logo
Программа Средства и методы ФР

Лекция №5

В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомога­тельное средство восстановления, поскольку широкое их при­менение сдерживается тяжестью заболевания или поврежде­ния ЦНС и отсутствием возможности строгой дозировки на­грузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность и т. д.); малоподвижные игры — для восстановления двигательных качеств (координации дви­жений, гибкости, силы).

При заболеваниях и травмах периферической нервной сис­темы (невриты, радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой включаются игры на месте, оце­нивается качество выполнения упражнений. Например, «Кто сильнее?» — удержать ногу в статическом положении, лежа на спине (без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД — спортивные игры, напри­мер волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной площадкой. Перед игрой обязательно проводит­ся разминка.

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкульту­ры занимают особое место в обеспечении комплексной реаби­литации больных неврозами. Содержание подвижных игр раз­нообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафе­ты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным иг­рам, способствует ускорению реабилитации, увеличению фун­кциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрос­лых являются неспецифическим видом деятельности и исполь­зуются в различных фазах заболевания, они должны соответ­ствовать решению поставленных лечебных задач, возможнос­ти управления физической нагрузкой, регулированию физио­логических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщеннос­тью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как само­стоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.

При проведении игр как самостоятельных занятий исполь­зуется не больше 2—3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные игры являются составной час­тью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться одной иг­рой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего воз­раста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную целевую установку (быстрее пе­редать, догнать и т. д.).

Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспо­койства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении ито­гов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивно­сти в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным раз­литым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно приме­нять игры средней и малой интенсивности, сидя и стоя, со зна­чительной эмоциональной окраской.

На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости при истерии необходимо подбирать подвижные игры для развития тормозных процессов, используя музыкаль­ное сопровождение с четко заданным ритмом. Интенсивность игр — малая и средняя.

Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафе­ты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но про­стыми правилами, так как сниженное внимание может спрово­цировать травматизм в игре.