Теория г. А. Шичко
Г. А. Шичко, кандидат биологических наук, автор гортоновического (словесного) метода избавления от алкогольной и табачной зависимостей.
К своему методу Шичко шёл сложным и уникальным путём. Участвуя в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в качестве командира и политработника, он убедился в значении проникновенного слова старшего для создания необходимых для участника боя установок личности. Правильно сказанные слова снимали страх, вселяли уверенность в победе, веру в правоту своей миссии и в свои силы. Здесь же он впервые столкнулся с проблемой «наркомовских ста граммов». Воспеваемые в песнях и стихах военного времени водка и спирт провоцировали неуправляемое поведение и вели к неоправданным человеческим потерям.
После войны Г. А. Шичко работает в институте экспериментальной медицины в Ленинграде, богатом традициями школы физиологов академика И. П. Павлова. От других учеников второго поколения Павловской школы он отличается глубоким пониманием психологии за счёт университетского образования и военного опыта работы с людьми.
В 1969 году выходит его фундаментальная монография «Вторая сигнальная система и её физиологические механизмы». Изучая свойства головного мозга, Шичко обратил внимание на возможность использования результатов своих исследований для избавления от алкогольной и табачной зависимостей. Вчерашнему фронтовику, ему было больно видеть, как после победы над страшным и грозным врагом – фашизмом, наш народ стал погибать от пьянства и курения.
Монография заканчивается провидением, что «слово может быть использовано и для выработки у человека, особенно у ребёнка, психологического иммунитета, т. е. отрицательной настройки по отношению к раздражителям, применение которых приводит к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также по отношению к аморальным поступкам, к вере в сверхъестественное и т. п. Вопрос о возможностях и приёмах использования в интересах практики целенаправленных воздействий на вторую сигнальную систему… находится на стыке многих наук: физиологии, педагогики и некоторых других… Эта наука уже стоит у двери жизни и, можно думать, в ближайшее время… активно включится в борьбу за человека, за его физическое и нравственное здоровье».19
Изучая природу алкоголизма, Г. А. Шичко сделал открытие, что универсальная причина употребления алкоголя – это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической питейно-проалкогольной запрограммированностью. Но психологическая запрограммированность, по Шичко, – это не только причина, но и первое звено в структуре зависимости.
Психологическая запрограммированность, по Шичко, – это «комплекс временных связей, отобразивших определённую социально-психологическую программу и принуждающий человека выполнять её», а питейная запрограммированность – «комплекс временных связей, искаженно отобразивших алкогольную проблему и принуждающий человека употреблять спиртные напитки». Позже Шичко с учётом того, что алкоголь в немедицинских целях – яд и не может быть «напитком», заменит термин «алкогольные напитки» на «алкогольные изделия».
Для запрограммированности характерно периодическое вынужденное повторение действий. Материальным носителем психологической запрограммированности является комплекс временных связей. Система значимых временных связей образует субъективную программу, которая хранится в мозгу. Она обусловливает совершение действий, соответствующих её содержанию. Если человек однократно принял спиртное, это ещё не значит, что он был на это запрограммирован. И, наоборот, у многих школьников и даже детей в детском саду уже проявляется запрограммированность на употребление спиртного, которую они пока не могут реализовать (боязнь наказания, отсутствие денег на приобретение и т. д.).20;21
В 1981 году в своём реферате «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования» Г. А. Шичко писал:
«Установка – это решение периодически совершать определённые действия и программа их реализации (что делать и как, в какой ситуации)».
«Убеждение – это уверенность в том, что эти действия правомерны, оправданы и даже необходимы. Решающее значение принадлежит не установке, а убеждению. Они отличаются большей устойчивостью, люди обычно поступают в соответствии с ними».
Для запрограммированных людей характерны: а) бездумность, автоматизм при реализации программы; б) слепая вера; в) нетерпимость к инакомыслящим; г) добровольная и подчас настойчивая пропаганда своего убеждения; д) сниженные восприимчивость и понимание того, что противоречит убеждению; е) стремление любой ценой, даже посредством фальсификации и измышлений, оправдать свою запрограммированность.
Пьющих и курящих Шичко называл верующими, только верят они не в сверхъестественные силы, а в фантастические свойства алкоголя и табака.
Концепция психологической запрограммированности, по мнению Шичко, открывает научный подход к таким важным социальным проблемам, как азартные игры, хулиганство, преступность, алкоголизм, курение, наркомания и т. д.
Концепция питейной запрограммированности Г. А. Шичко является составной частью представлений о психологической запрограммированности. Питейную или проалкогольную запрограммированность образуют: настроенность или установка на употребление спиртного, программа отношения к нему (что пить, сколько, где и т. п.) и проалкогольное убеждение.21
Принято считать, что развитие алкоголизма начинается с перехода от умеренного пития к пьянству. Скорость выработки привычки и потребности зависит от возраста, пола, состояния здоровья, заболеваний. Например, люди, перенёсшие сотрясение мозга, приобретают потребность в алкоголе во много раз быстрее. Дети из-за недостаточного развития сознания обладают более высокой убеждаемостью, поэтому они легче программируются
В отличие от официальной наркологии, которая рассматривает зависимость как состояние, которое наступает в результате «злоупотребления» веществом, Шичко указывает на то, что психологическая питейная запрограммированность может формироваться задолго до первого приёма спиртного, а психическая и физическая зависимости появляются только в процессе их употребления. Иными словами – психологическая зависимость существует до первого приёма алкоголя, а психическая и физическая зависимости – это симптомы алкоголизма.
