5. Модели организации здравоохранения, основные принципы российской системы здравоохранения, основные уровни здоровья.
При большом разнообразии национальных и исторических особенностей, имеющих место в различных странах мира, существует пять основных, устойчивых моделей здравоохранения,принципиально отличающихся друг от друга степенью вмешательства государства, формой собственности производителей медицинских услуг, степенью охвата населения программами государственной поддержки, источниками финансирования.
Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной (частной) основе.К таким моделям относятся системы без существенной государственной поддержки малоимущих категорий граждан, основанные на простых законах потребительского рынка. Объем медицинской деятельности формируется путем саморегулирования платежеспособного спроса и предложения. Неимущее население не имеет доступа к квалифицированной медицинской помощи. В развитых странах мира такие системы существовали до конца XIX века. Производители медицинских услуг были представлены независимыми частными врачебными практиками, а участие государства сводилось к обеспечению необходимых противоэпидемических мероприятий и минимальных санитарных условий в местах общественного пользования, а также ряде мер по изоляции и лечению больных, представляющих опасность для общества (инфекционных, психиатрических и т. п.). В настоящее время такие системы существуют только в ряде наименее развитых стран Азии и Африки.
Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан. В эпоху раннего капитализма, когда, с одной стороны, развитие получили сложные медицинские технологии (полостная хирургия, наркоз, рентген и т. п.) и потребовались коллективные действия для проведения комплексного лечения (развитие частных больниц и госпиталей, специализация персонала), а с другой стороны, покрытие затрат на лечение стало проблемой для большинства населения. В этот период важным был процесс создания касс взаимопомощи, больничных касс, развитие частного страхового дела. Принцип общественной солидарности, используемый страховыми сообществами, был особенно удобен для людей, существовавших на зарплату и не имевших больших капиталов. В этот период постепенно усиливалась роль государства в формировании законодательной правовой базы, начали вводиться элементы обязательного медицинского страхования для отдельных категорий граждан. Некоторые изменения этой формы здравоохранения в США коснулись определенных групп, которым медицинская помощь оказывается бесплатно или на льготных условиях: государственным служащим, ветеранам войн, неимущим, лицам старше 65 лет, психическим больным.
В любом случае государственная поддержка при такой модели не носит всеобщего характера, а взаимоотношения между производящей, финансирующей, контролирующей и потребляющей сторонами основаны на свободном выборе, независимости, двусторонних договорных обязательствах. При этом объем и номенклатура обслуживания основаны на конкуренции и рыночной саморегуляции спроса и предложения.
Значительная часть населения не имеет гарантированной медицинской помощи. Особенностью системы является необоснованный объем затрат (13—18% от ВВП), тенденция к перепотреблению медицинской помощи имущими слоями населения, отсутствие эффективных регуляторов цен и объемов медицинской деятельности.
В настоящее время подобные системы существуют в США, большинстве арабских, африканских и ряде латиноамериканских стран.
Организация национальных систем здравоохранения на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования.Более современная и совершенная модель всеобщего обязательного медицинского страхования зародилась в конце XIX века в Германии и получила развитие в период после 1-й мировой войны, в 50-е годы в большинстве европейских стран. Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантированной медицинской помощью большинства населения (за исключением самых богатых) посредством закона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на медицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций.
Таким образом, имея рыночную структуру здравоохранения, представленную независимыми частными производителями, страховыми компаниями, не изымая средств у работодателей и граждан, но, обязав их осуществлять платежи на правах свободного выбора, государство обеспечивает потребности населения в медицинской помощи посредством закона, само при этом непосредственно в производстве услуг не участвуя.
Государственные органы управления здравоохранением в основном выполняют функции экспортно-аналитических и арбитражных служб при муниципалитете, реализуют отдельные государственные и территориальные программы и занимаются вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия.
Внедрение общенациональных систем обязательного медицинского страхования в большинстве развитых стран мира позволило обеспечить их население гарантированной медицинской помощью, повысить эффективность здравоохранения и резко ограничить затраты.
