§ 45. Бронхолегочные заболевания
Бронхит
Этиология. Бронхит редко встречается у детей как самостоятельное изолированное заболевание (первичный бронхит). Чаще всего он развивается одновременно или как осложнение острого ринофарингита, трахеита, ларингита, является одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции. Повторное и затянувшееся течение бронхита чаще наблюдается у детей раннего возраста.
Бронхиты могут носить астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы.
Течение болезни и лечение. Начало заболевания бронхитом постепенное, на фоне поражения верхних дыхательных путей. Ухудшается общее состояние ребенка, повышается температура. Основным симптомом является упорный кашель, вначале сухой, затем влажный. Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Одышка отсутствует или мало выражена, при ощупывании грудной клетки и выслушивании у детей раннего возраста определяются грубые хрипы.
В случае распространения воспаления на мелкие бронхи состояние ребенка ухудшается, усиливается одышка, появляется цианоз. Такое состояние иногда трудно правильно диагностировать и отличить от течения заболевания пневмонией. Обычно острый бронхит заканчивается через 7—14 дней.
Вернувшись в дошкольное учреждение, ребенок может еще длительное время кашлять. По рекомендации врача воспитатель дает ребенку микстуру и таблетки от кашля, теплое питье — молоко или молоко с боржоми. Такой ребенок обычно две недели находится на индивидуальном режиме физкультурных занятий, закаливающих процедур.
Пневмония
Этиология. Возбудителями пневмонии могут быть бактерии, вирусы, паразиты, грибки, микоплазмы, вирусы и бактерии одновременно.
Характер течения болезни зависит от многих факторов: возраста ребенка (новорожденный, грудной, ранний возраст, дошкольный возраст), состояния его здоровья (недоношенность, рахит, аномалия конституции, анемия и др.), реактивности (сопротивляемости).
Течение болезни. Начало заболевания чаще постепенное, на фоне развития у ребенка того или иного острого заболевания верхних дыхательных путей. Повышение температуры (субфеб- рильная, высокая, постоянная, непостоянная) сопровождается ухудшением общего состояния — ребенок становится вялым, нарушается сон, ухудшается аппетит, появляется бледность кожных покровов. Нарастают катаральные явления, усиливается кашель, часто сухой, мучительный. Проявлениями дыхательной недостаточности при пневмонии являются цианоз (синюшность кожи) и одышка различной степени. Цианоз сначала появляется вокруг рта и бывает заметен во время крика, плача, кормления. При тяжелом течении болезни цианоз возникает и в состоянии покоя, быстрее распространяется. Одышка в легких случаях выражается в напряжении и раздувании крыльев носа, в тяжелом учащенном поверхностном дыхании, сопровождающемся стоном. Пульс резко учащается, сердечные тоны приглушены. Заметно втянуты уступчатые места грудной клетки — яремная и подключичные ямки, межреберные промежутки, подложечная область.
Различают простую (локализованную), токсическую, токсико- септическую и септическую формы пневмонии (классификация предложена проф. Ю. Ф. Домбровской и В. И. Молчановым). В течение болезни одна форма пневмонии может перейти в другую.
Локализованная, или простая, пневмония раззиваетсм чаще у детей здоровых Протекает такая форма заболевания б-iа гоприятно, преобладают изменения в легких, симптомы общей интоксикации выражены умеренно.
При токсических итоксик о-с ептических фор- мах, которые обычно развиваются у детей с гипотрофией, рахитом и другими неблагополучными факторами развития (асфиксии, недоношенность, частые респираторные заболевания и т. д.), зна-3 чительно выражены симптомы интоксикации организма: глубо-| кие функциональные нарушения нервной системы (беспокойство,; возбуждение, рвота, судороги, менингиальные симптомы), сердеч-i но-сосудистой системы (глухость тонов, тахикардия, увеличение печени, похолодание конечностей), желудочно-кишечного трахта (срыгивание, рвота, учащение стула), выраженная дыхательная недостаточность (одышка, цианоз).
Наиболее частыми осложнениями этих форм болезни является развитие септических очагов: гнойный средний отит, гнойный плеврит, менингит и др.