Привычка понимается Шичко по И. П. Павлову, который писал, что это «постоянно повторяющиеся и в определённом следовании… внешние явления», которые «создают в полушариях определённую, так сказать, стереотипную деятельность».
Потребность – основной специфический признак алкоголика, резко отличающий его от других пьющих. Изучение алкоголиков убедило Шичко в том, что у них вырабатываются условные рефлексы на ситуацию и время.21;22
Вопреки тенденции рассматривать потребность в алкоголе как свойство организма, частично или полностью врождённое, Шичко приводит многочисленные примеры, когда опыты на животных показывают, что если есть выбор между водой и алкогольным раствором, животные, если, конечно, их специально к этому не приучили, всегда предпочитают воду.22
Питейное убеждение – это «уверенность в том, что «умеренное употребление спиртного» – дозволенное, нормальное, оправданное и неизбежное в наше время занятие. Человек поступает в соответствии со своим убеждением, отстаивает его и пропагандирует… Выпивающие – это как бы заблудившиеся люди, частично потерявшие хорошую, разумную ориентировку в жизни из-за недостатка достоверных сведений по алкогольной проблеме и из-за тенденциозного отношения к ней. Принципиальный трезвенник в отличие от алкоголепийцы обладает не верой в спиртное, а научным противоалкогольным убеждением».22;23
Шичко не считает научными определения, в которых к признакам алкоголизма относят патологические изменения во внутренних органах. Патологию внутренних органов он рассматривает как осложнение пьянства, но не обязательный признак алкоголизма.
Не считает Шичко алкоголизм и болезнью. Он разделяет взгляды Н. Н. Тимофеева о том, что «алкоголизм – это форма аномального, деформированного, часто асоциального поведения», точка зрения, обусловленная учением А. А. Ухтомского о доминантах.
Шичко резонно заявляет, что если алкоголизм – это болезнь, то алкоголику нужно предоставить все права и привилегии больного: освобождать от работы во время запоев, прогулов и т. д. По мнению Шичко, алкоголизм – это пограничное состояние, располагающееся на стыке нескольких наук, в том числе наркологии, физиологии и экологии, и в «Маленьком словаре трезвенника» даёт свои определения понятиям «алкоголизм» и «алкоголик».24
Алкоголизм – «психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нём, поглощение его».
Алкоголик – «проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нём и поглощающий его».21
(Трезвенники назвали эти определения «четыре пэ» по начальным буквам перечисленных признаков алкогольной зависимости: Программа, Привычка, Потребность, Поглощение или Потребление).
Концепция питейной запрограммированности позволила Шичко предложить и новую классификацию людей в зависимости от их отношения к алкоголю:23
| Отношение к спиртным изделиям | |
Питейная запрограммированность | Не употребляются | Употребляются |
Отсутствует | Трезвенники | Принужденники |
Имеется | Воздержанники | Алкоголепийцы |
Таблица показывает, что основными критериями классификации являются питейная запрограммированность и алкоголепитие. В отличие от пьющих, трезвенники, по Г. А. Шичко, это те и только те, кто не имеет запрограммированности на употребление спиртного и не пьёт совсем, даже по великим праздникам.
«Умеренное питьё», по Шичко, – «нелепое сочетание. Понятие «умеренность» не может сочетаться с обозначением отрицательного. Возможны: умеренная еда, умеренная работа, умеренное занятие спортом; невероятны, абсурдны словосочетания: «умеренное истязание», «умеренное воровство», «умеренное питье». Люди, пользующиеся такими понятиями – алкогольные абсурдисты, а пропагандирующие их с помощью средств массовой информации – идеологические диверсанты».21
(Такая точка зрения полностью совпадает с положением этики о том, что при выборе из двух зол наименьшего в конечном итоге выбирается зло).
Стадии опьянения, по Шичко, – это «стадии отравления», последняя из которых – «алкогольный наркоз» часто заканчивается смертью.
Стадии алкоголизма – «степени тяжести алкогольного страдания», в основе которых потребность в этиловом спирте, которая растёт от слабо выраженной (в первой стадии) до неудержимой (в третьей и последней стадии).
Аналогичный подход Шичко использовал и при рассмотрении другого вида зависимости – табачной.
Курение, по Шичко, – «психологическое расстройство, основными признаками которого являются: курительная запрограммированность, привычка к периодическому закуриванию в определённых ситуациях, потребность в курении и само курение (потребление – авт.) табака».23
Как видно из данного определения, в понятие никотиновой зависимости включены все те же «четыре пэ»: заПрограммированность, Привычка, Потребность, Потребление. Это тот алгоритм, по которому, согласно Г. А. Шичко, развивается любая химическая зависимость. Приняв это положение, попробуем дать собственное определение понятию «наркомания», которое отсутствует у Г. А. Шичко.
