logo
Posob_po_samostoyat_rabote

Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров

┌─────┬────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐

N │ Перечень типов │ Осмотры врачами- │ Лабораторные, │

п/п │ образовательных │ специалистами │ функциональные и иные │

│ │ учреждений, при │ │ исследования │

│ │ поступлении в │ │ │

│ │ которые проводятся │ │ │

│ │ предварительные │ │ │

│ │медицинские осмотры │ │ │

│ │ несовершеннолетних │ │

├─────┼────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤

│1. │Дошкольные │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │образовательные │Невролог │Общий анализ мочи │

│ │учреждения │Детский хирург │Исследование уровня │

│ │ │Детский стоматолог │глюкозы в крови │

│ │ │Офтальмолог │Анализ кала на яйца │

│ │ │Оториноларинголог │глистов │

│ │ │Психиатр детский │ │

│ │ │Акушер-гинеколог │ │

│ │ │Детский уролог- │ │

│ │ │андролог │ │

├─────┼────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤

└─────┴────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВЫХ И УГЛУБЛЕННЫХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ В ДДУ

Педиатр осматривает ребенка в ДДУ в возрасте от 1 года до 3-х лет — 1 раз в месяц, детей старше 3-х лет — 1 раз в квартал. В период адаптации врач ДДУ осматривает вновь поступивших в возрасте до 3-х лет — 1 раз в 5–6 дней, старше 3-х лет — 1 раз в 10–12 дней. Обязательные лабораторные исследования: клинические анализы крови — ежегодно, анализ мочи — по показаниям, анализ кала на яйца глистов — по плану ГСЭН. Этапные эпикризы на детей до 1 года составляют ежеквартально, с года до 3-х лет — два раза в год, старше 3-х лет— 1 раз в год.

Углубленный осмотр с участием узких специалистов проводится 1 раз в год. В диспансеризации этих детей принимают участие оториноларинголог, офтальмолог, хирург, логопед, по показаниям детей осматривают другие специалисты, также по показаниям проводятся и лабораторные исследования. Врачи-офтальмологи осматривают детей младших групп (3–4 года) и подготовительных групп с расширением зрачка. Результаты диспансерных осмотров заносятся как в форму 026/у — 2000, так и в форму 112/у.

Углубленный осмотр детей подготовительной группы (6-й год жизни) проводится с обязательным участием оториноларинголога, офтальмолога, хирурга, невропатолога, стоматолога. Оценивают развитие речи, состояние звукопроизношения, тест вырезания круга и тест Керна-Ирасека, анализируют процент неадекватных реакций на словесные раздражители. Обязательными лабораторными исследованиями являются: клинический анализ крови, анализ мочи, глюкоза крови.

Приложение N 1

к Порядку прохождения

несовершеннолетними медицинских

осмотров, в том числе при поступлении

в образовательные учреждения

и в период обучения в них,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 21 декабря 2012 г. N 1346н

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│14. │1 год 3 месяца │Педиатр │ │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│15. │1 год 6 месяцев │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │ │Общий анализ мочи │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│16. │1 год 9 месяцев │Педиатр │ │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│17. │2 года │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │Детский стоматолог │Общий анализ мочи │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│18. │2 года 6 месяцев │Педиатр │ │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│19. │3 года │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │Невролог │Общий анализ мочи │

│ │ │Детский хирург │Исследование уровня глюкозы в крови │

│ │ │Детский стоматолог │ │

│ │ │Офтальмолог │ │

│ │ │Оториноларинголог │ │

│ │ │Психиатр детский │ │

│ │ │Акушер-гинеколог <***>│ │

│ │ │Детский уролог- │ │

│ │ │андролог <***> │ │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│20. │4 года │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │Детский хирург │Общий анализ мочи │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│21. │5 лет │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │Детский хирург │Общий анализ мочи │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│22. │6 лет │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │Невролог │Общий анализ мочи │

│ │ │Офтальмолог │Исследование уровня глюкозы в крови │

│ │ │Детский стоматолог │ │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│23. │7 лет │Педиатр │Общий анализ крови │

