Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
┌─────┬────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐
│ N │ Перечень типов │ Осмотры врачами- │ Лабораторные, │
│ п/п │ образовательных │ специалистами │ функциональные и иные │
│ │ учреждений, при │ │ исследования │
│ │ поступлении в │ │ │
│ │ которые проводятся │ │ │
│ │ предварительные │ │ │
│ │медицинские осмотры │ │ │
│ │ несовершеннолетних │ │ │
├─────┼────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│1. │Дошкольные │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │образовательные │Невролог │Общий анализ мочи │
│ │учреждения │Детский хирург │Исследование уровня │
│ │ │Детский стоматолог │глюкозы в крови │
│ │ │Офтальмолог │Анализ кала на яйца │
│ │ │Оториноларинголог │глистов │
│ │ │Психиатр детский │ │
│ │ │Акушер-гинеколог │ │
│ │ │Детский уролог- │ │
│ │ │андролог │ │
├─────┼────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
└─────┴────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВЫХ И УГЛУБЛЕННЫХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ В ДДУ
Педиатр осматривает ребенка в ДДУ в возрасте от 1 года до 3-х лет — 1 раз в месяц, детей старше 3-х лет — 1 раз в квартал. В период адаптации врач ДДУ осматривает вновь поступивших в возрасте до 3-х лет — 1 раз в 5–6 дней, старше 3-х лет — 1 раз в 10–12 дней. Обязательные лабораторные исследования: клинические анализы крови — ежегодно, анализ мочи — по показаниям, анализ кала на яйца глистов — по плану ГСЭН. Этапные эпикризы на детей до 1 года составляют ежеквартально, с года до 3-х лет — два раза в год, старше 3-х лет— 1 раз в год.
Углубленный осмотр с участием узких специалистов проводится 1 раз в год. В диспансеризации этих детей принимают участие оториноларинголог, офтальмолог, хирург, логопед, по показаниям детей осматривают другие специалисты, также по показаниям проводятся и лабораторные исследования. Врачи-офтальмологи осматривают детей младших групп (3–4 года) и подготовительных групп с расширением зрачка. Результаты диспансерных осмотров заносятся как в форму 026/у — 2000, так и в форму 112/у.
Углубленный осмотр детей подготовительной группы (6-й год жизни) проводится с обязательным участием оториноларинголога, офтальмолога, хирурга, невропатолога, стоматолога. Оценивают развитие речи, состояние звукопроизношения, тест вырезания круга и тест Керна-Ирасека, анализируют процент неадекватных реакций на словесные раздражители. Обязательными лабораторными исследованиями являются: клинический анализ крови, анализ мочи, глюкоза крови.
Приложение N 1
к Порядку прохождения
несовершеннолетними медицинских
осмотров, в том числе при поступлении
в образовательные учреждения
и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│14. │1 год 3 месяца │Педиатр │ │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│15. │1 год 6 месяцев │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │ │Общий анализ мочи │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│16. │1 год 9 месяцев │Педиатр │ │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│17. │2 года │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │Детский стоматолог │Общий анализ мочи │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│18. │2 года 6 месяцев │Педиатр │ │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│19. │3 года │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │Невролог │Общий анализ мочи │
│ │ │Детский хирург │Исследование уровня глюкозы в крови │
│ │ │Детский стоматолог │ │
│ │ │Офтальмолог │ │
│ │ │Оториноларинголог │ │
│ │ │Психиатр детский │ │
│ │ │Акушер-гинеколог <***>│ │
│ │ │Детский уролог- │ │
│ │ │андролог <***> │ │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│20. │4 года │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │Детский хирург │Общий анализ мочи │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│21. │5 лет │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │Детский хирург │Общий анализ мочи │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│22. │6 лет │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │Невролог │Общий анализ мочи │
│ │ │Офтальмолог │Исследование уровня глюкозы в крови │
│ │ │Детский стоматолог │ │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│23. │7 лет │Педиатр │Общий анализ крови │
│ │ │Невролог │Общий анализ мочи │
│ │ │Детский хирург │Исследование уровня глюкозы в крови │
│ │ │Детский стоматолог │Ультразвуковое исследование органов │
│ │ │Травматолог-ортопед │брюшной полости, сердца, щитовидной │
│ │ │Офтальмолог │железы и органов репродуктивной │
│ │ │Оториноларинголог │сферы │
│ │ │Психиатр детский │Электрокардиография │
│ │ │Акушер-гинеколог │ │
│ │ │Детский уролог- │ │
│ │ │андролог │ │
├────┼──────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
Осмотр детей подготовительной группы проводится в зимне-весеннее время, преимущественно во время школьных каникул (предусматривается планом в зависимости от количества учреждений). Школьные карты заполняются и выдаются на руки родителям весной.
