logo
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

10.3.2. Полиомиелит

Заболевание вызывается вирусом, который поражает серое вещество спинного мозга, и получило название от локализа­ции воспалительного процесса в передних рогах спинного моз­га. Однако при полиомиелите страдают также ядра ствола, кора больших полушарий, подкорковые образования, мозжечок, мягкие мозговые оболочки (Л.О. Бадалян, 1984). Клинически полиомиелит проявляется вялыми параличами. Характерна чрезвычайная мозаичность и асимметрия поражения. При двух­стороннем параличе или парезе изменения обычно более выра­жены с одной стороны. Различают продромальный, предпаралитический, паралитический и восстановительный периоды. Бла­годаря тотальной иммунизации детей вспышки заболевания сей­час отсутствуют, а единичные случаи протекают стерто, ати­пично.

При полиомиелите у ребенка имеются двигательные расстройства, наиболее выраженные в проксимальных отделах конечностей. Активные движения совершаются с трудом, амп­литуда их обычно ограничена из-за мышечной слабости. Вся­кое упражнение, связанное с преодолением тяжести паретичной конечностью, затруднено. Отмечаются дряблость, гипо­трофия и гипотония мышц, снижение или отсутствие сухожиль­ных рефлексов, наблюдается резкое нарушение опорной функ­ции ног. Больные не могут стоять, ходить или делают это с трудом. Нередко в суставах образуются контрактуры, чаще всего сгибательно-приводящие — в тазобедренных суставах, сгибательные — в коленных и голеностопных суставах, приводя­щие — в плечевом суставе (А.Ф. Каптелин, 1986).

Дисбаланс в работе мышц вызывает образование контрак­тур, а последние в связи с длительным перерастяжением мышц ухудшают их функциональное состояние. Разорвать этот круг и улучшить функцию пораженного сустава может только ЛФК в сочетании с массажем, физиотерапевтическими процедура­ми и ортопедическими мероприятиями.

Длительный постельный режим, трудность передвижения, при котором затрачиваются большие усилия, создают отрица­тельные условия для деятельности сердечно-сосудистой систе­мы (В.Н. Мошков, 1982). В остром периоде больной нуждает­ся в абсолютном покое. В период появления парезов и парали­чей (паралитический) необходимо придавать конечностям пра­вильное положение. Разрешаются только статические дыхатель­ные упражнения. Массаж и ЛФК противопоказаны, так как могут вызвать болевой синдром и способствовать образованию контрактур.

(reeducation — переучивание) — восстановление способности расслабленной мышцы к выполнению статической и динамической нагрузки посредством специальных упражнений. Производится после устранения при­чин, вызвавших слабость мышцы.

ВСЭ. Но, если бы не словарь, практически, догадаться что слово английского происхождения абсолютно невозможно! Что за манера?! Так тяжело сказать переучивание?!

Массаж (поглаживание) и пассивные движения показаны после явления двигательных нарушений и с улучшением об­щего состояния ребенка. Постепенно увеличиваются длитель­ность и интенсивность лечебной гимнастики и массажа. Пас­сивные движения применяют для сближения точек прикрепле­ния паретичных мышц. Они предупреждают образование кон­трактур, способствуют сохранению нормальной длины мышц, предохраняют суставы от образования вывихов и подвывихов, помогают восстановлению активных движений. В этом перио­де показана также посылка импульсов к паретичной мышце, избирательный массаж (кроме вибрации), точечный массаж с последующей «ортопедической» укладкой. Через 1—2 месяца после заболевания можно делать стимуляцию и реедукацию. Стимуляция заключается в проведении пассивных упражнений, осуществляемых в направлении функции паретичных мышц, в сочетании с вибрацией, выполняемой методистом ЛФК. Реедукация — это легкое поглаживание паретичной мышцы пе­ред выполнением пассивного упражнения, с предварительным пассивным показом этого движения.

В начальном восстановительном периоде применяются ак­тивные упражнения, выполняемые в облегченных условиях. Для уменьшения отрицательного влияния тяжести паретичной конечности методист может поддерживать конечность больно­го рукой с помощью лямки или гамака (А.Ф. Каптелин)

Постепенно объем, амплитуда, сила активных движений у больного увеличиваются, ему разрешают упражнения с сопро­тивлением и со снарядами. В комплекс ЛГ включают корриги­рующие и дыхательные упражнения. Полезны упражнения «на четвереньках», с гимнастической палкой, мячом, медболом, булавой. Особое внимание должно уделяться обучению жиз­ненно необходимым (бытовым) навыкам. При поражении верх­них конечностей больного обучают пользоваться различными предметами (выключатель, кран, застежки, пуговицы, каран­даш, ложка, вилка и т.п.). Полезно назначать маховые движе­ния верхней конечностью в разных направлениях, облегчаю­щие функцию (стоя, с наклоном туловища вперед, держа в ру­ках гимнастическую палку). Работа с пластилином, конструк­тором улучшает функциональную способность кисти (захват пальцами), полезны занятия с эспандером.

При выполнении упражнений для кисти и пальцев жела­тельно, чтобы предплечье имело устойчивую опору (сидя за столом, с опорой предплечья на поверхность стола).

