logo
Posob_po_samostoyat_rabote

Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).

Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение и в период адаптации в ДДУ. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу и в период адаптации в школе.

Самостоятельная работа.Работа студентов на рабочем месте врача дошкольно-школьной сети. Ведение мед. документации врача ДШО. Оформление мед.документации при подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Оформление мед.документации при подготовке ребенка к поступлению в школу.

Цель занятия:

На базе образовательного учреждения (детского комбината ясли/сад, ср.школы) изучить особенности медицинского обслуживания детей, воспитывающихся в данном учреждении.

Студент должен:

знать:

понимать:

уметь:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Содержание:

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях — это специальное отделение детской поликлиники, сформированное из педиатров и медицинских сестер учебно-воспитательных учреждений микрорайона поликлиники (яслей, яслей-садов, детских садов, школ, детских домов) и медицинских работников школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев, техникумов и институтов. В состав отделения не входят сотрудники домов ребенка района вне зависимости от того, являются ли они специализированными или физиологическими.

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях организуется по типу педиатрического отделения детской поликлиники и возглавляется заведующим отделением и старшей медицинской сестрой. В соответствии с действующими штатными нормативами организация отделения возможна при наличии 6,5–9,0 и более штатных должностей педиатров в детских учебно-воспитательных учреждениях, входящих в состав детской поликлиники.

Основными задачами сотрудников отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях является организация и непосредственное оказание медицинской помощи воспитанникам детских дошкольных учреждений и учащимся образовательных учреждений, входящих в его состав, вне зависимости от места жительства детей.

Разделы работы ДШО

  1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями, организацией режима дня, питанием, физическим воспитанием детей в дошкольных и образовательных учреждениях.

  2. Организация диспансерного наблюдения за детьми и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

  3. Организация противоэпидемических мероприятий.

  4. Мероприятия по повышению квалификации персонала и санитарно-просветительная работа.

Штаты врачей для работы в детских учреждениях устанавливаются в соответствии со штатными нормативами

Приложение N 5

к Порядку оказания

педиатрической помощи,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

от 16 апреля 2012 г. N 366н

69. │Врач-педиатр отделения организации │1 на: │

│ │медицинской помощи детям в образовательных │180 - 200 детей в │

│ │организациях │детских яслях │

│ │ │(ясельных группах │

│ │ │детских яслей-садов); │

│ │ │400 детей детских │

│ │ │садов │

│ │ │(соответствующих │

│ │ │групп в детских │

│ │ │яслях-садах); │

│ │ │1000 обучающихся в │

│ │ │образовательных │

│ │ │организациях │

├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤

│70. │Медицинская сестра отделения организации │1 на: │

│ │медицинской помощи детям в образовательных │500 обучающихся в │

│ │организациях │образовательных │

│ │ │организациях; │

│ │ │100 детей в детских │

│ │ │яслях (ясельных групп │

│ │ │яслей-садов); │

│ │ │100 детей детских │

│ │ │садов; │

│ │ │50 детей санаторных │

│ │ │детских садов; │

│ │ │300 учащихся │

│ │ │вспомогательных │

│ │ │школ для умственно │

│ │ │отсталых детей │

├────┼─────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤

│71. │Врач по гигиене детей и подростков │1 на 2500 обучающихся │

│ │ │образовательных │

│ │ │организаций │

└────┴─────────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘

Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях включает следующие основные разделы:

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

В приказе № 60 МЗ СССР от 19 января 1983 г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» в приложении №20 дана «Инструкция о подготовке детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждений».

Работа по подготовке детей на педиатрическом участке должна проводиться в соответствии с этой инструкцией, содержание которой раскрывается в данных рекомендациях.

Согласно инструкции, подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.

Общая подготовка включает проведение общепринятых мероприятий по систематическому профилактическому обслуживанию детей на педиатрическом участке начиная с периода новорожденности.

Каждый осмотр участковым врачом-педиатром ребенка в декретированном возрасте должен заканчиваться комплексной оценкой состояния здоровья с определением группы здоровья и назначением рекомендаций по следующим обязательным пунктам: режим, питание, физическое воспитание (гимнастика, массаж, закаливание), профилактические прививки, профилактика пограничных состояний, назначение диспансеризации (календарной и детям, состоящим на учете по ф.0.30/у), лабораторные и дополнительные исследования, необходимая медикаментозная терапия, воспитательные воздействия.

Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки.

Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение с 1,5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в дошкольное учреждение в более младшем возрасте, то и специальная подготовка должна начинаться раньше. Эта подготовка включает в себя следующие мероприятия:

Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение. Первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц.

Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей-специалистов.

Для выполнения всей программы по подготовке участковая медсестра при патронаже на дому выясняет, когда ребенок будет поступать в дошкольное учреждение, и информирует об этом участкового врача-педиатра.

Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей (легкая, средней тяжести, тяжелая).

Правила оформления ребенка в ДДУ.

Оформление документации проводится в соответствии с Порядком прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н.

Делается запись в истории развития ребенка о начале и окончании подготовки, о результатах диспансеризации и проведенном оздоровлении, составление выписного эпикриза для дошкольного учреждения по унифицированной схеме с предполагаемым прогнозом адаптации, обязательными рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальным подходам, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний и при обострениях хронических очагов, при фоновых состояниях.

При оформлении ребенка в ДДУ участковый врач заполняет выписку из истории развития, в которой отражает данные о состоянии здоровья и уровне развития ребенка, о характере вскармливания, профилактических прививках и пр. В выписку вносят результаты анализов, в ней отражается наличие контакта ребенка с инфекционным больным и даются рекомендации по ведению ребенка в период адаптации. На детей, поступающих в ДДУ, заполняют индивидуальную карту (форма 026/у — 2000), она хранится в учреждении, которое посещает ребенок.

При направлении в детские дошкольные учреждения все дети, поступающие туда впервые, проходят углубленный осмотр всех специалистов детской поликлиники с проведением соответствующих лабораторных исследований (Приказ МЗ РФ №1346). В истории развития ребенка (112/у) делается соответствующая запись участкового педиатра и заключение ясельной комиссии в составе заведующего ДШО, зав.педиатрическим отделением или зав. детской поликлиники).

Приложение N 1

к Порядку прохождения

несовершеннолетними медицинских

осмотров, в том числе при поступлении

в образовательные учреждения

и в период обучения в них,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 21 декабря 2012 г. N 1346н