logo
Трезвый образ жизни- книга Н

Борьба с курением в России

Табачная война в России, как и пивная, – не отечественная, а мировая, т. к. 95 процентов табачного рынка контролируют 4 транснациональные компании, представленные в основном американским, английским и японским капиталом. Особый накал эта война приобретает потому, что на Западе, по сути, этот бизнес сворачивается. Лишь в России, Украине, Китае и ряде азиатских стран он расширяется. Это – последний плацдарм табачников.

Советник Российской Федерации 1 класса, профессор, доктор политических наук, кандидат медицинских наук, президент Российской ассоциации общественного здоровья, координатор Национальной коалиции «За Россию, свободную от табака», Андрей Константинович Демин провёл собственное расследование. Он даёт описание основных стратегий транснациональных табачных кампаний (ТТК) и периодов их деятельности.

  1. Игнорирование советских законов и осуществление прямой и непрямой рекламы табачных изделий. Эта реклама в значительной степени направлена на молодёжную аудиторию и женщин.

  2. Поглощение табачного рынка России (с 1991 г.). Важнейшее значение имели подписанные на правительственном уровне соглашения о создании совместных предприятий с ТТК (1993 г.) и о допуске иностранного капитала на табачный рынок страны и переходе к местному производству сигарет (1998 г.).

  3. Жёсткое сопротивление разработке и принятию Государственной Думой Российской Федерации эффективного национального законодательства в области борьбы против табака (с 1991 г. по настоящее время). Первая фаза: закон нужно убить. Проект национального закона по борьбе против табака, который разрабатывался под руководством Председателя комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья населения Н. Ф. Герасименко было решено «убить», что отражено в таких документах ТТК, как: «Встреча Рабочей группы EEWG: Отчеты по странам: «Закон Герасименко необходимо убить. Идёт широкое лоббирование индустрии» (Bates No.321215484). Вторая фаза – поддержка своей редакции закона «Об ограничении курения табака» (2000–2001гг.). Когда началась подготовка проекта Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ), ТТК приняли решение помешать подписанию и ратификации этого закона Россией. Поэтому ТТК активно включились в подготовку российского закона «Об ограничении курения табака». Давление на авторов прогрессивного законопроекта было беспрецедентным. И всё-таки кое-что удалось отстоять. Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» запрещает продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, курение запрещено на рабочих местах в закрытых помещениях (разрешено только в специально отведённых местах), курение запрещено на транспорте.

  4. Формирование положительного имиджа ТТК (с 2000 г. по настоящее время). Бритиш Америкен Табакко (БАТ) Россия лицемерно претендует на роль ведущей организации по борьбе против табака в России и даже включается в разные образовательные антитабачные программы для детей и родителей («Классы, свободные от курения», «Мой выбор» и др. Но доверять этим программам, разумеется, нельзя.

  5. Управление процессом РКБТ, использование суверенной Российской Федерации для формирования глобальной протабачной политики (с 1998 г. по настоящее время). Результат: Россия подписала РКБТ одна из последних, а Закон о «Техническом регламенте на табачную продукцию», принятый на её основе, – самый «беззубый» в мире.

  6. Действия от имени Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации (с 2000 г. по настоящее время). В 2006 г. была сформирована самопровозглашённая «Рабочая группа по проблемам потребления табачной продукции при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», куда вошли представители табачной индустрии и сотрудничающих организаций. Смысл деятельности этой группы и документов, выпускаемых ими, по мнению А. К. Демина, состоит в том, чтобы взять в свои руки механизмы исполнения РКБТ в России.

  7. Использование процесса вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) – подготовка технического регламента по табаку (с 2006 г. по настоящее время). Создав «Совет по проблемам табачной промышленности», табачники разработали и приняли в качестве федерального закон о техническом регламенте (ТР) без учёта здоровья россиян и положений РКБТ. Например, минимальный размер предупредительной надписи, согласно РКБТ, 30% от общей площади потребительской тары. Проект ТР предложил всего 10%. И т. д.

  8. Наращивание легального экспорта сигарет и папирос из России (с 2000 г. по настоящее время). Смысл этой стратегии в наращивании прибылей. При этом цены на сигареты «отечественного» производства остаются чрезвычайно низкими, что делает их очень доступными, в том числе для детей.

  9. Внутривидовая борьба (с 2006 г. по настоящее время). К традиционной конкуренции крупнейших ТТК (БАТ, Филипп Моррис, Джапан Табакко Интернешнл и др.) в России между собой добавились «альтернативщики» – производители кальянного, трубочного и прочего табака, а также электронных сигарет. Борьба за души и кошельки «рабов табачного зелья» продолжается!