Септическая пневмония — самая тяжелая форма заболевания, возникает в основном у детей первых месяцев жизни и обусловлена стафилококковой инфекцией. Характерной чертой стафилококковых пневмоний является: острое начало, тяжелое течение, выраженная дыхательная недостаточность с первых дней болезни, развитие в легких воздушных полостей, абсцессов.
Повторные пневмонии у детей, ослабленных другими заболеваниями, могут привести к хронической форме. Для развития хронической пневмонии имеет значение неправильное лечение острой формы этого заболевания, перенесенного ребенком на первом году жизни, а также и пороки развития бронхолегочных структур, инородные тела в них.
При хронической пневмонии развивается воспалительный процесс, сопровождающийся необратимым перерождением легочной ткани. Клинические симптомы хронической пневмонии очень многообразны; периоды ремиссии сменяются периодами обострения воспалительного процесса. Наиболее постоянные симптомы заболевания— стойкий влажный кашель и влажные хрипы.
Лечение пневмонии проводится всегда комплексно и по назначению врача. Дети грудного и раннего возраста находятся на излечении в стационаре. За больным ребенком необходимо обеспечить прежде всего тщательный уход, постельный режим, полный покой, рациональное питание, нормальную длительность дневного и ночного сна, широкую аэрацию помещения. Назначение антибиотиков и сульфаниламидных препаратов проводится в зависимости от тяжести и длительности заболевания.
Большое значение в комплексном лечении пневмонии имеет витаминотерапия, лечение и профилактика анемии, рахита, гипотрофии, симптоматическое общеукрепляющее лечение, физиотерапия.
В период выздоровления назначаются лечебная гимнастика и массаж, дыхательная гимнастика.
Профилактика рецидивов пневмонии в дошкольном учреждении заключается в осуществлении индивидуального подхода к детям в течение месяца после перенесенной острой пневмонии. Все профилактические мероприятия этого периода аналогичны тем, которые проводят после заболевания ангиной. Особое значение придают рациональному физическому воспитанию, дыхательной гимнастике и закаливанию.
В целях профилактики пневмонии в дошкольном учреждении воспитатель уделяет особое внимание рациональной одежде детей (следит, чтобы они были одеты по сезону, чтобы не перегревались и не переохлаждались).
Бронхиальная астма
Этиология. Бронхиальная астма развивается у детей с предрасположенностью к аллергическим заболеваниям. Аллергены могут быть пищевые, лекарственные, бытовые, инфекционного происхождения. Особо опасны последние, так как у больных детей появлению приступа предшествуют повторные заболевания бронхолегочного аппарата (острые респираторные инфекции, бронхиты, пневмонии и т. д.). Заболеть бронхиальной астмой могут дети всех возрастов.
Течение болезни. При бронхиальной астме клиника разнообразна. Основной симптом — это развитие повторных приступов удушья с затрудненным выдохом, развитие астматического состояния. Астматическое состояние характеризуется постоянной, нерезко выраженной одышкой, распиранием грудной клетки, упорным кашлем, обилием сухих свистящих хрипов в легких, которые можно услышать даже на расстоянии. На фоне астматического состояния иногда развиваются повторные острые приступы удушья.
Различают типичное течение бронхиальной астмы — астматический бронхит и выраженные приступы удушья (последние могут длиться от 1—2 часов до 1—2 суток), и атипичное — длительный спазматический кашель и приступы острого эмфизематозного вздутия легких, длительность которых достигает до 5— 7 суток.
У детей раннего во:-,раета заболевание бронхиальной астмой протекает часто в форме астматического бронхита.
Наличие у ребенка хронической бронхолегочной инфекции, а также хронических очагов в носоглотке утяжеляет течение бронхиальной астмы, приводит к таким осложнениям, как стойкая эмфизема, ателектаз легких, неврологические расстройства, резкое отставание в физическом развитии.
.Печение. Если у ребенка начинается приступ бронхиальной астмы, необходимо прежде всего обеспечить к нему широкий доступ свежего воздуха, сделать для рук и ног горячие ванны, использовать индивидуальный ингалятор, если он есть у ребенка.
