Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение и в период адаптации в ДДУ. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу и в период адаптации в школе.
Самостоятельная работа.Работа студентов на рабочем месте врача дошкольно-школьной сети. Ведение мед. документации врача ДШО. Оформление мед.документации при подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Оформление мед.документации при подготовке ребенка к поступлению в школу.
Цель занятия:
На базе образовательного учреждения (детского комбината ясли/сад, ср.школы) изучить особенности медицинского обслуживания детей, воспитывающихся в данном учреждении.
Студент должен:
знать:
Штатные нормативы медицинского персонала:
а) в дошкольно-школьном отделении ( ДШО ) поликлиники,
б) в дошкольном учреждении ( ДУ ) с учётом его типа и количества детей ясельного и садового возраста.
в) в школьном учреждении с учётом его типа и количества детей
Функциональные обязанности:
а) заведующей и старшей медсестры ДШО,
б) врача и старшей медсестры в ДУ.
б) врача и старшей медсестры в школе.
Правила составления графика работы медицинских работников в ДУ и школе.
Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию ДДУ и школы.
Значение преемственности в работе всех лечебно-профилактических учреждений.
Возрастные особенности ( биологические закономерности) детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
Адаптационные механизмы, периоды и степени тяжести адаптации, прогноз.
Мероприятия по общей и специальной подготовке детей к поступлению в ДДУ и школу.
Возрастные режимы дня учебно-воспитательной работы с детьми ясельного, садового и школьного возраста, особенности питания детей, методы физического воспитания, принципы и основные средства закаливания детей.
Определение функциональной готовности к поступлению в школу, оценка школьной зрелости.
Особенности питания школьников ( требования к меню, потребность в пищевых ингредиентах, основы лечебного питания, санитарно-гигиенические требования к пищеблоку, технологии приготовления пищи, сроки хранения продуктов, подсчет калорийности ).
Гигиенические требования к режиму учебного процесса в школе и группах продленного дня, трудовому обучению, физическому воспитанию ( оценка физкультурного занятия ). Сроки допуска к физкультуре и труду после перенесенного заболевания.
Аспекты профессиональной ориентации и принципы врачебно-профессиональной консультации.
понимать:
Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию ДУ.
Основные разделы работы врача и старшей медсестры в ДУ.
Организацию режима дня учебно-воспитательной работы в зависимости от возраста, особенности питания детей в ДУ.
Вопросы организации и контроля за физическим воспитанием, закаливанием.
Показатели эффективности работы дошкольного учреждения ( по уровню состояния здоровья детей, их заболеваемости, посещаемости ).
Задачи детского дошкольно-школьного отделения в деле охраны здоровья школьников.
Содержание работы медицинского персонала в школе.
Методы реабилитации школьников с хроническими заболеваниями и реконвалесцентов после острых заболеваний.
Санитарно-гигиенические требования к условиям пребывания детей в группах продлённого дня и обучающихся с 6-летнего возраста.
Вопросы организации прививочной работы.
уметь:
Составить график работы медицинского персонала в ДУ и школе.
Проводить осмотр вновь поступивших в учреждение с назначением комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации, установить прогноз тяжести адаптации.
Осуществлять в установленные сроки плановые профилактические осмотры детей и перед прививками.
Оценить физическое развитие, нервно-психическое, функциональное состояние органов и систем. Определить группу здоровья, оформить этапный эпикриз.
С учётом комплексной оценки состояния здоровья дать рекомендации по режиму, питанию, физкультурной группе, закаливанию, проф.прививкам.
Составлять возрастное меню, проводить расчёт питания и контроль за техникой приготовления пищи.
Проводить медико-педагогический контроль урока физкультуры.
Определить функциональную готовность к поступлению в школу, оценить школьную зрелость.
Составить режим дня школьника в учебное и вне учебное время.
Осуществить контроль расписания, академического урока, уроков физкультуры и труда, сделать медицинское заключение.
Провести углубленный профосмотр здоровых школьников с оценкой остроты зрения, физического и полового развития, группы здоровья, указанием физкультурной группы и номера парты.