Автор расследования А. К. Демин приходит к выводу, что потребление табака препятствует социально-экономическому развитию России, т. к. табачная эпидемия – одна из основных причин кризиса здоровья населения и материальных потерь на уровне личности, общества, государства. Имеются признаки мощного воздействия ТТК на политику правительства, имитации деятельности охраны здоровья. За короткое время после распада СССР Россия превратилась в основной оплот ТТК в регионе СНГ. ТТК используют Россию в проведении своей глобальной преступной протабачной политики против народов России и других народов мира.25

Таким образом, деятельность ТТК на территории России имеет все признаки агрессии: захват материальных объектов, экономическая и политическая эксплуатация, людские потери и т. д. Фактически – это война, но война нового типа. И эта война продолжается. В частности, 6 апреля 2010 при Общественной палате РФ состоялась конференция «Влияние женского курения на демографическую ситуацию в РФ». Информация об этой конференции не прошла ни по одному телеканалу! Зато время от времени сразу по всем телеканалам в теленовостях проходят сюжеты о долгожительнице, которая всю жизнь не расставалась с табаком, то появляются документальные фильмы, внушающие мысль о том, что никакие ограничительные и запретительные меры против табака вводить нельзя. Оно и понятно: ведь денег у табачного капитала много. И за эти деньги можно купить и совесть депутатов, лоббирующих интересы табачного бизнеса, и совесть журналистов, актёров, режиссеров и даже «учёных».

Как уже было отмечено выше, в России в начале третьего тысячелетия есть Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который фактически не работает, и очень многие о нём даже не слышали.

Лишь через 5 лет после принятия РКБТ, в 2008 году в числе последних Россия подписала её, но до неё это сделали более 170 из 192 стран, являющихся членами Всемирной организации здравоохранения.

В конце 2008 года в России был принят ещё один федеральный закон: «Технический регламент на табачную продукцию», который намного мягче и лояльнее, чем аналогичные законы в странах Запада. Как уже было отмечено выше, в России запредельно высокий уровень курения среди мужчин – около 70%, и этот ресурс в начале третьего тысячелетия почти исчерпан, поэтому главная надежда табачников – женщины, дети и молодёжь. Видимо, поэтому: во-первых, не «прошла» идея устрашающих фотографий о последствиях курения на пачках сигарет, принятых во многих странах, что, как показывают исследования, могло бы остановить начинающих курильщиков: детей, прежде всего. Во-вторых, допускается нанесение на потребительскую тару или лист-вкладыш дополнительных характеристик табачного изделия, таких как «с низким содержанием смол», «лёгкие», «очень лёгкие», хотя и отмечается при этом, что в таких случаях необходимо делать приписку о том, что используемое слово или словосочетание «не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья».

Это стало возможным, прежде всего, потому, что вопреки международному праву, согласно которому законотворческая деятельность должна быть защищена от влияния табачной промышленности, в России к работе над законопроектом, по утверждению председателя комиссии московской городской Думы Л. Стебенковой, привлекались специалисты ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром». При этом суммарный объём производства «Табакпрома» составляет 95% табачного рынка России. В результате табачникам удалось пролоббировать такой закон, который позволяет им продолжать беспрепятственную пропаганду и распространение табака.26;27

Не прекращается реклама табачных изделий во всех печатных СМИ, а их скрытая реклама – на телевидении через постоянную демонстрацию сцен курения. Курение внедрено в сознание российского обывателя как нечто само собой разумеющееся: «Курить – нормально!» «Что здесь особенного?» «Все курят!» «Курить – личного дело каждого!». Для детей специально выпускаются жевательные конфеты в виде сигарет, футболки, пакеты с табачной символикой. Табачные изделия можно купить в шаговой доступности от школ и других учебных заведениях. Торгуют табаком везде и всюду круглые сутки. В списке 26 самых курящих стран цена на сигареты в России самая низкая, что делает их чрезвычайно доступными для детей и молодёжи. Но табачный капитал ничего не теряет, т. к. зарабатывает на людских пороках сотни процентов прибыли, а некоторое снижение цен вполне компенсируется за счёт вовлечения всё новых и новых курильщиков, причём с гарантией – из числа детей и молодёжи!

Ситуация на российском фронте борьбы с курением в начале третьего тысячелетия плачевная. Речь в лучшем случае идёт об ограничениях на курение. Всё опять сводится к борьбе с последствиями.

Таким образом, международный опыт борьбы с курением показывает, что только бескомпромиссная борьба приносит положительные результаты. Цель борьбы – некурение, полная свобода от никотиновой зависимости.