При поражении нижних конечностей очень важно обучить ребенка ходьбе. В период постельного режима необходимы упражнения, способствующие развитию опорной функции, имитирующие ходьбу. Обучая больного ходьбе, используют подвижную дорожку, следовые дорожки, костыли, трости, по­мощь методиста. Физические упражнения лежа укрепляют мышцы нижних конечностей и таза и в дальнейшем способ­ствуют обучению ходьбе. В положении лежа на спине назнача­ют «полумост» с частичной опорой на ноги; движения, имити­рующие езду на велосипеде, упор ног в подставки и др. Затем выполняют упражнения лежа на боку, лежа на животе.

Позднее важную роль в развитии опорной функции ниж­них конечностей играют упражнения из положения на четве­реньках. Вначале они выполняются на месте, а при приобре­тении устойчивого положения — с продвижением вперед. Сле­дующим этапом развития опорной функции являются упраж­нения стоя на коленях (ребенок придерживается руками за ок­ружающие предметы, горизонтальную лестницу). Назначают­ся также упражнения в ходьбе на коленях. Переход в положе­ние стоя осуществляется из положения сидя (на стуле или кровати). Переход в положение стоя должен осуществляться с помощью упора рук о спинку кровати, стула или рейку гим­настической стенки. Затем приступают к обучению ребенка ходьбе на месте, а в дальнейшем — продвигаясь вперед (ис­пользуя следовую дорожку). В это время больной может пе­редвигаться с помощью методиста, двух (или одного) косты­лей, тростей, козелков, каталки и других приспособлений. Для облегчения ходьбы можно также использовать и горизонталь­ную лестницу, гимнастическую стенку. Передвигаясь, ребе­нок перебирает руками перекладины. Поскольку больной вя­лым параличом быстро устает, необходимо на пути его пере­движения поместить стулья для отдыха и в первые дни стра­ховать от падения. Освоив указанные выше упражнения, ре­бенок переходит к ходьбе по лестнице, наклонной поверхнос­ти, через препятствия с закрытыми глазами. Все специаль­ные упражнения должны чередоваться с общеукрепляющими и дыхательными.

Вследствие слабости мышечной системы, укорочения од­ной из конечностей у больных полиомиелитом нередко на­блюдаются те или иные деформации позвоночника и очень часто плоскостопие, поэтому комплекс ЛГ должен быть на­сыщен корригирующими упражнениями. Длительность про­цедуры ЛГ 15—30 мин, желательно проводить ее 2—3 раза в день. Движения с лечебной целью необходимо проводить на протяжении всего дня — в форме лечебной гимнастики, под­вижных игр и др.

Полезны упражнения в воде. Для большего облегчения выполнения движений больного поддерживают в воде мето­дист, нянька, специальные приспособления (пенопластовые поплавки и др.). Изменением исходного положения, направ­ления движений в воде, темпа движения можно дозировать нагрузку на мышцы. А.Ф. Каптелин (1986) рекомендует про­водить обучение ходьбе в воде, что, по его мнению, способ­ствует более быстрому восстановлению правильной биомеха­ники акта ходьбы. Дозировкой опорной нагрузки на нижние конечности является уровень воды в бассейне, быстрота пере­движения: чем выше уровень воды, тем легче ходить. При­менение механоаппаратов в воде способствует более быстро­му восстановлению нарушенной функции опорно-двигатель­ного аппарата. Гидрокинезотерапию полезно сочетать с под­водным массажем. При отсутствии бассейна ее можно прово­дить в ванне при условии, чтобы конечность при выполнении движения помещалась под водой. Для этого подбираются спе­циальные исходные положения.

В воде могут быть использованы и пассивные и активные упражнения. Пассивные упражнения должны выполняться медленно с возможно большей амплитудой, с небольшой за­держкой в крайнем положении. Обязательна при этом фикса­ция вышележащего сегмента конечности. Полезно при разви­тии контрактуры проводить в воде дозированное растягивание мышечно-связочно-капсулярного аппарата сустава. Выполне­ние активных движений в воде облегчено, поэтому нередко больной выполняет в воде активные движения, которые не может выполнить в обычных условиях.

Через 6—8 месяцев от начала заболевания рекомендуется сочетать ЛГ с бальнеогрязелечением и электропроцедурами.

При наличии фиксированных контрактур, разболтанности суставов из-за тотального паралича мышц в ряде случаев про­водятся оперативные вмешательства. При контрактуре и раз­болтанности суставов Л Г должна быть направлена на увеличе­ние подвижности в смежных суставах, укрепление сохранившихся мышц, а также развития заместительных функций в процессе обучения ходьбе (А.Ф. Каптелин).

Из подвижных игр рекомендуют в зависимости от локали­зации паретичных мышц дартс, бадминтон, сидячий волейбол, малоподвижные эстафеты, шашки, шахматы, настольный тен­нис. Физическая реабилитация инвалидов с последствиями полиомиелита, вынужденных передвигаться на колясках, про­водится по той же методике, что и у спинальных больных с вялыми параличами ног. При укорочении нижних конечностей используют ношение ортопедической обуви.