logo
Трезвый образ жизни- книга Н

Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)

Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели самоуправления. Оно способствует выработке гармоничного поведения и включает в себя умение управлять своей волей, направлять её на совершенствование своего нравственного облика.

Саногенному мышлению противопоставляется патогенное мышление. Ю. М. Орлов так описывает черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Обдумывая обиду, человек строит планы мести.

2. Каждый акт такого отрицательного воображения фиксируется в последующих чертах характера. Обиженный становится обидчивым и мстительным, ревнивый – маниакальным и т. д.

3. Патогенное мышление исключает рефлексию, т. е. умение видеть себя со стороны.

4. Патогенное мышление культивирует в себе отрицательные образования: обиду, ревность, мстительность и т. д.

Саногенное мышление есть тренировка в хороших мыслях и делах. Тренирующийся программирует положительные образы и чувства с помощью самонаблюдения и ведения дневников.

Саногенное мышление помогает приобрести невозмутимость в любом кипении страстей, помогает человеку владеть собой в любой ситуации. Самоанализ и ведение дневников обязательны.

Методика саногенной рефлексии при табакокурении состоит в следующем:

1. Курильщику предлагается изучить обстоятельства курения. В течение месяца нужно наблюдать, когда и сколько он выкуривает сигарет, и вести запись не только внешних обстоятельств, связанных с возникновением импульса к курению, но и тех переживаний и желаний, с которыми связано курение.

2. Даётся задание воспроизвести в сознании обстоятельства, в которых возникла привычка к курению. Также анализируются отрыв от курения и абстиненция, если она была, и психическое состояние в настоящий период времени.

3. Курильщику предлагается ясно представить себе то удовлетворение, которое он получает от выкуренной сигареты, от впечатления, производимого на окружающих его курением.

4. Даётся задание дать количественную характеристику курению. Для этого строится график числа выкуриваемых сигарет в течение недели и по праздникам, затем определяется их число в течение дня, чтобы узнать привычки и особенности поведения человека.

После проведённого анализа выявляются и психологические защиты: «Учитель – хороший человек, а тоже курит», «Дедушка всю жизнь курил, а жил долго» и т. д.

Последующая тактика построена на переходе от защиты к нападению. Различают 5 атак.

Первая атака состоит в отделении процесса курения от связанных с ним дел. Нужно перестать курить с приятными людьми и в приятных обстоятельствах.

Вторая атака – замена сопутствующих курению действий нейтральными: можно держать сигарету не пальцами, а в руке, сигарету заменять жевательной резинкой, семечками, конфетами.

Третья атака – угасание импульса к курению, наблюдение за собой со стороны («он опять захотел, чтобы я курил»).

Четвертая атака – полное воздержание от курения в течение суток или двух. Даётся установка не набрасываться на сигарету импульсивно, а попытаться почувствовать прелести воздержания: наслаждение чистым воздухом, запахом цветов и т. д.

Пятая атака – уничтожение курильщика в себе. Придумывается повод и ритуал для отметки окончательного дня воздержания – разыгрывается спектакль с «похоронами сигарет».

Для закрепления эффекта требуются последующие реадаптационные мероприятия: встречи антиникотинового клуба (1 раз в 1–2 месяца), занятия с новичками и реадаптация лиц, уже бросивших курить.10