logo
Хрипкова

§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации

    Питательные вещества и пищевые продукты. Жизнь всякого организма связана с непрерывным расходом веществ, входящих в его состав. Нормальная жизнедеятельность организма возможна только тогда, когда весь этот расход компенсируется веществами, поступающими с пищей. Если это условие не соблюдается, то организм человека начинает жить за счет веществ, имеющихся у него в запасе, а также входящих в состав клеток его органов.     Источником механической и тепловой энергии служит химическая энергия, выделяющаяся при непрерывном окислении органических веществ в организме. Источником же этих органических веществ служат питательные вещества.     К питательным веществам относят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Эти вещества организм получает в виде пищевых продуктов (мясо, молоко, хлеб, крупа, овощи и др.).     Энергия пищевых веществ. К настоящему времени сложилась концепция сбалансированного питания. Согласно этой концепции количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Иными словами, в питании должен постоянно соблюдаться определенный энергетический баланс.     Энергетическая ценность 1 г белка 17,17 кДж (4,1 .ккал), 1 г жира —38,94 кДж (9,3 ккал), 1 г углеводов — 17,17 кДж (4,1 ккал). Зная энергетическую ценность принятых с пищей белков, жиров и углеводов, суточный расход энергии, можно рассчитать калорийность пищевого рациона человека, что важно при организации полноценного питания. Для этого пользуются специальными таблицами, где указано процентное содержание в пищевых продуктах белков, жиров и углеводов и энергетическая ценность 100 г продукта.     Нормы питания. При составлении пищевого рациона обычно учитывают калорийность принимаемой пищи, суточный расход энергии, пол, возраст и другие особенности организма (состояние после болезни, усиленная мышечная работа и др.). Однако этого недостаточно для организации полноценного питания.     Для организма важно, чтобы в принимаемой пище были все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины). Важно и соотношение пищевых веществ в рационе. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:6, для детей более раннего возраста как 1:2:3, для взрослых как 1:1:4; при этих условиях азот максимально задерживается организмом.     Физиологические   нормы   потребности   детей   и   подростков   в питательных веществах приведены в таблице 10.

Таблица 10: Физиологические нормы потребности детей и подростков в питательных  веществах (г в  сутки)