Составить план профилактических прививок. Определить контингент школьников, нуждающихся по состоянию здоровья в индивидуальном трудовом обучении и обучении на дому, освобождении от уроков физкультуры и назначении медицинской физкультурной группы.
Провести контроль питания ( оценка меню, технология приготовления блюд, диетическое питание, витаминизация ).
Разработать мероприятия для профилактики травматизма. Оказать медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Проводить профессиональную ориентацию и врачебную консультацию школьников с учётом углублённого осмотра.
Оказывать медико-социальную и организовывать психолого-педагогическую помощь детям и подросткам.
Освещать вопросы полового воспитания и планирования семьи.
Проводить разъяснение вреда алкоголя и наркотических веществ, профилактику СПИДа.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию ДДУ и школы.
Возрастные особенности (биологические закономерности) детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
Адаптационные механизмы, периоды и степени тяжести адаптации, прогноз.
Мероприятия по общей и специальной подготовке детей к поступлению в ДДУ и школу.
Возрастные режимы дня учебно-воспитательной работы с детьми ясельного, садового и школьного возраста, особенности питания детей, методы физического воспитания, принципы и основные средства закаливания детей.
Определение функциональной готовности к поступлению в школу, оценка школьной зрелости.
Гигиенические требования к режиму учебного процесса в школе и группах продленного дня, трудовому обучению, физическому воспитанию ( оценка физкультурного занятия ). Сроки допуска к физкультуре и труду после перенесенного заболевания.
Аспекты профессиональной ориентации и принципы врачебно-профессиональной консультации.
Содержание:
Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях — это специальное отделение детской поликлиники, сформированное из педиатров и медицинских сестер учебно-воспитательных учреждений микрорайона поликлиники (яслей, яслей-садов, детских садов, школ, детских домов) и медицинских работников школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев, техникумов и институтов. В состав отделения не входят сотрудники домов ребенка района вне зависимости от того, являются ли они специализированными или физиологическими.
Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях организуется по типу педиатрического отделения детской поликлиники и возглавляется заведующим отделением и старшей медицинской сестрой. В соответствии с действующими штатными нормативами организация отделения возможна при наличии 6,5–9,0 и более штатных должностей педиатров в детских учебно-воспитательных учреждениях, входящих в состав детской поликлиники.
Основными задачами сотрудников отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях является организация и непосредственное оказание медицинской помощи воспитанникам детских дошкольных учреждений и учащимся образовательных учреждений, входящих в его состав, вне зависимости от места жительства детей.
Разделы работы ДШО
Контроль за санитарно-гигиеническими условиями, организацией режима дня, питанием, физическим воспитанием детей в дошкольных и образовательных учреждениях.
Организация диспансерного наблюдения за детьми и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Организация противоэпидемических мероприятий.
Мероприятия по повышению квалификации персонала и санитарно-просветительная работа.
Штаты врачей для работы в детских учреждениях устанавливаются в соответствии со штатными нормативами
Приложение N 5
к Порядку оказания
педиатрической помощи,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 16 апреля 2012 г. N 366н
69. │Врач-педиатр отделения организации │1 на: │
│ │медицинской помощи детям в образовательных │180 - 200 детей в │
│ │организациях │детских яслях │
│ │ │(ясельных группах │
│ │ │детских яслей-садов); │
│ │ │400 детей детских │
│ │ │садов │
│ │ │(соответствующих │
│ │ │групп в детских │
│ │ │яслях-садах); │
│ │ │1000 обучающихся в │
│ │ │образовательных │
│ │ │организациях │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤
│70. │Медицинская сестра отделения организации │1 на: │
│ │медицинской помощи детям в образовательных │500 обучающихся в │
│ │организациях │образовательных │
│ │ │организациях; │
│ │ │100 детей в детских │
│ │ │яслях (ясельных групп │
│ │ │яслей-садов); │
│ │ │100 детей детских │
│ │ │садов; │
│ │ │50 детей санаторных │
│ │ │детских садов; │
│ │ │300 учащихся │
│ │ │вспомогательных │
│ │ │школ для умственно │
│ │ │отсталых детей │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤
│71. │Врач по гигиене детей и подростков │1 на 2500 обучающихся │
│ │ │образовательных │
│ │ │организаций │
└────┴─────────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘
Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях включает следующие основные разделы:
— контроль, начиная с периода адаптации, за всесторонним развитием и здоровьем детей, их подготовкой к школе;
— организацию необходимых профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий;
— предупреждение инфекционных заболеваний среди детей, профилактику травматизма и несчастных случаев;
— организацию и контроль за выполнением комплекса гигиенических мероприятий, необходимых для правильной постановки режима, оздоровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении;
— ознакомление детей и их родителей с основами гигиены, распространение санитарных знаний среди персонала и родителей и др.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
В приказе № 60 МЗ СССР от 19 января 1983 г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» в приложении №20 дана «Инструкция о подготовке детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждений».