Ведение ребенка в период адаптации.
Наиболее ответственным периодом пребывания ребенка в дошкольном учреждении являются первые дни после поступления, так называемый адаптационный период.
В период адаптации врач ДДУ осматривает вновь поступивших в возрасте до 3-х лет — 1 раз в 5–6 дней, старше 3-х лет — 1 раз в 10–12 дней.
Переход ребенка раннего возраста из привычных для него условий семейного воспитания в новую микросоциальную среду оказывает ощутимые эмоциональные воздействия и требует перестройки сформировавшихся ранее форм общения и поведения. К тому же более тесный контакт с другими детьми увеличивает возможность перекрестного инфицирования, приводит к повышенной возбудимости, а затем и утомляемости нервной системы.
В результате многочисленных исследований установлено, что чаще всего дети болеют именно в периоде адаптации — в первые 10—15 дней после поступления в дошкольное учреждение. Наибольший удельный вес острых респираторных инфекций, перенесенных ребенком за все время пребывания в дошкольном учреждении, приходится на первые 6 мес.
Р. В. Тонкова-Ямпольская классифицирует адаптацию по 3 степеням тяжести — легкую, среднетяжелую и тяжелую. При этим основными параметрами являются сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний ребенка.
При легкой адаптациинарушения в поведении отмечаются в течение 20—30 дней. Незначительно снижается аппетит, объем съедаемой пищи увеличивается до возрастной нормы в течение 10 дней. Дома сон ребенка, как правило, не нарушен, а в условиях дошкольного учреждения он восстанавливается обычно в течение 7—10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15—20 дней, а иногда и раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Заболеваний в период адаптации не возникает. Легкая адаптация отмечается в основном у детей в возрасте до 9 мес или старше 2,5 лет с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья.
Адаптация средней тяжестирегистрируется обычно у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте от 9 мес до 2,5 лет либо у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье (неблагоприятный социальный анамнез). При этой степени адаптации все нарушения в поведении ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются, как правило, не ранее 20—30 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, так же как и нарушение контактов с детьми. Речевая активность не восстанавливается 20—40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца. Отмечается значительная задержка двигательной активности, которая восстанавливается после 30—35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо. Острое заболевание при адаптации средней тяжести возникает в виде респираторной инфекции, протеющей без осложнений.
Для тяжелой адаптации,во-первых, характерны значительная длительность (от 2 до 6 мес и более), а во-вторых, выраженная тяжесть всех проявлений. Так, дети до 1,5 лет жизни, имеющие в анамнезе факторы риска биологического плана (токсикозы беременности у матери, осложнения в родах и др.) и отклонения в состоянии здоровья до поступления в дошкольное учреждение, заболевают в первые 10 дней после поступления и затем продолжают болеть от 4 до 12 раз и более в течение 1 года. Частота заболеваний снижается лишь на 2-м году пребывания в детском учреждении, и дети постепенно начинают стабильно посещать детское учреждение и адекватно реагировать на обстановку. У детей более старшего возраста (после 2,5 лет) наблюдается другая форма тяжелой адаптации, когда характерны длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1—2 квартала (в сравнении с возрастной нормой). В анамнезе детей регистрируются неблагоприятные как биологические, так и социальные факторы (нарушения возрастных режимов, методики кормления, организации сна и бодрствования и др.).
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)