logo
Трезвый образ жизни- книга Н

5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ

Принципы определяются, прежде всего, выбранными подходами. Для нас это, во-первых, ценностный подход в рамках концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности, согласно которому воспитание строится как процесс освоения ценностей; во-вторых, эко-психотерапевтический подход в рамках концепции воспитания безопасной/жизнеспособной личности.

Другие подходы, интересные с точки зрения трезвенного воспитания:

Опираясь на лучший опыт предшествующих исследователей, попробуем сформулировать основные собриологические принципы профилактики в образовательном учреждении.

  1. Принцип системности – учёт в профилактике всех причин (социальных, психологических и др.), приводящих к асоциальному поведению; соблюдение логических связей в процессе формирования мировоззренческих знаний об одурманивающих веществах.

  2. Принцип комплексности – согласованное взаимодействие семьи и школы; выработка отрицательного отношения ко всем видам одурманивающих веществ, т. к. это – комплекс однородных по сути явлений.

  3. Принцип возрастной и культурной адекватности. Это – учёт возрастных особенностей развития, – учёт культурных традиций. В русской национальной культуре трезвости было всегда больше, чем пьянства. Никогда не было регулярного употребления вина, пива, поэтому нет никакой необходимости внедрять подобные «традиции» в нашу культуру сейчас, и тем более с детского возраста. В современной наркотической ситуации самое разумное – восстановить ценностное отношение к трезвости, прежде всего, среди женщин, детей и молодёжи.

  4. Принцип информационной безопасности и практической целесообразности. Информационная безопасность подразумевает приоритет положительных воздействий над отрицательными. Нужно агитировать не против вредных привычек, а за полезные привычки, иначе легко перейти грань, когда профилактический эффект замещается популяризаторским, когда вместо профилактики начинается пропаганда алкоголя, табака и других наркотиков. Поэтому лучше говорить о трезвости, о преимуществах трезвой жизни, учить детей жить трезво, отдыхать трезво, общаться трезво, хотя тренировка, например, навыков отказа от наркотика в конкретной ситуации тоже может пригодиться. Практическая целесообразность базируется на принципе диагностичности. Это значит, что необходимо владеть информацией о наркотической ситуации в конкретном коллективе и постоянно отслеживать необходимость и эффективность тех или иных профилактических воздействий.

  5. Принцип социальной активности. Трезвенные убеждения формируются в трезвенной деятельности, которая понимается: во-первых, как частный случай ответственности за своё поведение вообще («Куришь ты, он, она – гибнет целая страна»; «Я сам в ответе за свой род, за жизнь потомства и народ»; «Тот России патриот, кто не курит и не пьёт»); во-вторых, как деятельность по отрезвлению других. Трезвенная деятельность может стать тем «деланием», «новой идеей», вокруг которой можно объединиться, приняв ценности трезвости, и это уже будет объединение не на отрицательной, а на положительной почве.

  6. Принцип аксиологичности – опора на традиционные национальные ценности. В православной культуре трезвость – это добродетель, и православных юношей и девушек традиционно отличала скромность. Трезвость – этическая категория. Кроме того, быть трезвым выгодно для себя, для семьи, но это также патриотично, эстетично, этично.

Таким образом, основными собриологическими принципами профилактики являются шесть вышеприведённых. Они, на наш взгляд, наиболее ёмко отражают сущность собриологической концепции.