Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
Травмы и несчастные случаи у детей. Показания к госпитализации. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при гипертермии и судорогах у детей. Показания к госпитализации. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме крупа и стеноза гортани у детей. Показания к госпитализации. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при синдромах острой дыхательной и острой сердечно-сосудистой недостаточности у детей. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при генерализованных аллергических синдромах и коматозных состояниях.
Цель занятия: студент должен знать особенности неотложных состояний у детей различного возраста, уметь оказать помощь на месте происшествия, принять оптимальное тактическое решение.
Студент должен:
знать:
Виды острой дыхательной недостаточности.
Клинику острой дыхательной недостаточности.
Методы оказания помощи при острой дыхательной недостаточности.
Заболевания, протекающие с синдромом острой дыхательной недостаточности.
Степени нарушения сознания.
Последовательность осмотра ребенка с нарушением функций ЦНС.
Классификацию, клинику черепно-мозговой травмы.
Судорожный синдром, классификация, клиника, оказание неотложной помощи.
Гипертермический синдром, клиника, оказание неотложной помощи.
Причины коматозных состояний у детей. Клиника, диф. диагностика ком различной этиологии.
Виды отравлений у детей. Клиника, дифференциальная диагностика, лечение.
Укусы змей и насекомых. Неотложная помощь, тактика ведения больных.
Оказание неотложной помощи при ожогах и отморожениях у детей. Тактика ведения больных.
Утопление, электротравма. Тактика ведения больных.
Острый живот. Этиология, дифференциальная диагностика, тактика ведения.
понимать:
Особенности оказания медицинской помощи детям с синдромом ОДН на ДЭ.
Тактику врача на ДЭ при заболеваниях у детей, сопровождающихся синдромом ОДН.
Особенности оказания неотложной помощи детям на ДЭ при черепно-мозговой травме.
Особенности клинических проявлений черепно-мозговой травмы у детей первого года жизни.
Тактику врача на ДЭ при коматозных состояниях у детей.
Особенности оказания неотложной помощи в амбулаторных условиях при гипертермическом синдроме и судорожном синдроме у детей. Выбор препаратов.
Особенности транспортировки больных с политравмами.
Тактику врача при болях в животе на ДЭ.
Выбор тактического решения на ДЭ при утоплении, отравлениях, ожогах, отморожениях у детей.
Тактику врача на ДЭ при укусах насекомых, змей.
уметь:
Проводить зондирование желудка;
Проводить снятие и расшифровка ЭКГ;
Проводить внутривенные и внутримышечные инъекции;
Проводить транспортную иммобилизацию;
Проводить восстановление сердечной деятельности (закрытый массаж сердца);
Проводить сублингвальное введение лекарственных средств;
Проводить определение глюкозы в крови с помощью глюкометра;
владеть:
Методами ИВЛ,
Венепункцией.
Техникой промывания желудка, кишечника.
Обработкой раневых, ожоговых и отмороженных участков кожи.
Десмургией.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоконтроля по теме занятия:
I. По базисным знаниям:
Этапы оказания экстренной медицинской помощи детям и подросткам.
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков, предрасполагающие к развитию угрожаемых состояний.
Нарушение прав больных при оказании им СиНМП, причинение вреда здоровью больного и ответственность за неоказание медицинской помощи.
Признаки клинической смерти, смерти мозга. Критерии отказа от реанимации.
Признаки декомпенсации дыхания у детей и подростков.
Методы терапии ОДН на догоспитальном этапе.
Клинические признаки острой сосудистой недостаточности.
Диагностика нарушений сердечного ритма.
Клинические критерии гипертонического криза у детей и подростков.
Клинические признаки острых аллергических состояний у детей и методы их купирования.
Лечебно-тактические мероприятия при анафилактическом шоке, синдроме Лайела, отёке Квинке и сывороточной болезни.
Оценка клинических симптомов у детей раннего возраста, связанных с нарушением функции ЦНС
Причины и клиника расстройств сознания, судорожного синдрома, острой внутричерепной гипертензии.
Клинические признаки и дифференциальный диагноз ком, наиболее часто встречающихся в педиатрической практике.
Клинические признаки «бледной» и «розовой» лихорадки. Гипертермический синдром у детей.
II. По теме, планируемой на обсуждение:
Функциональные обязанности врача бригады СиНМП.
Показания к экстренной госпитализации и госпитализации в реанимационное отделение. Методы транспортировки детей бригадой СиНМП при различных неотложных состояниях.
Техника проведения и оценка эффективности сердечно-лёгочной реанимации.
Диагностика и экстренная помощь при приступе бронхиальной астме.
Диагностика и экстренная терапия при инородных телах трахеи и бронхов.
Признаки угрожаемых состояний при острой сосудистой недостаточности, первая помощь при них.
Признаки угрожаемых состояний при нарушениях сердечного ритма, первая помощь при них.
Клиника и первая врачебная помощь при анафилактическом шоке. Тактические решения, условия транспортировки.
Диагностика и экстренная терапия отёка Квинке и синдрома Лайела на догоспитальном этапе.
Особенности экстренной терапии при судорожном синдроме различного генеза на догоспитальном этапе.
Диагностика и первая врачебная помощь при гипергликемической коме. Тактические решения на догоспитальном этапе.
Диагностика и экстренная терапия при гипогликемической коме. Показания к госпитализации.
Гипертермический синдром. Выбор лечения и тактические решения при «бледной» и «розовой» лихорадке.
Использование шкалы Глазго для оценки уровня поражения ЦНС при комах различного генеза.
Диагностика и экстренная терапия острой внутричерепной гипертензии у детей. Показания к госпитализации.
Содержание:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)