Возраст,лет

Пол

Наименование пищевых веществ

Белки

Жиры

Углеводы

всего

животные

всего

растительные

6 7—10 11—13 14—17

Мальчики Девочки Юноши Девушки

68 79 93 85 100 90

44 47 56 51 60 54

68 79 93 85 100 90

10 16 19 17 20 18

272 315 370 340 400 360

    Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. Утверждены МЗ СССР 22 марта 1982 г. №735-68.     Учитывая особую роль белков для организма и то обстоятельство, что их нельзя заменить никакими другими питательными веществами, поступление в организм с пищей белка не только в достаточном количестве, но и полноценного по качеству, по его аминокислотному составу — необходимое условие нормального роста и развития организма ребенка.     Белки животного происхождения считаются полноценными, так как входящие в них аминокислоты более близки к аминокислотам, из которых строятся белки организма человека. Однако не следует удовлетворять потребность организма в белках только за счет пищи животного происхождения, ибо белки растительного происхождения также имеют существенное значение для организма человека.     Белки большинства круп в комбинации с другими продуктами, особенно с продуктами животного происхождения, образуют смесь аминокислот, близких к белкам человеческого тела. Так, гречневая крупа содержит белок, в котором мало некоторых важных для организма аминокислот. Употребление гречневой каши с молоком восполняет этот недостаток.     Огромна роль природных белков и самих по себе аминокислот в стимулировании иммунитета. Так, 9 аминокислот (аспарагиновая кислота, аспарагин, глютаминовая кислота, цистин, серии, треонин, триптофан, аланин, валин) усиливают иммунитет (выработку антител, производство Т-лимфоцитов). Наибольшим действием обладает аспарагиновая кислота.     Белки животного происхождения в питании детей 6—17 лет должны составлять несколько больше половины от установленной физиологической нормы потребления белка (см. табл. 10).     Наличие жира в пище увеличивает ее калорийность. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение объема необходимой пищи и значительное снижение затрат энергии на процессы пищеварения. Присутствие жира в пище делает ее более вкусной, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка в организме. Некоторые жироподобные вещества — липоиды, содержащие в своем составе и фосфор, имеют большое значение для деятельности нервной системы.     Жиры могут откладываться в организме в виде запасов — жировых депо в подкожной клетчатке, в сальнике, печени, в околопочечной клетчатке и других органах и тканях. Жир образует упругую прокладку в местах, испытывающих механическое воздействие, и, покрывая внутренние органы, сохраняет их от повреждений и охлаждений.     Откладывается жир в организме не только за счет жиров пищи, но и при обильном углеводном питании. Эти запасы энергетического материала мобилизуются организмом в случаях длительной работы без принятия пищи, а также во время голодания и тяжелых болезней. Расходуя в первую очередь запасы жира, организм тем самым сохраняет белки и предохраняет от разрушения важные органы и ткани.     Наиболее ценны, особенно для детей, молочные жиры. Они входят в состав молока и молочных продуктов — сливочного масла, сливок, сметаны. Жиры яичного желтка, содержащие некоторые витамины, также имеют существенное значение для организма ребенка.     Суточная физиологическая норма жиров (см. табл. 10) для детей и подростков должна быть обеспечена преимущественно жирами животного происхождения.     Чрезмерное употребление жиров, так же как и значительный недостаток их в пище, неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятельность организма ребенка. Ожирение, возникающее при питании избыточно жирной пищей, приводит к уменьшению выносливости организма и глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и иммунной реактивности.     Во время мышечной работы организм особенно нуждается в углеводах. Они необходимы для работы мышц тела, сердечной мышцы, а также для эффективности умственной деятельности. При достаточном поступлении углеводов с пищей организм покрывает свои энергетические потребности прежде всего за их счет. Источником углеводов служат продукты преимущественно растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты,   ягоды.   Суточные   нормы   потребления   углеводов   представлены в таблице 10.     Клетчатка растительных тканей — целлюлоза также относится к углеводам. Пищевое значение ее для человека невелико, так как она не переваривается в кишечнике. Однако она увеличивает объем пищи, способствует ощущению сытости, механически раздражая рецепторы кишечника, способствует передвижению пищевой кашицы.

Таблица   11

Физиологические нормы суточной потребности учащихся в некоторых минеральных веществах (в мг)

