logo
Трезвый образ жизни- книга Н

5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников

Авторским коллективом Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования сформулированы основные принципы работы по предупреждению химических зависимостей в конкретном образовательном учреждении:

  1. Принцип комплексности подразумевает согласованные действия педагогов, психологов, медиков.

  2. Принцип системности, непрерывности и преемственности подразумевает, что профилактическую работу следует проводить не от случая к случаю, а встраивать в общую систему учебно-воспитательной работы, определяемую программой и календарными планами.

  3. Принцип научно-методической обоснованности определяет необходимость планирования и проведения всей профилактической работы в соответствии с рекомендациями специалистов, основываясь на данных науки и проверенной временем практики.

  4. Принцип валеологической направленности состоит в том, что предупреждение конкретных форм зависимости следует рассматривать как один из элементов приобщения школьников к трезвому здоровому образу жизни.

  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Забота о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях – содержательном и процессуальном. Первый определяется созданием условий для таких взаимоотношений – включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй – обеспечением здоровьесберегающего результата в процессе обучения. Задача школьника – в обретении компетенции для грамотной заботы о своём здоровье. Задача учителя – содействовать ему в этом стремлении.

  6. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся – темперамента, особенностей характера, уровня интеллектуального и культурного развития, обучаемости, социального окружения.

  7. Принцип медико-психологической компетентности учителя. Соблюдение этого принципа следует обеспечить введением соответствующих учебных курсов в программы педагогических вузов и курсы повышения квалификации учителей.

  8. Принцип приоритета положительных воздействий над отрицательными. Это – важнейший принцип отечественной педагогики. Главное внимание следует уделять разговорам не о вреде наркотиков, а о преимуществах трезвой, безнаркотической жизни.

  9. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье как частный случай ответственности за своё поведение вообще [11:36-38].

Glinn T. J. (1989) сформулировал восемь основных положений (принципов) профилактической школьной антикурительной программы:

  1. Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет, по 5 занятий в 6-8 классах;

  2. Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.

  3. Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.

  4. Необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям.

  5. Поощряется вовлечение в них родителей.

  6. Учителя должны быть соответствующим образом подготовлены.

  7. Программа должна учитывать культурные особенности популяции [11:41].

В зарубежных источниках называют такие принципы, как:

В Российском Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС) предусматривается и Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Указывается, что разработка программы должна строиться на основе принципов: