Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
Зрительно-пространственное восприятие:дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т.п.); различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур; способны к классификации фигур по форме, величине; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.
Слухо-моторные координации:дети могут различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок; способны выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
Развитие движений:дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей; осваивают и правильно реализуют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.п.; выполняют сложнокоординированные гимнастические упражнения; осуществляют координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполняют простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.); способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Интеллектуальное развитие:проявляется в способности к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познавательной мотивации. Дети наблюдательны, задают много вопросов; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:Возможно произвольное внимание, однако устойчивость его еще невелика (10—15 мин) и зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1—2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Произвольная регуляция:возможность волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил); способность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
Организация деятельности:проявляется в способности воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; возможности планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; способности сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10—15 мин. Дети могут оценить, в общем, качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить ошибки и корректировать работу по ходу дела.
Речевое развитие:проявляется в правильном произношении всех звуков родного языка; способности к простейшему звуковому анализу слов; в хорошем словарном запасе (3,5—7 тыс. слов); грамматически правильном построении предложения; умении самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном общений со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль), Дети способны передавать интонацией различные чувства, речь их богата интонационно; они способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Мотивы поведения:интерес к новым видам деятельности; к миру взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интересы; установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Личностное развитие, самосознание и самооценка:дети способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; их самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; они не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).
Социальное развитие:умение общаться со сверстниками и взрослыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способность управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремление быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче; чуткое реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.
Совокупность этих факторов — основное условие успешной адаптации к школе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
1.Работа в кабинете врача ДДУ или школы: знакомство с учетной медицинской документацией.
2.Подготовка рефератов на тему формирования ЗОЖ у детей и подростков.
3.Освоение практических навыков:
Оформление выписки из истории развития ребенка при направлении в ДДУ.
Оформление индивидуальной карты ребенка посещающего ДДУ или школу.
Оформление справки-рекомендации.
Задание к самостоятельной работе:
Задание №1.
Ознакомление с работой врача ДШО на рабочем месте. Работа с формой 026/у-2000.
Провести гигиеническую оценку расписания для учащихся _______________ класса.
Задание №2.
Определить готовность обучения ребенка к школе и сделать прогноз адаптации.
Задание №3.
Составить индивидуальный план подготовке ребенка к поступлению в ДДУ:
План подготовки ребенка к ДДУ:
Фамилия, имя, адрес ребёнка
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________
Дата рождения ____________________ _____________________________________
Подготовка начата с ___________________________________________ месяца
Проведено бесед в КЗР _______________________________________________
Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой__________________
Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена _________________
Заключение: соответствие организации сна, кормления, бодрствования возрасту ребёнка, несоответствие
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Предполагаемый прогноз адаптации ._________________________________
Врач ___________________
Во 2-й части (передается из детского учреждения в поликлинику по окончании адаптации) отмечаются следующие данные:
Фамилия, имя, адрес ребёнка __________________________________________
____________________________________________________________________
Дата поступления в дошкольное учреждение_________. Болел в 1-й месяц _____ раз.
Пропустил дней ________ по болезни.
Болел во 2-й месяц _________ раз.
Пропустил дней ________ по болезни.
Длительность и характер нарушений в поведении _____________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Врач________________
Задание №4.
Примерная тематика учебно-исследовательских работ студентов (УИРС):
Здоровый образ жизни; его компоненты и принципы.
Современные концепции формирования индивидуального здоровья.
Рациональное питание: основные принципы, диета ребенка первых лет жизни, диета подростка, диета беременной и роженицы.
Пищевые добавки в современном питании человека.
Основные компоненты воспитания ребенка первых лет жизни.
Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни.
Роль курения в снижении индивидуального и популяционного уровня здоровья.
Пивная алкоголизация как медико-социальная проблема.
Экологические аспекты формирования здоровья человека в городских условиях
Современные аспекты профилактики и лечения наркомании.
Современные подходы к оценке качества жизни человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
Основная литература:
1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.
Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
Дополнительная литература:
Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004.
Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.
Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред.Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.
Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.
Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.
[Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).
Гнусаев С.Ф., Федерякина О.Б., Опенченко Ю.С., Алексеева Ю.А. Вскармливание детей первого года жизни (учебное пособие для студентов). Тверь, РИЦ ТГМА.- 2006,-35 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.
каталог медицинских ресурсов INTERNET
2.«Медлайн»,
3.e-library,
4.Каталог «Корбис»,
5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru
6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)
Знание студентом основных положений темы занятия:
Примеры тестов исходного уровня :
1. Вася П., 3 года, оформляется в детский сад. Перечислите какие документы заполняет участковый врач? Кем осуществляется допуск ребенка к посещению ДДУ?
ОТВЕТ:
а.история развития ребенка - эпикриз, выписка из истории
развития ребенка.
б.комиссией в составе заведующих терапевтическим м
дошкольно-школьным отделениями поликлиники.
2. Петя Р.,7 лет, поступает в школу. Кто из специалистов узкого профиля должен осмотреть его, в каком документе будут отражены результаты осмотра?
ОТВЕТ:
а.невропатолог, офтальмолог, лор, хирург, психиатр, логопед,
стоматолог;
б.в индивидуальной карте ребенка (посещающего ДДУ, школу и
т.д.) ф. 026/у.
3. Кем осуществляется допуск ребенка к посещению ДДУ?
а) заведующей детской поликлинникой по рекомендации участкового врача;
* б) комиссией в составе заведующих терапевтическим м
дошкольно-школьным отделениями поликлиники;
в) участковым педиатром.
5. Петя Р.,7 лет, поступает в школу. Кто из специалистов узкого профиля должен его осмотреть?
* а) невропатолог, офтальмолог, лор, хирург, психиатр, логопед,
стоматолог;
б) офтальмолог, лор, хирург, психиатр, логопед, стоматолог;
в) невропатолог, офтальмолог, лор, хирург, психиатр, логопед.
Вопросы и типовые задачи заключительного уровня :
1. Ребёнок Антон С. 1 года 7 месяцев приехал на ваш участок из другого города и обратился к участковому педиатру для оформления
необходимых документов для поступления в детские ясли. Из истории развития ребёнка известно, что педиатром он осматривался нерегулярно, в 3-х месячном возрасте осмотрен невропатологом, в 1 год осмотрен хирургом, сдал анализы мочи и крови, привит по возрасту. Какие диспансерные мероприятия вы рекомендуете ребёнку перед оформлением в ДДУ ?
ОТВЕТ : Осмотр ортопеда, офтальмолога, стоматолога, кл.анализ
крови, общий анализ мочи, кал на я/г, соскоб на энтеробиоз. В
случае неблагоприятной эпидобстановки в районе проживания ребёнка
анализ кала на кишечную флору.
2. Во время углубленного диспансерного осмотра в школе второклассник Вова С. отсутствовал по причине заболевания ОРВИ. К каким специалистам Вы, как школьный доктор, должны направить этого ребенка и какие обследования провести для прохождения планового диспансерного осмотра?
ОТВЕТ: Педиатр, стоматолог, кал на яйца глист, общий анализ мочи, клинический анализ крови, артериальное давление.
3. Слава Н., 5 лет 2 месяцев, посещает детский сад в течение года. Вы являетесь зав. дошкольно-школьным отделением поликлиники в районе обслуживания которой находится данное ДДУ. Какие документы Вы потребуете у врача детского сада, чтобы оценить эффективность проводимой ребенку диспансеризации ?
ОТВЕТ: Карту ребенка посещающего ДДУ (026/у).
4. Ира М., 7 лет, готовится к поступлению в школу. Какие основные отличия в оформлении карты ребенка посещающего школу (026/у) от оформления карты ребенка посещающего ДДУ ?
ОТВЕТ: Должны быть записи психиатра и логопеда.
5. Ребёнок Коля В. 2 года 6 месяцев переехал на ваш участок из другого района города и обратился к участковому педиатру для оформления необходимых документов для поступления в детский сад. Из истории развития ребёнка известно, что педиатром он осматривался регулярно, в 3-х месячном возрасте осмотрен невропатологом, в 1 год осмотрен хирургом-ортопедом и офтальмологом, сдал анализы мочи и крови, привит по возрасту. Какие диспансерные мероприятия вы рекомендуете ребёнку перед оформлением в ДДУ ?
ОТВЕТ : Осмотр стоматолога, кл.анализ крови, общий анализ мочи, кал на гельминты, соскоб на энтеробиоз. В случае неблагоприятной эпидобстановки в районе проживания ребёнка анализ кала на кишечную флору.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)