Работа по подготовке детей на педиатрическом участке должна проводиться в соответствии с этой инструкцией, содержание которой раскрывается в данных рекомендациях.
Согласно инструкции, подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
Общая подготовка включает проведение общепринятых мероприятий по систематическому профилактическому обслуживанию детей на педиатрическом участке начиная с периода новорожденности.
Каждый осмотр участковым врачом-педиатром ребенка в декретированном возрасте должен заканчиваться комплексной оценкой состояния здоровья с определением группы здоровья и назначением рекомендаций по следующим обязательным пунктам: режим, питание, физическое воспитание (гимнастика, массаж, закаливание), профилактические прививки, профилактика пограничных состояний, назначение диспансеризации (календарной и детям, состоящим на учете по ф.0.30/у), лабораторные и дополнительные исследования, необходимая медикаментозная терапия, воспитательные воздействия.
Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки.
Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение с 1,5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в дошкольное учреждение в более младшем возрасте, то и специальная подготовка должна начинаться раньше. Эта подготовка включает в себя следующие мероприятия:
санитарно-просветительную работу участковой медицинской сестры, медицинского персонала кабинета по воспитанию здорового ребенка с родителями путем проведения тематических бесед по вопросам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;
диспансеризацию детей у врачей-специалистов и проведение лабораторных исследований (это не было сделано ранее) в предусмотренные календарные сроки за 2–3 месяца до поступления. Обязательный осмотр в эти же сроки у участкового педиатра;
оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья (по группам состояния здоровья) и результатов последней диспансеризации.
Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение. Первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц.
Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей-специалистов.
Для выполнения всей программы по подготовке участковая медсестра при патронаже на дому выясняет, когда ребенок будет поступать в дошкольное учреждение, и информирует об этом участкового врача-педиатра.
Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей (легкая, средней тяжести, тяжелая).
Правила оформления ребенка в ДДУ.
Оформление документации проводится в соответствии с Порядком прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н.
Делается запись в истории развития ребенка о начале и окончании подготовки, о результатах диспансеризации и проведенном оздоровлении, составление выписного эпикриза для дошкольного учреждения по унифицированной схеме с предполагаемым прогнозом адаптации, обязательными рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальным подходам, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний и при обострениях хронических очагов, при фоновых состояниях.
При оформлении ребенка в ДДУ участковый врач заполняет выписку из истории развития, в которой отражает данные о состоянии здоровья и уровне развития ребенка, о характере вскармливания, профилактических прививках и пр. В выписку вносят результаты анализов, в ней отражается наличие контакта ребенка с инфекционным больным и даются рекомендации по ведению ребенка в период адаптации. На детей, поступающих в ДДУ, заполняют индивидуальную карту (форма 026/у — 2000), она хранится в учреждении, которое посещает ребенок.
При направлении в детские дошкольные учреждения все дети, поступающие туда впервые, проходят углубленный осмотр всех специалистов детской поликлиники с проведением соответствующих лабораторных исследований (Приказ МЗ РФ №1346). В истории развития ребенка (112/у) делается соответствующая запись участкового педиатра и заключение ясельной комиссии в составе заведующего ДШО, зав.педиатрическим отделением или зав. детской поликлиники).
Приложение N 1
к Порядку прохождения
несовершеннолетними медицинских
осмотров, в том числе при поступлении
в образовательные учреждения
и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)