logo
Рождаемость населения

163. Прямой метод стандартизации.

Стандартизация - это метод, позволяющий устра­нить влияние качественной или количественной не­однородности сравниваемых групп на величину ин­тенсивных показателей.

(уровни заболеваемости и смертности обычно наибо­лее высоки у детей и лиц старших возрастных групп, а наиболее низки у лиц молодого и среднего возраста. Следовательно, та группа населения, в составе которой относительно больше детей и лиц старших возрастов, может иметь более высокий уровень заболеваемости и смертности, даже если эти показатели в отдельных возрастных группах у нее ниже.)

Устранение возможного влияния различий в составе сравнивае­мых совокупностей по какому-либо признаку (возрасту, полу, про­фессии) на значение интенсивных показателей достигается путем условного уравнивания составов изучае­мых групп по данному признаку. Если имеются данные о составе групп (совокупностей) по по­лу, профессии и другим признакам, а также чис­ленности заболевших или умерших в каждой группе и, следователь­но, можно определить повозрастные коэффициенты смертности и заболеваемости, то для вычисления стандартизованных коэффициентов прибегают к прямому методу стандартизации.

Стандартизованные показатели- гипотетичес­кие величины, они не дают представления об истинном размере яв­ления, а указывают на то, каковы были бы показатели в группах, если бы различие в их составе было исключено.Этапы расчета стандартизованных показателей.

Iэтап - расчет интенсивных показателей в отдельных группах по признаку различия (возрасту, полу и т.д.) и по совокупности в целом.

IIэтап - определение стандарта, т.е. одинакового для срав­ниваемых совокупностей численного состава по данному признаку.

IIIэтап - вычисление ожидаемых абсолютных величин в стан­дарте на основе групповых интенсивных показателей, получение итоговых чисел по сравниваемым совокупностям в целом путем суммирования ожидаемых величин.

IYэтап - вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей.

Способы получения стандарта.1.Сумма изучаемых групп.2.Полусумма изучаемых групп.

3.Численный состав одной из групп.4.Численный состав по литературным данным.

В качестве стандарта (например, при элиминировании различий в возрастном составе) можно принять возрастное распределение од­ной из сравниваемых групп, средний возрастной состав сравнивае­мых групп, либо возрастное распределение третьей группы, особен­но такой, в состав которой входят сравниваемые группы. Стандарт следует выбирать каждый раз применительно к конк­ретно изучаемому материалу и в связи с задачами, стоящими перед исследователями.

106