logo
Трезвый образ жизни- книга Н

5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе

Согласно педагогическому словарю, цель это – «осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека», а целью образования является «образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы» [9:163].

Цели и задачи трезвенного воспитания в школе определяются возрастными особенностями учащихся на каждой из ступеней обучения. Однако есть задачи, общие для всех этапов развития. Это, согласно нашей собриологической концепции, – духовно-нравственное развитие и воспитание, а также воспитание безопасной/жизнеспособной личности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения для общеобразовательных школ, входит в Фундаментальное ядро содержания современного школьного образования.

Напомним, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России предполагает возврат к традиционным национальным ценностям: патриотизм, семья, дети, межконфессиональный мир, соборность, любовь к природе, науке, литературе, искусству. Именно трезвость, а не одурманенное состояние было и остаётся одной из важнейших ценностей нашей традиционной культуры.

Концепция безопасной/жизнеспособной личности предполагает оказание всесторонней помощи человеку в современных непростых условиях, формирование защитных факторов личности, и всё это не вызывает возражений. Однако борьба за собственное выживание может иметь и отрицательные формы. В сочетании с концепцией духовно-нравственного воспитания и развития концепция воспитания безопасной/жизнеспособной личности будет иметь гуманистическую направленность.

Стратегической целью трезвенного воспитания, очевидно, является преобладание в обществе нравственных, жизнеспособных личностей, для каждой из которых трезвость – нравственная категория.

Что касается собственно профилактики, то перед учителем можно поставить три глобальные задачи:

1) дать учащимся объективную информацию о ценности трезвости и отрицательных последствиях употребления АТН соответственно возрастной ступени развития;

2) скорректировать психологические отклонения личности, мешающие нормальной социализации; сформировать навыки положительного общения;

3) помочь детям в обретении жизненных целей, в учёбе и организации полезного досуга, в профессиональной ориентации, в принятии ответственности за себя, за своё будущее, за своих близких, за всё, что происходит вокруг. Ответственность за собственное здоровье расценивается как проявление ответственности вообще.

Эти задачи определяют три компонента содержания трезвенного воспитания в школе:

Что касается особенностей трезвенного воспитания на каждой из ступеней развития, то на основании изучения лучшего отечественного опыта [6;7;8;11;12;13;14 и т. д.] и собриологической концепции трезвенного воспитания можно предложить следующее: