logo
Анотация 2009

Выводы:

1. Система защиты прав несовершеннолетнего пациентов в разных странах находится на различной стадии развития. В настоящее время сформирована международная законодательная база, на основе которой принята нормативная база РФ. Вместе с тем, по результатам исследований различных авторов уровень информированности несовершеннолетних пациентов и их родителей невысок, что приводит к нарушению прав пациентов при оказании медицинской помощи.

2. Выявлен высокий уровень (81,2%) информированности подростков о своих правах при получении медицинской помощи. Наиболее хорошо они осведомлены о правах на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала (95,0%), сохранение в тайне информации о пациенте (90,0%), на обследование, лечение и содержание в надлежащих санитарно-гигиенических условиях (88,0%). Несколько хуже подростки знают о правах на выбор лечащего врача (70,0%) и на проведение консультаций других специалистов (68,0%). Однако по вопросам, детализирующим знания подростков о своих правах, уровень информированности оказался крайне низким. Так, лишь 1,0% подростков правильно указали возраст, начиная с которого пациент сам имеет право принимать решения о медицинском вмешательстве, давать информированное добровольное согласие.

3. Информированность законных представителей несовершеннолетних о правах их детей при получении медицинской помощи также характеризуется высоким уровнем общих знаний (80,4%) и крайне низким по вопросам, рассматривающим данные права более подробно. Так, наибольшее количество родителей (94,0%) знают о праве на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала, о праве на обследование, лечение и содержание в надлежащих санитарно-гигиенических условиях знают 90,0% и праве на облегчение боли доступными способами и средствами – 80,0%. Вместе с тем, лишь 2,0% родителей знают о том, что их ребенок с 15 лет сам может принимать решение о медицинском вмешательстве и отказе от него.

4. Наиболее важными для подростков и законных представителей являются право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала (81,0% и 65,0% соответственно). На втором месте право на обследование, лечение и содержание в надлежащих санитарно-гигиенических условиях (41,0% у подростков, 51,0% у родителей). В отношении остальных прав мнения подростков и родителей не совпали.

5. Несмотря на то, что почти половина родителей несовершеннолетних (44,0%) были недовольны реализацией прав их детей при получении медицинской помощи, обратились с жалобами на данные нарушения лишь 14,0%. Среди респондентов, не обращавшихся с жалобами на нарушении прав пациентов, только 41,8% действительно не имело претензий к медицинскому персоналу. Примерно каждый третий (27,3%) боялся негативного отношения к себе и своему ребенку при повторном поступлении, каждый пятый (21,8%) не желал заниматься бумажной волокитой. 18,2% не были уверены в справедливом решении вопроса, еще 9,1% сослались на нехватку времени.