По эффективности здравоохранение, основанное на принципах обязательного медицинского страхования (8— 12% от ВВП) уступает только государственным системам (государственное медицинское страхование и государственное здравоохранение).
Организация национальных систем здравоохранения на основе всеобщего государственного медико-социального страхования.После второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного регулирования, но, сохранив и частный сектор элитных и дополнительных услуг, построили страховые модели, которые существенно отличаются от «классической» схемы обязательного медицинского страхования и которые можно характеризовать как модели государственного медицинского страхования.
Характеристикой такой модели является то, что государство непосредственно координирует всю вертикаль взаимоотношений и само обеспечивает производство медицинских услуг всему населению. А значит, в функции государственных органов управления закладывается ответственность за сбор средств. Это, в свою очередь, подразумевает наличие отраслевой налоговой инспекции по сбору средств, полное управление финансами, четкую систему госзаказа, наличие госсектора и муниципального — с государственным статусом производителя медуслуг (или, как практикуется, например, в Японии, с некоммерческим принципом оплаты деятельности ЛПУ по фиксированным ценам, при которых они практически работают как государственные). Отсюда — конкретные программы по объемам, затратам и жесткие регуляторы этих объемов. И, соответственно, совершенно конкретные обязательства для всех граждан.
Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в организации медицинского обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство (6 — 9% от ВВП). Фактически это модель XXI века для стран, где стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве.
В некоторых странах (Великобритания, Италия, Испания) бесплатная помощь оказывается только на основных этапах курса лечения, а условия ее предоставления (комфортность, очередность) существенно отличаются от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы медицинского обслуживания в пределах государственного страхования (ГМС) широко представлен приватный сектор и программы ДМС, использующие негосударственную лечебную базу. В других странах добровольное медицинское страхование почти не развито (Япония) или вообще отсутствует (Канада).
Организация национальных систем здравоохранения на основе монопольной государственной модели. Монопольная государственная система здравоохранения, существовавшая в бывшем СССР и странах социалистического содружества, основывалась на распорядительно-распределительном принципе управления. Такая система была ориентирована на централизованный механизм формирования бюджета отрасли, организацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабжения по фиксированным ценам, формирование и развитие лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по штатам, ресурсам, заработной плате и т. п.
Особенностью таких систем являлось монопольное построение структуры лечебной сети, стандартизация медицинской помощи без возможностей предоставления дополнительных платных услуг и элитного гостиничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды и экономических стимулов в работе медицинского персонала.
Финансирование медицинской деятельности осуществлялось исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависел от реальных налоговых поступлений и взносов от каждой конкретной территории, т. е. существовала система единого заказчика медицинской помощи в лице государства.
Исходя из этого, система управления здравоохранением не требовала отдельной независимой структуры заказчика, отвечающего за сбор средств и интересы населения на каждой территории и фактически была представлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территориальный (облздрав), местные органы управления и учреждения здравоохранения.
Основные принципы российской системы здравоохранения.
§ соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья человека;
§ приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи;
§ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
§ ответственность органов государственной власти и управлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Уровни охраны здоровья
Федеральный уровень
Министерство здравоохранения - высший орган управления здравоохранением. Его возглавляет министр, назначаемый премьер-министром после утверждения кандидатуры в Государственной Думе.
Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет,означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний.
Структура Министерства здравоохранения Российской Федерации часто меняется: объединяют и создают новые департаменты, их функции перераспределяют.
Бюджет Министерству здравоохранения устанавливает Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около4% коечного фонда страны.
Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.
Региональный уровень
Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС) (см. ниже) в 1993 г. власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других - особенной активности не проявляют.
Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения- инфекционные, туберкулезные, психиатрические и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70%диагностических центров.
Местный уровень
Местные власти многих крупных городов активно участвуют в реформах здравоохранения, а вот власти сельских районов чаще исполняют обязанности, больше похожие на обязанности руководства центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население медицинским обслуживанием, в объеме, указанном в законах. На деле же очень часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения.
В городах, как правило, имеется городская многопрофильная больница для взрослых на 250 коек и детская городская больница на 200 коек. Кроме того, имеется городская скоропомощная больница, инфекционная и туберкулезная больницы на 700 коек, родильные дома, психиатрические и неврологические больницы (некоторые находятся в региональном подчинении) и другие специализированные стационары. Большинство учреждений первичного медицинского обслуживания, поликлиники и некоторые диагностические центры тоже являются учреждениями городского подчинения.
Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше - включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты.
- Современное представление о здоровье, предболезни, болезни и профилактике.
- Третье состояние. Гипотония. Гипогликемия.
- 3. Основные показатели общественного здоровья.
- 4. Критерии оценки индивидуального здоровья.
- 5. Модели организации здравоохранения, основные принципы российской системы здравоохранения, основные уровни здоровья.
- 6. Здоровый образ жизни и его составляющие.
- 7. Здоровье и наследственность. Наследственные болезни.
- 8. Значение возраста, конституции и типа внд в развитии болезни.
- 9. Основные понятия экологии человека. Экологический кризис. Глобальные загрязнители объектов окружающей среды.
- 10. Образ жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни. Двигательная активность и здоровье.
- 11. Питание и здоровье. Болезни цивилизации.
- 12. Железодефицитные состояния и анемии.
- 13. Ожирение, заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью. Современные основы рационального питания.
- 14. Три аспекта понятия болезни: связь с внешней средой, включение компенсаторных механизмов, влияние на трудоспособность. Симптомы болезни.
- 15. Периоды и стадии течения болезни. Исходы болезни. Выздоровление.
- 16. Смерть. Терминальное состояние. Методы оживления, современное состояние проблемы.
- 17. Понятие об инфекционном процессе, эпидемическом процессе.
- 18. Методы и виды дезинфекции, способы дезинфекции. Профилактика инфекционных болезней.
- 19. Понятие об иммунитете и его видах. Вакцинация.
- 20. Общие признаки инфекционных заболеваний.
- 21. Болезни, передаваемые половым путем.
- 22. Воздушно-капельные инфекции, желудочно-кишечные инфекции.
- 23. Гематогенные инфекции. Зоонозы, орнитозы.
- 24. Травмы. Воздействие механической энергии: растяжение, разрыв, сдавление, переломы, сотрясение, ушиб, вывихи. Первая помощь.
- 25. Виды кровотечений. Первая помощь.
- 26. Воздействие тепловой и лучистой энергии. Действие высокой и низкой температуры. Ожоги и обморожения. Местное и общее действие тепловой энергии.
- 27. Ожоговая болезнь, фазы, ожоговый шок.
- 28. Лучистая энергия: солнечные лучи, ионизирующее излучение. Стадии развития лучевой болезни. Воздействие малых доз радиации на организм.
- 29. Химические факторы: экзогенные и эндогенные отравления.
- 30. Отравления: отравление угарным газом, отравление бытовым газом, пищевое или лекарственное отравление.
- 31. Отравление алкоголем, передозировка наркотиков (признаки, оказание помощи).
- 32. Аллергические реакции, классификация.
- 33. Анафилактический шок: внешние проявления аллергического шока, варианты проявления аллергического шока. Неотложная помощь при аллергической реакции.
- 34. Биологические факторы, социальные и психические причины болезней.
- 35. Основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Причины, механизмы развития, исходы.
- 36. Бронхиальная астма. Причины, механизмы развития, исходы. Неотложная помощь при бронхиальной астме.
- 37. Комы при сахарном диабете: диабетическая (гипергликемическая), гипогликемическая комы, оказание помощи.
- 38. Гипертонический криз (схема оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе). Приступ стенокардии (схема оказания помощи при стенокардии).
- 39. Острые боли в животе. Общие правила транспортировки пострадавших. Универсальная аптечка.
- 40. Первая доврачебная помощь. Реанимационные мероприятия при неотложных состояниях. Алгоритм поведения при оказании помощи пострадавшим.
- 41. Утопление, виды. Реанимационные мероприятия.
- 42. Общие принципы ухода за больными (основные мероприятия по общему уходу за больными). Введение лекарственных средств. Осложнения.