│ │ │Невролог │Общий анализ мочи │

│ │ │Детский хирург │Исследование уровня глюкозы в крови │

│ │ │Детский стоматолог │Ультразвуковое исследование органов │

│ │ │Травматолог-ортопед │брюшной полости, сердца, щитовидной │

│ │ │Офтальмолог │железы и органов репродуктивной │

│ │ │Оториноларинголог │сферы │

│ │ │Психиатр детский │Электрокардиография │

│ │ │Акушер-гинеколог │ │

│ │ │Детский уролог- │ │

│ │ │андролог │ │

├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

Осмотр детей подготовительной группы проводится в зимне-весеннее время, преимущественно во время школьных каникул (предусматривается планом в зависимости от количества учреждений). Школьные карты заполняются и выдаются на руки родителям весной.

Ведение ребенка в период адаптации.

Наиболее ответственным периодом пребывания ребенка в дошкольном учреждении являются первые дни после поступления, так называемый адаптационный период.

В период адаптации врач ДДУ осматривает вновь поступивших в возрасте до 3-х лет — 1 раз в 5–6 дней, старше 3-х лет — 1 раз в 10–12 дней.

Переход ребенка раннего возраста из привычных для него условий семейного воспитания в новую микросоциальную среду оказывает ощутимые эмоциональные воздействия и требует перестройки сформировавшихся ранее форм общения и поведения. К тому же более тесный контакт с другими детьми увеличивает возможность перекрестного инфицирования, приводит к повышенной возбудимости, а затем и утомляемости нервной системы.

В результате многочисленных исследований установлено, что чаще всего дети болеют именно в периоде адаптации — в первые 10—15 дней после поступления в дошкольное учреждение. Наибольший удельный вес острых респираторных инфекций, перенесенных ребенком за все время пребывания в дошкольном учреждении, приходится на первые 6 мес.

Р. В. Тонкова-Ямпольская классифицирует адаптацию по 3 степеням тяжести — легкую, среднетяжелую и тяжелую. При этим основными параметрами являются сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний ребенка.

При легкой адаптациинарушения в поведении отмечаются в течение 20—30 дней. Незначительно снижается аппетит, объем съедаемой пищи увеличивается до возрастной нормы в течение 10 дней. Дома сон ребенка, как правило, не нарушен, а в условиях дошкольного учреждения он восстанавливается обычно в течение 7—10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15—20 дней, а иногда и раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Заболеваний в период адаптации не возникает. Легкая адаптация отмечается в основном у детей в возрасте до 9 мес или старше 2,5 лет с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья.

Адаптация средней тяжестирегистрируется обычно у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте от 9 мес до 2,5 лет либо у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье (неблагоприятный социальный анамнез). При этой степени адаптации все нарушения в поведении ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются, как правило, не ранее 20—30 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, так же как и нарушение контактов с детьми. Речевая активность не восстанавливается 20—40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца. Отмечается значительная задержка двигательной активности, которая восстанавливается после 30—35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо. Острое заболевание при адаптации средней тяжести возникает в виде респираторной инфекции, протеющей без осложнений.

Для тяжелой адаптации,во-первых, характерны значительная длительность (от 2 до 6 мес и более), а во-вторых, выраженная тяжесть всех проявлений. Так, дети до 1,5 лет жизни, имеющие в анамнезе факторы риска биологического плана (токсикозы беременности у матери, осложнения в родах и др.) и отклонения в состоянии здоровья до поступления в дошкольное учреждение, заболевают в первые 10 дней после поступления и затем продолжают болеть от 4 до 12 раз и более в течение 1 года. Частота заболеваний снижается лишь на 2-м году пребывания в детском учреждении, и дети постепенно начинают стабильно посещать детское учреждение и адекватно реагировать на обстановку. У детей более старшего возраста (после 2,5 лет) наблюдается другая форма тяжелой адаптации, когда характерны длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1—2 квартала (в сравнении с возрастной нормой). В анамнезе детей регистрируются неблагоприятные как биологические, так и социальные факторы (нарушения возрастных режимов, методики кормления, организации сна и бодрствования и др.).