Возраст, лет

Пол

Минеральные вещества

Кальций

Фосфор

Магний

Железо

6 7—10 11 — 13   14—17

- - Мальчики Девочки Юноши Девушки

1200 1100 1200 1100 1200 1100

1450 1650 1800 1650 1800 1650

300 250 350 300 300 300

15 18 18 18 18 18

    Без удовлетворения нормы физиологической потребности учащихся в минеральных веществах (табл. 11) нарушаются нормальный рост, развитие и жизнедеятельность организма.     Минеральные соли входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном сбалансированном питании нет надобности вводить их искусственно. Из числа минеральных солей только поваренную соль приходится вводить в пищу дополнительно, особенно в растительную, так как растения бедны натрием.     Ежедневная потребность учащихся в поваренной соли 8—10 г. При длительном поступлении соли в организм в недостаточном или избыточном количестве могут возникнуть серьезные расстройства: нарушается работа сердца, изменяется возбудимость нервной системы, появляются головокружение и обмороки, изменяется мочеобразование.     Поваренная соль используется организмом для выработки соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока и играет существенную роль в переваривании пищи, а также защите организма от бактерий, поступающих в желудок с пищей и слюной. Известно, что бактерии, попадая в кислый желудочный сок, быстро погибают.     Соли кальция и фосфора являются главными составными частями костной ткани и имеют существенное значение для деятельности центральной нервной системы.     При недостатке в организме солей кальция, фосфора и витамина D костная ткань не может правильно развиваться, процессы роста и развития замедляются. У детей это проявляется в тяжелом заболевании — рахите. Кроме того, фосфор, являясь частью белковых и жировых соединений, входит в состав клеток нервной ткани и других важных органов.     Обогащение пищи детей молоком и молочными продуктами, а также фруктами и овощами обеспечивает потребности их растущего организма в кальции и фосфоре в нужном соотношении-1 : 1,5; 1 : 1,4. Солями фосфора наиболее богаты яичный желток, мозги, мясо, орехи, горох, овсяная мука, цельная пшеница.     Большое значение для жизнедеятельности организма имеют соли магния. Ими богаты грубые сорта пшеничного и ржаного хлеба, фасоль, сыр и миндаль.     Железо используется организмом для построения красящего вещества крови — гемоглобина, без которого невозможно поглощение кислорода и снабжение им тканей. Однообразное питание продуктами, бедными солями железа, нередко приводит к возникновению различных степеней малокровия. Железо входит также в состав клеток организма. Наличие в питании детей таких богатых железом продуктов, как яичный желток, картофель, мясо, капуста, чечевица, горох, салат и яблоки, совершенно необходимо. Всего в сутки школьники должны получать 1100— 1200 мг кальция, 1500—1800 мг фосфора, 250—350 мг магния, 15 мг железа.     Существенное значение в регуляции содержания воды в тканях организма имеют соли калия, которые содержатся преимущественно в овощах (картофель, капуста).     В результате обмена веществ в организме образуются некоторые ядовитые для него соединения. Для обезвреживания их необходима сера. Она содержится в уже упомянутых выше продуктах (чечевица, горох, бобы, овсяная мука, мясо).     Нормы потребления витаминов. Недостаточное количество витаминов в пище (гиповитаминоз) приводит к возникновению тяжелых заболеваний, а затем и к гибели организма.     Однако следует не забывать, что избыточное потребление витаминов, особенно витаминных препаратов, вредно. Очень опасно употребление большого количества витаминных драже, которые часто покупаются и употребляются учащимися всех возрастов вместо конфет. Если ребенку нужно в день 50 мг витамина С, а он покупает витамин С с глюкозой и съедает всю упаковку, то получает 0,5 г, т. е. в 10 раз больше, чем нужно, разумеется, это не проходит безнаказанно для его здоровья.     Потребность в пище и воде четко проявляется в виде голода и жажды. Человек не может съесть пищи или выпить воды в 100—1000 раз больше, чем ему требуется. А превышение во столько же раз оптимальной дозы витаминов происходит чрезвычайно легко. Возникает гипервитаминоз.     В медицинской практике, к сожалению, известны случаи пагубного избыточного потребления детьми витаминных препаратов, в частности витамина D. Избыточное его потребление приводит к нарушению деятельности почек.     Известны последствия избыточного потребления витамина А: нарушение аппетита, слабость, облысение, опухание век, произвольные переломы костей, которые впервые были описаны исследователями Арктики, широко употреблявшими в пищу печень тюленя и белого медведя.     Избыточное потребление витаминов группы В приводит к нарушению ферментативных процессов.     В своих беседах с родителями классным руководителям, учителям и воспитателям следует обращать внимание на значение оптимальных и на вред избыточных доз витаминов в питании учащихся (табл. 12).

Таблица 12:  Физиологические   нормы   суточной   потребности   учащихся   в   витаминах

 

 

