10.5.2. Нарушения зрения
Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушений могут быть микрофтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).
Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.
Различают больных со следующими нарушениями зрения.
Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.
По уровню физического развития дети с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии слепых и слабовидящих. В частности, у них ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), значительно снижены двигательные функции и качества.
При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8—12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Известно, что психическое развитие ребенка зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение непосредственно осуществляет практическую связь ребенка с окружающей средой, которая лежит в основе развития психических процессов. Дети с патологией органа зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит сомнению и тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.
Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих детей, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации детей-инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов.
Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.
У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора. Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5—8 раз.
Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнений для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор. Для слепых: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.
При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно-важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и обшей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.
Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физической культуры; 2) занятия в школьной секции по избранному виду спорта и ОФП; 3) УГГ; 4) физкультпаузы; 5) прогулки — пешие, велосипедные, лыжные; 6) бег в течение 10— 30 мин; 7) плавание, купание; 8) подвижные игры; 9) самостоятельные занятия доступным видом спорта; 10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 11) участие в различных соревнованиях; 12) занятия ЛФК.
Дети ежедневно должны заниматься физическими упражнениями не менее 1—1,5 ч. На занятиях используются не только упражнения коррекционной направленности, но и направленные на закрепление умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), так как это особенно важно для слепых и слабовидящих детей.
При проведении оздоровительно-реабилитационных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности организма слепых и слабовидящих детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения применяются в разной последовательности и дозировке. В зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, с альбинизмом. Детям 1-й группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т.п. Для детей 2-й группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.
Основной формой ЛФК для детей-инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направленности. Во-первых, это занятия ЛГ, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно-моторных реакций у детей, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих детей необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35%, соответственно основная часть составит 50 и заключительная — 15%.
- 1. Организационно-методические основы реабилитации.
- 1.1. Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства
- 1.1.1. Задачи медицинской реабилитации
- 1.1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации
- 1.1.3. Средства медицинской и физической реабилитации
- 1.1.4. Составление реабилитационных программ
- 1.2. Общая характеристика средств физической реабилитаци
- 1.2.1. Общие основы лечебной физической культуры
- Методика расчета алгоритмов физической нагрузки при использовании тренажеров нового поколения
- 1.2.2. Основы физиотерапии
- 1.2.3. Основы лечебного массажа
- 2. Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии
- 2.1. Понятие о травме и травматической болезни
- 2.2. Физическая реабилитация при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.2.1. Переломы
- 2.2.2. Переломы костей верхнего плечевого пояса
- 2.2.3. Переломы костей нижних конечностей
- 2.2.4. Массаж и физиотерапия при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.3. Физическая реабилитация при повреждениях суставов
- 2.3.2. Вывихи в плечевом суставе
- 2.3.3. Физическая реабилитация при привычном вывихе плеча (пвп)
- 2.4.1. Переломы позвоночника
- 2.4.2. Переломы таза
- 2.5. Физическая реабилитация при травмах кисти и стоп
- 2.5.2. Повреждения стопы
- 2.5.3. Повреждения ахиллова сухожилия
- 2.6. Физическая реабилитация при челюстно-лицевых травмах, повреждениях лор-органов и глаз
- 2.6.2. Повреждения лор-органов
- 2.7. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях
- 2.7.2. Отморожения
- 2.8. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- 2.9. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 2.9.2. Реабилитация при сколиозах
- 2.9.4. Игры при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 3. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечнососудистой системы
- 3.1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 3.1.1. Механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 3.1.2. Основы методики занятий физическими упражнениями при лечении и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- 3.2. Физическая реабилитация при атеросклерозе
- 3.3. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца
- 3.3.1. Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- 3.3.2. Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- 3.3.3. Физическая реабилитация больных ибс IV функционального класса
- 3.4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- 3.4.1. Этапы реабилитации больных инфарктом миокарда
- 3.4.2. Стационарный этап реабилитации больных
- 3.4.3. Санаторный этап реабилитации больных
- 3.4.4. Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- 3.5. Физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- 3.5.1. Этиология и патогенез гб
- 3.5.2. Степени и формы гб, клиническое течение
- 3.5.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений
- 3.5.4. Основные принципы лечения и реабилитации больных гб
- 3.6.1. Понятие о гипотонической болезни
- 3.6.2. Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- 3.6.3. Методика физической реабилитации
- 3.7. Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца
- 3.8. Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания.
- 4.1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме
- 4.1.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- 4.1.2. Средства физической реабилитации
- 4.2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких
- 4.3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни
- 4.4. Физическая реабилитация при пневмонии
- 4.5. Физическая реабилитация при плевритах
- 4.6. Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов и органов мочевыделения
- 5.1. Физическая реабилитация при гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 5.1.1. Физическая реабилитация при гастритах
- 5.1.2. Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 5.2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости
- 5.2.1. Воспалительные заболевания
- 5 2.2. Дискинезии кишечника
- 5.2.3. Дискинезии желчевыводящих путей
- 5.2.4. Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- 5.3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ
- 5.3.1. Физическая реабилитация при ожирении
- 5.3.2. Физическая реабилитация при подагре и сахарном диабете
- 5.4. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов
- 5.5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов мочевыделения
- 5.6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем)
- 6. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости.
- 6.1. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на сердце, крупных сосудах и легких
- 6.1.1. Лфк при хирургических вмешательствах по поводу пороков сердца
- 6.1.2. Лфк при аортокоронарном шунтировании и резекции постинфарктной аневризмы левого желудочка
- 6.1.3. Лфк при оперативных вмешательствах на крупных сосудах
- 6.1.4. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на легких
- 6.2. Физическая реабилитацияпри оперативных вмешательствах на органах брюшной полости
- 6.2.1. Клинико-физиологическое обоснование применения лфк
- 7. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- 7.1. Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 7.2. Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии
- 7.2.1. Система поэтапной реабилитации больных с церебро-васкулярной патологией
- 7.3. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 7.3.1. Клиника травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 7.3.2. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения
- 7.3.3. Физическая реабилитация до 12 месяцев
- 7.3.4. Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- 7.3.5. Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- 7.3.6. Особенности физической реабилитации лиц с травмой шейного отдела в позднем периоде тбсм
- 7.4. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- 7.4.1. Клиническая картина остеохондрозов
- 7.4.2. Лечение и реабилитация больных при остеохондрозах
- 7.5. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
- 7.5.1. Реабилитация больных при невритах
- 7.5.2. Неврит лицевого нерва
- 7.5.3. Поражение плечевого сплетения
- 7.5.4. Неврит локтевого нерва
- 7.5.5. Неврит большеберцового и малоберцового нервов
- 7.7. Физическая реабилитация при неврозах
- 7.8. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 8. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков
- 8.1. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды
- 8.2. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития
- 8.2.1. Врожденный вывих бедра
- 8.2.2. Врожденная мышечная кривошея (вмк)
- 8.2.3. Врожденная косолапость
- 8.2.4. Пупочная грыжа
- 8.3. Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика
- 8.4. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей
- 8.4.1. Ревматизм
- 8.4.2. Миокардит
- 8.4.3. Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей
- 8.5. Реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания
- 8.5.1. Лфк при бронхите у детей
- 8.5.2. Хронический (рецидивирующий) бронхит.
- 8.5.3. Лфк при пневмонии
- 8.5.4. Бронхиальная астма у детей
- 8.6.1. Детский церебральный паралич (дцп)
- 8.6.2. Лечебная физкультура при миопатии
- 9. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовой период. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях.
- 9.1. Основные изменения в организме женщины в период беременности.
- 9.2. Гимнастика в период беременности.
- 9.4. Гимнастика в послеродовой период
- 9.5. Лфк при гинекологических заболеваниях
- 10. Реабилитация инвалидов.
- 10.1. Понятие инвалидности. Различные категории инвалидов
- 10.3. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата.
- 10.3.1. Ампутация
- 10.3.2. Полиомиелит
- 10.4. Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта .
- 10.5. Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями.
- 10.5.1. Нарушения слуха
- 10.5.2. Нарушения зрения
- Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 1, глава 1. «Организационно-методические основы реабилитации»
- Раздел 2, глава 2. «Общая характеристика средств физической реабилитации».
- 2.1. «Общие основы лфк»
- 1.2.3.Основы лечебного массажа.
- Раздел 2, главы 1,2.
- Раздел 2, глава 3. «Физическая реабилитация при повреждениях суставов».
- Раздел 2, глава 4. «Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза».
- Раздел 2, глава 9. «Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии».
- Раздел 3, глава 1. «Общие данные о заболеваниях сердечнососудистой системы».
- Раздел 3, глава 2. «Физическая реабилитация при атеросклерозе».
- Раздел 3, глава 3. «Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца (ибс)».
- Раздел 3, глава 4. «Физическая реабилитация при инфаркте миокарда (им)».
- Раздел 3, глава 5. «Физическая реабилитация при гипертонической болезни».
- Раздел 3, глава 6. «Физическая реабилитация при гипотонической болезни и нейроциркуляторной дистонии».
- Раздел 3, глава 7. «Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца».
- Раздел 3, глава 8. «Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен».
- Раздел 5, глава 2. «Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости».
- Раздел 5, глава 3. «Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ».
- Раздел 7, глава 1. «Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы».
- Раздел 7, глава 2. «Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии»
- Раздел 7, глава 3. «Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)».
- Раздел 7, глава 4. «Физическая реабилитация при остехондрозе позвоночника».
- Раздел 7, глава 5. «Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы».
- Раздел 7, главы 6, 7.
- Раздел 8, главы 1—7.
- Раздел 10, глава 1. «Понятие инвалидности, различные категории инвалидов».
- Раздел 10, глава 2. «Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов».
- Раздел 10, глава 3. «Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата».
- Раздел 10, глава 4. «Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта».
- Раздел 10, глава 5. «Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями».
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- 1. Организационно-методические основы
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов
- 9. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах н послеродовой