Профилактика бронхиальной астмы у детей заключается в предупреждении и своевременном полном лечении повторных острых респираторных инфекций, острых бронхитов, острых пневмоний, особенно у детей с аллергической предрасположенностью, проявлениями экссудативного диатеза и если в семье есть случаи бронхиальной астмы или другие аллергические заболевания, которые могут передаваться по наследству.
Профилактика заболеваний органов дыхания
В профилактике заболеваний органов дыхания у детей следует выделить два раздела работы: неспецифическая профилактика, направленная на укрепление защитных сил детского организма, и специфическая (или специальная профилактика),—мероприятия которой способствуют предупреждению заболеваний органов дыхания.
Неспецифическая профилактика складывается из комплекса мероприятий, направленных на улучшение физического и психического развития ребенка, способствующих уменьшению восприимчивости детского организма к любым острым заболеваниям, в том числе и органов дыхания. Это рациональное питание, соответствующее возрастным потребностям детей; уход за ребенком, построенный с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма; рациональный режим дня, куда включаются: достаточное время прогулок, сон на воздухе, систематические в соответствии с возрастом физические упражнения, закаливающие процедуры.
Специфическую профилактику заболеваний органов дыхания у детей составляют меры общего санитарно-гигиенического характера и применение ряда специфических препаратов. Учитывая, что причиной заболеваний органов дыхания является капельная, респираторная инфекция вирусного, бактериального происхождения, строгое выполнение санитарно-гигиенических мероприятий является эффективным способом профилактики этих заболеваний. Это быстрейшая изоляция больного ребенка из детского коллектива; дезинфекция помещения, предметов ухода, игрушек после изоляции больного ребенка; личная ответственность персонала за соблюдение санитарных правил — работать в маске (из 4—6 слоев марли) в периоды увеличенной заболеваемости острыми респираторными инфекциями, выполнять правила личной гигиены; особенно тщательное соблюдение режима проветривания и влажной уборки помещений; строгий контроль за тепловым режимом детей — следить за тем, чтобы они не перегревались в помещении, а также перед выходом на прогулку (для чего следует одевать их партиями по 2—3 человека); постоянная санитарно- просветительная работа с родителями о совместном гигиеническом воспитании детей.
Применение специальных препаратов направлено на профилактику острых заболеваний органов дыхания, уменьшение частоты острых заболеваний верхних дыхательных путей. Для детей раннего и дошкольного возраста таким препаратом является лейкоцитарный интерферон, оксолиновая мазь.
Лечение хронических воспалительных процессов дыхательных путей (хронический ринит, хронический бронхит, хронический тонзиллит, бронхиальная астма и т. д.) — одно из средств профилактики острых заболеваний органов дыхания.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему у детей дошкольного возраста (особенно до 3 лет) часты заболевания органов дыхания? 2. Назовите наиболее часто встречающиеся заболевания верхних дыхательных путей. 3. В чем отличие ложного крупа от крупа истинного? 4. Чем опасны ангины? 5. Какова роль воспитателя в обеспечении индивидуального режима ребенку после ангины? 6. Что такое индивидуальный режим? 7. Назовите причины возникновения хронического тонзиллита и основные симптомы заболевания. 8. В чем заключается профилактика обострений хронического тонзиллита в дошкольном учреждении? 9. Перечислите меры первой доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы. 10. Какова роль воспитателя в профилактике ыболеваний органов дыхания у детей в дошкольных учреждениях?
- Глава 14
- § 41. Аллергические реакции замедленного типа
- § 42. Аллергические реакции немедленного типа
- Глава 15
- § 43. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания
- § 44. Болезни верхних дыхательных путей
- § 45. Бронхолегочные заболевания
- Глава 16
- § 46. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей раннего и дошкольного возраста
- § 47. Врожденные и приобретенные заболевания сердца
- Глава 17
- § 48. Особенности кроветворения у детей
- Основные показатели крови
- § 49. Заболевания крови у детей раннего и дошкольного возраста
- Глава 18
- § 50. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения
- § 51. Поражения слизистой оболочки полости рта
- § 52. Воспалительные заболевания желудка
- § 53. Гельминтозы