссоциаций (ЭМД) и может возникнуть при тампонаде сердца, напряженном превмотораксе, массивной тромбоэмболии легочной артерии, кардиогенном шоке.
- «Ярославская государственная медицинская академия
- Содержание учебно-методического комплекса
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- Государственного стандарта послевузовской
- Профессиональной подготовки специалистов с
- Высшим медицинским образованием
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о клинической ординатуре в ярославской государственной медицинской академии Ярославль – 2008
- I. Общая часть
- II. Организация обучения в ординатуре
- III. Права и обязанности врачей ординаторов
- IV. Целевая клиническая ординатура
- Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Ярославская государственная медицинская академия
- Учебно-методическая карта дисциплины
- Модульная карта дисциплины
- Модуль № 1 «Анестезиология и реаниматология в абдоминальной хирургии»
- Модуль № 2 «Анестезиология и реаниматология в сосудистой и пластической хирургии»
- Модуль № 3 «Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии»
- Модуль № 4 «Анестезиология и реаниматология в торакальной и кардиохирургии»
- Модуль № 5 «Анестезиология и реаниматология в травматологии и ортопедии»
- Модуль № 6 «Анестезиология и реаниматология в педиатрии и неонатологии»
- Модуль № 7 «Анестезиология и реаниматология в хирургии головы и шеи»
- Модуль № 8 «Анестезиология и реаниматология в эндоскопической хирургии и урологии»
- Модуль № 9 «Интенсивная терапия критических состояний (общая реаниматология)»
- Модуль № 10 «Анестезиология и реаниматология в условиях центральной районной больницы (практика)»
- А. Предаттестационные баллы
- Б. Аттестационные баллы
- В. Дополнительные баллы
- Положение об итоговой аттестации клинических ординаторов.
- Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом фпдо
- Фамилия Имя Отчество _____________________________________
- Задано вопросов ________ Всего утверждений ________Дано ответов _______
- % Правильных _____________ % эффективности __________ % результ. _________
- Экзамен по практическим навыкам
- Устное собеседование
- Список литературы для клинических ординаторов и врачей
- Периодические издания
- Учебные пособия
- Федерального агентства по здравоохранению
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности организма ребенка с точки зрения анестезиолога
- Сосудистый доступ
- Особенности инфузионной терапии
- Новорожденные:
- Обеспечение проходимости дыхательных путей и интраоперационная ивл
- Внутренний диаметр (мм)
- Клиническая фармакология
- Проведение анестезии
- Ларингоспазм
- Постинтубационный круп
- Профилактика гипотермии
- Анестезия при отдельных заболеваниях
- Послеоперационное обезболивание
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Ярославль, 2006
- Оглавление
- Введение
- Виды нарушений при оказании медицинской помощи.
- 2. Основы законодательства Российской Федерации в здравоохранении.
- Основы законодательства Российской Федерации при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи населению
- Гражданская ответственность за профессиональные правонарушения
- Возмещение морального вреда
- Практика привлечения к ответственности
- Правонарушения
- 6. Приложения Приложение 1 Заявление об информированном согласии на операцию в условиях общей анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_____________
- Обоснование медицинского вмешательства без согласия нациента
- Подписи членов консилиума или дежурного (лечащего) врача __________________________________________________________
- Приложение 3 Заявление об информированном отказе от операции и анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_________________
- Отказывается от __________________________________________
- Зам. Главного врача _________________________________
- 7. Список законодательных и нормативно-правовых актов, использованных в учебном пособии
- 8. Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Диагностика
- Алгоритм реанимационных мероприятий
- В: искусственная вентиляция легких
- Особые ситуации
- 2. Гипотермия
- Электромеханическая диссоциация
- Осложнения слр
- Показания для прекращения реанимации
- Приложение:
- Сердечно-легочная реанимация специализированной бригадой
- (Стандарт действий)
- Военно-медицинская академия Санкт-Петербург
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Принципы классификации отравлений
- Общая характеристика токсического действия ядов на организм
- Клинические синдромы острых отравлений
- 2. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
- 3. Токсическое поражение дыхательной системы.
- Общие принципы диагностики острых отравлений
- Формулировка диагноза острых отравлений
- Детоксикация организма при острых отравлениях
- 1. Сорбционные:
- 2. Диализные и фильтрационные:
- 3. Аферетические:
- 4. Физио и химиогемотерапия при сочетанном применении.
- 1. Магнитная гемотерапия.
- 3. Лазерная гемотерапия
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- Введение Актуальность проблемы
- Определения основных понятий
- Предоперационная оценка, подготовка и анестезия у больного с травмой Оценка состояния пациента
- Защита дыхательных путей
- Мониторинг пациентов с травмами
- Инфузионная терапия
- Премедикация, индукция и поддержание анестезии
- Алгоритм работы анестезиолога-реаниматолога при поступлении больного с травмой
- Анестезия при операциях на стопе и кисти
- Анестезия при травматических повреждениях костей таза
- Анестезия при травмах органов живота
- Анестезия при травме позвоночника и спинного мозга
- Анестезия при ожоговой травме
- Анестезия при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава
- Анестезия при операциях по поводу переломов проксимального конца бедренной кости
- Анестезия при тотальном эндопротезировании коленного сустава
- Анестезия при артроскопических операциях
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- 1. Введение
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Определения основных понятий
- 1.3. Последствия нутритивной (белково-энергетической) недостаточности
- 1.4. Цели, принципы и результаты нутритивной поддержки
- Основные принципы проведения нутритивной поддержки
- 1.6. Показания к нутритивной поддержке
- 2. Оценка нутритивного статуса
- 2.1. Определения степени и выраженности белково-энергетической недостаточности
- 2.2. Определение энергопотребности
- Дыхательный коэффициент (rq)
- 2.3. Определение потребности в основных нутриентах
- 2.4. Определение потребности в питательных веществах Потребность в белках
- Потребность в углеводах
- Потребность в жирах
- Потребности в основных микронутриентах
- 3. Парентеральное питание
- 3.1. Показания к проведению парентерального питания
- 3.2. Противопоказания к проведению парентерального питания
- 3.3. Классификация компонентов парентерального питания
- I Донаторы пластического материала
- II Донаторы энергии:
- Рекомендуемые дозировки углеводов
- Три поколения жировых эмульсий
- Рекомендуемые дозировки липидов
- Растворы кристаллических аминокислот
- Общие рекомендации по дозировке аминокислот
- 3.6. Правила проведения парентерального питания
- Двух и трехкомпонентные мешки (методика «Все в одном»)
- 3.8. Осложнения парентерального питания
- 4. Энтеральное питание
- 4.1. Эффекты сбалансированного энтерального питания
- 4.2. Абсолютные противопоказания
- 4.3. Точки приложения энтеральной поддержки
- (Назодуоденального) зонда и уход за ним.
- Пути осуществления доступа для энтерального питания
- 4.4. Характеристика сред для энтерального питания
- Стандарт качества современной энтеральной смеси:
- Классификация современных энтеральных смесей
- Варианты энтерального питания:
- 4.6. Пероральное энтеральное питание
- Правила приема гиперкалорических энтеральных диет:
- Показания к применению пероральных диет в хирургии
- Основные эффекты гиперкалорической пероральной нутритивной терапии
- 4.7. Зондовое энтеральное питание
- 4.8. Осложнения энтерального питания и их профилактика
- 1.Механические
- 2. Желудочно- кишечные (неаспирационные)
- 4.9. Синдром кишечной недостаточности при критических состояниях и принципы его коррекции
- 5. Система стандартных лечебных диет
- Система стандартных диет
- Характеристика и состав стандартных диет
- 6. Специализированные продукты питания
- 7. Оценка эффективности нутритивной поддержки
- 9. Алгоритм нутритивной поддержки
- 1 Этап - стартовая терапия:
- Нутритивной поддержки
- Шаг 5. Нутритивная поддержка не проводится в следующих случаях:
- 10. Фармакоэкономическое
- 11. Список литературы
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- "Клинические случаи в анестеЗиологии"
- Рид а.П., Каплан Дж.А.
- Перевод с английского –м. Медицина, 1995 г.
- Ситуационные задачи.
- Тестовые задания порубежного контроля
- 1. Социальная гигиена является наукой, изучающей
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 16
- Раздел 20
- Раздел 24
- Раздел 12 АнестезиЯ, реанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ в нейрохирургии и патологии нервной системы
- Раздел 13 АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ при заболеваниЯх эндокринной системы
- Раздел 14
- АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
- При операциЯх у больных
- С сопутствующими заболеваниЯми
- Раздел 16 АнестезиЯ, интенсивнаЯ терапиЯ и реанимациЯ в акушерстве и гинекологии
- Раздел 20 РеанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ у детей
- Раздел 24 Основы радиационной медицины
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Вопросы к контрольно – семинарским занятиям «Анестезия в плановой абдоминальной хирургии»
- «Анестезия в экстренной абдоминальной хирургии»
- «Наркозно – дыхательная аппаратура»
- Особенности анестезии при сопутствующем сахарном диабете
- «Анестезия при эндоскопических операциях. Амбулаторная анестезия. Анестезия в стоматологии и оториноларингологии»
- «Ит в послеоперационном периоде»
- «Искусственная вентиляция легких в реаниматологии»
- «Острые отравления и методы детоксикации»
- «Осложнения катетеризации центральных вен.»
- «Плановая анестезиология»
- «Экстренная анестезиология»
- «Методы реаниматологии».
- «Интенсивная терапия»