Возраст, лет

Пол

Витамины

В1, мг

В2, мг

РР, мг

В6,мг

С, мг

A, ME

OME

6 7—10 11—13 14—17

- - Мальчики Девочки Юноши Девушки

1,0 1,4 1,6 1,5 1,7 1,6

1,3 1,6 1,9 1,7 2,0 1,8

12 15 18 16 19 17

1,3 1,6 1,9 1,7 2,0 1,8

50 60 70 60 75 65

500 700 1000 1000 1000 1000

100 100 100 100 100 100

    Суточная потребность организма человека в витаминах ничтожна по сравнению с потребностью в других пищевых веществах. Однако сведения, приведенные о витаминах, показывают, какое огромное значение для нормальной жизнедеятельности организма человека, особенно ребенка, имеют эти вещества и как важно это учитывать в организации питания.     Овощи, фрукты и ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в результате кулинарной обработки (кипячения) эти ценные качества в значительной мере утрачиваются. Именно поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.     В случаях повышенных умственных и физических нагрузок потребность организма в витаминах значительно возрастает.     В зимне-весенний период, а в районах Крайнего Севера — круглый год предусмотрена С-витаминизация готовых блюд в школах и ПТУ. Ежедневно витаминизируют только первые или третьи блюда обеда или молоко .(чай). Непосредственно перед раздачей учащимся готовых блюд в них вводят 50 мг аскорбиновой кислоты. Подогрев уже витаминизированных блюд не допускается.     В климатических районах, характеризующихся особенно высокой температурой, в летнее время все учащиеся, активно участвующие в общественно полезном, производительном труде, нуждаются в увеличении суточной дозы витамина С до 120—150 мг. Связано это с тем, что летом дети обильно потеют. Влагопотеря достигают почти 2 л в день. Вместе с потом теряется более 11—14 мг витамина С в день.         Калорийность питания. При определении калорийности питания учитывают длину (рост) и массу тела, возраст, пол, характер деятельности, время года, климат, температуру помещения и др. В тех случаях, когда масса тела ниже нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы организм мог покрыть не только все свои энергетические затраты, но и довести массу тела до нормы. Наоборот, в случаях чрезмерного питания и повышения массы тела по сравнению с нормой калорийность питания должна ограничиваться. В теплом климате калорийность суточного питания детей должна быть меньшей, чем в условиях холодного северного климата, где потери тепла даже летом во много раз выше. В зимнее время потребность организма в высококалорийной пище повышается. Значительно возрастают энерготраты у детей и подростков с увеличением интенсивности движения.     При исчислении суточной калорийности питания опираются на возрастно-половые нормы физиологической потребности в питательных веществах и энергии, разработанные с учетом "перечисленных особенностей (табл. 13).

Таблица 13:  Калорийность питания детей и  подростков в сутки

Возраст, лет

Пол

ккал/день

кДж, день

6 7-10 11—13 14-17

- - Мальчики Девочки Юноши Девушки

1970 2300 2700 2450 2900 2600

8077 9430 11070 10045 11890 10660

    В детских оздоровительных учреждениях, санаторно-лесных школах для детей ослабленных, с туберкулезной интоксикацией устанавливается более высокая калорийность питания (не менее 3500 ккал). Высокая калорийность питания (не менее 4000— 5000 ккал) необходима учащимся-спортсменам, особенно в период соревнований и тренировок, в связи с большими энергетическими затратами. Последние во время 1,5—3,0 ч тренировок у юных легкоатлетов, пловцов, лыжников достигают 25—36% общесуточных величин.     Высокое по калорийности питание (3500—4000 ккал) необходимо предусмотреть учащимся — членам ученических производственных бригад и школьникам, участвующим в каникулярное время в общественно полезном, производительном труде в промышленном или сельскохозяйственном производстве.     Режим питания. Своими работами И. П. Павлов показал, что существенное значение для пищеварения и последующего усвоения пищевых веществ имеет аппетит.     Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная, правильно и вкусно приготовленная пища. Вкус детей не рекомендуется поощрять чрезмерно изысканными блюдами. Это изнеживает пищеварительный аппарат и в значительной мере понижает способность организма приспосабливаться к различным изменяющимся условиям питания. Отрицательно влияет на пищеварение, снижая концентрацию желудочного сока, употребление воды непосредственно до приема пищи.     Хороший, здоровый аппетит вызывается также обстановкой, в которой происходит прием пищи. Острое желание есть вызывают обеденный стол, накрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, аккуратно расставленные тарелки и другие столовые приборы. Детей и подростков следует приучать есть не спеша, хорошо прожевывать пищу и не заниматься во время еды посторонними делами (разговаривать, читать книгу), так как это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока.     Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответствии с которой устанавливается и строго соблюдается режим питания детей — прием пищи через каждые 3,5—4 ч. Для подростков, юношей и девушек приемы пищи устанавливаются в количестве 3—4 раз в сутки. Не допускается еда урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию условного пищевого рефлекса и расстройству пищеварения. Такие же последствия наблюдаются в случаях беспорядочного, двухразового питания. От количества приемов пищи в день зависит и усвоение питательных веществ. При четырехразовом питании пища усваивается до 82—84%, а при трехразовом —75—76%.     Пища, богатая белком, повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее дают детям в первую половину дня, в период их наиболее активной деятельности. Возбуждение же нервной системы перед сном нежелательно, так как оно препятствует быстрому наступлению глубокого сна.     Употребление перед сном пищи, богатой белками, неблагоприятно и для пищеварения. Белковая пища дольше задерживается в желудке. Переработка ее до простейших веществ требует отделения большого количества пищеварительных соков. В период сна все процессы в организме замедляются, в том числе и отделение пищеварительных соков, что может привести к худшему перевариванию пищи. Поэтому ужин детям и подросткам дают малообъемный, из легких овощных и молочных блюд и не менее чем за 1,5—2,0 ч до отхода ко сну.     Питание учащихся в школах и ПТУ. Учесть фактическую калорийность суточного рациона школьников сложно, поскольку питание их является частью общего питания семьи.     При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организуется через буфет. В ассортимент буфета должны быть включены: холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда включаются в меню только при наличии необходимых условий. В буфетах должны быть организованы комплексные завтраки. Однако еще далеко не во всех школьных буфетах организация питания для школьников соответствует вышеизложенным требованиям.     Калорийность горячих завтраков в городских школах независимо от питания учащихся в семье должна составлять '/4 (500— 600 кал) ежедневного рациона детей 7—12 лет. Для сельских школ в связи с большей длительностью перерывов в режиме питания учащихся, обусловленной значительной отдаленностью места их жительства от школы, калорийность горячих завтраков предусмотрена более высокая — 1/3 ежедневного рациона.     В школах обеды для учащихся должны состоять не менее чем из двух горячих блюд. Они составляют 35—40% суточного рациона школьника. Обеды такой калорийности (25 г белка, 25 г жира, 120 г углеводов) обязательны для учащихся школ и групп с продленным днем.     Для учащихся школ (групп) продленного дня обязательное двухразовое горячее питание обеспечивает до 55% их суточной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии (завтрак — 20%, обед —35%). Полдником (стакан молока и кусочек хлеба) дополняют еще 10% суточной калорийности. Общий рацион трехразового питания учащихся в школе доводят до 65% суточной потребности детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии.     Продленным днем не охватываются учащиеся старших классов, но они часто остаются в школе до позднего времени (факультативные занятия, занятия в кружках и спортивных секциях, собрания). Поэтому для старшеклассников должна быть предусмотрена возможность получения полдника или покупки в буфете молочных продуктов, хлебобулочных изделий, чая или кофе.     Учащимся ПТУ калорийность дневного пищевого рациона при условии строго сбалансированного питания и соотношений основных пищевых веществ 1:1:4 (для Крайнего Севера 1:1:3,5) установлена дифференцированно в зависимости от климатических условий местности, профиля училища и характера занятий (табл. 14).     Ежедневно в рацион питания учащихся ПТУ рекомендуется включать примерно: 200 г мяса, 65 г рыбы, 10 г печени, 300 г молока, 50 г творога, 15 г сыра, 15 г сливочного масла, 20 г сметаны, 25 г растительного масла, 400 г овощей (кроме картофеля).         Рассчитано, что такой набор продуктов обеспечивает потребность подростков в белках, жирах, минеральных солях (кальций, фосфор) и витаминах А и В2.

    Таблица 14: Калорийность   рационов   питания   учащихся    ПТУ   разных   климатических   зон и видов деятельности   (ккал/день)

 

Климатическаа зона

Характер занятий

теоретический

практический

I II III

3800 3600 3200

4200 4000 3600

    Общесуточная калорийность пищевого рациона распределяется между четырьмя приемами пищи из расчета: завтрак — 25%, обед — 30—35%, полдник—15—20%, ужин —25%.     Транспортировка продуктов, их хранение. Раздача готовых блюд производится в соответствии с выработанными строгими санитарно-гигиеническими требованиями, нарушение которых может повлечь возникновение в школе массовых желудочно-кишечных расстройств и пищевых отравлений. Пищевые отравления могут быть химического или бактериального происхождения. Пищевые отравления могут возникать вследствие употребления ядовитых продуктов: грибов, некоторых пород рыб, сорняков зерновых и т. д.     Пищевые отравления бактериального происхождения обусловлены употреблением в пищу инфицированных продуктов (мясо, рыба, молочные продукты). В основе профилактики пищевых отравлений в школах лежит обеспечение и выполнение основных санитарно-гигиенических требований: доброкачественность продуктов и готовой пищи; соблюдение сроков реализации продуктов и готовой пищи, а также правил хранения продуктов, особенно скоропортящихся, чистота помещений кухни и столовой (буфета); строгое соблюдение технологии приготовления пищи; достаточное оборудование кухонным инвентарем и столовой посудой, отвечающей гигиеническим требованиям, знание санитарных требований и соблюдение правил личной гигиены поварским и обслуживающим персоналом столовой.     Все продукты доставляют в столовые и буфеты школ в специальной закрытой таре и пускают в производство или продажу только после освидетельствования их качества медицинским персоналом.     Строго соблюдаются сроки реализации скоропортящихся продуктов: мясо может храниться в холодильнике при температуре 0° не более 6 суток, а в леднике — 2 суток; сосиски и сардельки мясные, при условии правильного хранения, могут сохраняться не более 72 ч, рыба — 2 суток при хранении в холодильнике и 1 сутки при хранении со льдом, полуфабрикаты (сырые мясные и рыбные котлеты, вареное мясо или рыба) могут сохраняться не более 12 ч, мясной фарш —не более 6 ч (хранение при температуре + 6°), заправленные мясные и рыбные салаты и винегреты (при хранении на холоде) подлежат реализации в течение 2 ч с момента изготовления. Полуфабрикаты и скоропортящиеся продукты можно завозить в школьные буфеты только в размере ежедневного потребления.     Овощи хранятся в специальной овощной кладовой или овощехранилище, при относительной влажности воздуха 85—90% и температуре от +1 до +3°С. Квашеную капусту необходимо хранить под гнетом, утрамбованной и покрытой рассолом при температуре не более +3°С.     Сухие продукты хранятся в кладовой, оборудованной полками, стеллажами или шкафами. Помещение кладовой должно быть сухим, хорошо проветриваемым. Предусматривается, чтобы нижняя поверхность шкафов, ларей, полок отстояла от пола не менее чем на 15 см.     Привитие учащимся гигиеничесхлх навыков в связи с питанием. Медицинские работники, а также классные руководители, учителя, воспитатели в своей повседневной работе с детьми и подростками большое место отводят воспитанию у них гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи. Школьников приучают мыть руки перед едой, есть и пить из отдельной посуды, правильно пользоваться индивидуальными столовыми приборами, не торопясь, тщательно разжевывать пищу, полоскать рот после приема пищи, не пить сырую воду, очищать и обмывать перед употреблением сырые овощи и фрукты. Привитие детям этих гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных заболеваний.     Первая помощь при пищевых отравлениях. Первая помощь при пищевых отравлениях заключается в возможно быстром удалении яда из организма. До оказания пострадавшему врачебной помощи необходимо вызвать у него искусственную рвоту введением пальцев глубоко в рот, дать выпить большое количество теплой воды (0,8—1,0 л) с растворенной в ней питьевой содой (0,5 чайной ложки на стакан) или марганцем (слабо окрашенный раствор). После этого снова вызвать искусственную рвоту. При необходимости процедуру можно повторить. Затем положить грелки к рукам и ногам, укрыть больного одеялом и давать обильное горячее питье, при резкой слабости — крепкий кофе.     Признаки, которые наблюдаются у пострадавшего при пищевых отравлениях (боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях и потеря сознания), бывают сходны с симптомами некоторых других заболеваний (острый аппендицит, язва желудка и др.). Поэтому вызывать у больного искусственную рвоту, промывать желудок, давать слабительное, ставить капельную клизму до прихода врача допустимо только в том случае, если нет никакого сомнения в пищевом отравлении недоброкачественными продуктами или готовыми блюдами, поступившими к употреблению по прошествии их срока годности.     Питание во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и походов. Дети и подростки, участвующие в сельскохозяйственных работах, обеспечиваются не менее чем троекратным питанием (завтрак, обед, ужин). Во всех случаях, когда место работы удалено от места жительства не более чем на получасовой переход, завтрак и ужин готовят школьникам в столовой, а обед подвозят в термосах к месту работы. В других случаях пищу приготовляют из разнообразных нескоропортящихся продуктов в специально отведенном месте полевого стана с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований.     Школьников, работающих в поле, обеспечивают кипяченой водой, которую хранят в прохладном месте в эмалированных бачках с краном. Крышку бачка запирают на замок и закрывают белым чехлом. Наиболее гигиеничны бачки-фонтанчики.     Учащихся-механизаторов, которым разрешена работа на сельскохозяйственных машинах, в жаркое время необходимо обеспечить питьевой подсоленной водой. Это основная профилактическая мера против перегревания и нежелательных сдвигов в водно-солевом обмене работающих подростков (юношей). Использование для питья подсоленной воды (добавляют поваренную соль в количестве 5 г на 1 л воды) способствует восстановлению водно-солевого баланса: уменьшается жажда, потение и потеря массы тела, улучшается самочувствие, повышается работоспособность и производительность труда. На каждого учащегося — тракториста, комбайнера — в жаркое время заготавливают на день 3—4 л подсоленной воды. Помимо специального питьевого режима для этой группы школьников (учащихся ПТУ) рекомендуется обеспечить и возможность пользования душем в перерыве между работой. Прохладный душ улучшает тепловое состояние, устраняет перегревание организма.     Доброкачественным и полноценным должно быть питание детей и подростков во время походов и экскурсий.     В поход берут разнообразные продукты, обладающие высокой калорийностью, но не относящиеся к скоропортящимся. Обычно это бывают крупы или концентраты, сгущенное молоко, мясные консервы (обязательна проверка их доброкачественности), макароны, сухой компот, сахар, чай, кофе, сливочное или топленое масло в специальной упаковке (стеклянные, фарфоровые банки с плотно пригнанными крышками или коробочки с завинчивающимися крышками из специальной пластмассы). Такой набор продуктов позволяет быстро приготовить вкусный завтрак, обед и ужин.     На привалах вблизи населенных пунктов пищевой рацион подростков можно пополнять молоком, на котором варят каши. Взрослые, участвующие в походе, следят, чтобы молоко употреблялось только после кипячения. Воду для питья и приготовления пищи во время сельскохозяйственных работ или на привале в походных условиях следует брать из закрытых, правильно устроенных колодцев или родников.     Основной способ обеззараживания воды в походных условиях в случаях ненадежных ее источников (шахтные колодцы, сомнительные родники) — кипячение в течение не менее 0,5 ч.     Водоснабжение учебно-воспитательных и оздоровительных учреждений и водопользование. Качество воды водоисточников для воспитательно-образовательных и оздоровительных учреждений подвергается систематической проверке санэпидслужбой. Выявляется, насколько вода соответствует требованиям действующего ГОСТа. Вода, пригодная для употребления (питья, приготовления пищи и т. д.), чиста и прозрачна, не имеет неприятного вкуса и запаха, не содержит микроорганизмов (возбудителей заразных болезней) и ядовитых примесей.     Расход воды на одно место установлен: в школах — 20 л, в школах-интернатах и ПТУ— 200—220 л, в пионерских лагерях и лагерях труда и отдыха — 200—250 л (при размещении в неотапливаемых зданиях — 50—100 л).     Количество фонтанчиков в рекреационных помещениях устанавливается из расчета один фонтанчик в каждой рекреации. Конструкция этих устройств должна быть прочной, легкодоступной для пользования и не опасной в отношении травм.     Во всех случаях, когда фонтанчики отсутствуют или бездействуют, для питья должна быть заготовлена кипяченая вода. Хранить ее допускается в специальных эмалированных бачках. Крышки бачков плотно закрывают, запирают на замок и сверху покрывают чехлом из белой материи. После окончания занятий ежедневно остатки воды выливают, бачок промывают, ополаскивают горячей водой и в опрокинутом положении оставляют для просушки до утра следующего дня. Оставление воды в бачках от предыдущего дня запрещено.     Пользование для питья общей кружкой также запрещено, ибо представляет опасность в эпидемиологическом отношении. По этой причине около бачков ставят ящик с двумя отделениями или два подноса соответственно для чистых и использованных стаканов. Возможно питьевую воду на столах в столовой (буфете) хранить в графинах, которые также ежедневно ополаскиваются. В бачки и графины остуженную воду наливают непосредственно из кипятильника.     К обеспечению учащихся питьевой водой требуется подходить чрезвычайно строго, особенно при наличии шахтного колодца и доставки воды в учреждение ведрами.