Наркомания – психологическое расстройство, основными признаками которого является запрограммированность на одурманивание любой ценой, привычка к употреблению наркотика, потребность в нём и само потребление.
Можно было бы добавить, что наркомания разрушает человека более стремительно, от чего его социальная опасность возрастает по сравнению с «легальными наркотиками» – алкоголем и табаком, однако сути это не меняет. Алгоритм для всех зависимостей один – заПрограммированность, Привычка, Потребность, Потребление.
Таким образом, Г. А. Шичко был разработан новый взгляд на природу зависимостей – психолого-педагогический: зависимость начинается даже не с первой рюмки, а с первой положительной мысли о спиртном (установка, психологическая зависимость), затем появляются питейная программа (что пить, когда, с кем и сколько) и ложное убеждение в том, что пить – это нормальное и естественное занятие, что рано или поздно заканчивается приобщением к спиртному. Поэтому избавление от зависимостей осуществляется через изменение убеждений людей.
Привычка и потребность, по Шичко, или психическая и физическая зависимости, есть результат употребления спиртного, и они проявляются в готовности продолжать употребление, несмотря ни на что, но они появляются только после приобщения к веществу в результате психологической запрограммированности на его употребление.
Свою теорию Г. А. Шичко представил в виде следующей схемы:
ПРОГРАММА |
| |||
| ПРИОБЩЕНИЕ |
| ||
| ПРИВЫЧКА |
| ||
| ПОТРЕБНОСТЬ |
| ||
| УСТАНОВКА |
В связи с тем, что в схеме Шичко «психологическая запрограммированность» называется просто «программой», его последователи предложили уточнённую схему, в которой, согласно окончательной версии его теории, психологическая запрограммированность состоит из установки (первичной), ложных убеждений и программы. Ниже предлагается одна из таких схем в нашей авторской интерпретации:25
Питейная запрограммированность (психологическая зависимость) | ||
Установка (первичная) | Программа | Ложные убеждения |
Приобщение | ||
Привычка (психическая зависимость) | ||
Потребность (физическая зависимость) | ||
Установка (вторичная) |
В данной схеме, в отличие от официальной наркологии, присутствует качественно новое понятие – «питейная запрограммированность» или «психологическая зависимость», которая имеет место ещё до приобщения к веществу! Следует объяснить и отличие первичной установки от вторичной. Первичная установка имеет место до приобщения. Вторичная установка – после приобщения, и её следует понимать как постоянную готовность алкоголика к выпивке, курильщика – к закуриванию, наркомана – к приёму наркотика.
Чтобы нагляднее представить себе разницу между наркологическим и психологическим подходом к зависимости, предлагаем схему:
Наркологический подход: | Психолого-педагогический подход: |
Стадия не рассматривается | Психологическая зависимость (запрограммированность) |
Приобщение | Приобщение |
Психическая зависимость | Привычка |
Физическая зависимость | Потребность |
В соответствии с разработанными теоретическими положениями, Шичко предлагает и безлекарственный, психолого-педагогический метод избавления (не лечения) от зависимостей, эффективность которого он доказал ещё при своей жизни: его гортоновический (речевой) метод нацелен на изменение сознания человека, его убеждений.
Эффективность подхода к природе зависимостей доказывается и успешной практикой избавления от зависимостей последователей по всей России и странам СНГ (А. Н. Глущенко, В. И. Гринченко, В. Г. Жданов, Г. А. Зайцева, В. А. Коняев, Ф. М. Калинчук, Е. А. Какунина, Ю. А. Ливин, В. А. Толкачёв и многие др.). Это значит, что теория верна! Убирается запрограммированность на употребление, уходит и проблема употребления.
Идеи Шичко получили дальнейшее развитие в трудах современных учёных. Психолог П. И. Губочкин в кандидатском диссертационном исследовании утверждает, что «основная часть алкогольной и табачной запрограммированности спрятана в подсознании и поэтому с трудом подвергается сознательному анализу… можно сказать о том, что 10–20% запрограммированности на потребление алкоголя относится к осознаваемым психическим явлениям, а 80–90% – к неосознаваемым». Автор утверждает, что главным содержанием методики избавления по Г. А. Шичко является «осознание проблемы», перевод неосознаваемых процессов на уровень осознания.26
Открытие Шичко оказало влияние и на наркологов.
Известный российский нарколог С. Н. Зайцев, автор эффективных психотерапевтических методик избавления от алкогольной и табачной зависимостей, называет их «болезнями дефицита информации». Ни взрослые, ни тем более дети не знают почти ничего о зависимости, пока не станет слишком поздно. По наблюдениям С. Н. Зайцева, семья алкоголика осознаёт, что рядом с ними живёт алкоголик, с опозданием на 5–7 лет!27
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература