Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
Практическое занятие по диагностике уровня здоровья ребенка с использованием карты индивидуального развития (ф 112/у), на приеме здорового ребенка. Составление индивидуального меню детям с различными заболеваниями. Составление индивидуального режима дня детям разных групп здоровья.
Цель занятия- комплексная оценка состояния здоровья позволяет провести более полное обследование ребёнка для выяснения и устранения причин, приводящих к изменениям в его развитии. Для сохранения здоровья и гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень здоровья и выставить группу здоровья.
Студент должен:
знать:
Факторы оределяющие уровень здоровья
Критерии характеризующие уровень здоровья
Группы здоровья.
понимать:
Основные теории формирования здоровья детей
Методику отбора детей в группы здоровья с учетом комплексной оценки состояния здоровья и возраста ребёнка.
уметь:
На основании проведения комплексной оценки состояния здоровья и возраста ребёнка оценить группу здоровья.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
История учения о здоровье.
Современные теории формирования здоровья.
Факторы, определяющие уровень здоровья.
Оценка физического развития детей различных возрастов.
Количественно-качественная оценка нервно-психического развития детей до 6-летнего возраста с определением групп развития.
Критерии, характеризующие состояние здоровья детей. Комплексная оценка состояния здоровья.
Распределение детей по группам здоровья.
Содержание:
Схема исследования и оценки критериев здоровья.
Критерии
| Способы определения
| Оценка
|
Отклонения в антенатальном, интранатальном и раннем постнатальном онтогенезе.
| Выкопировка сведений из истории развития. Сбор анамнеза из беседы с родителями. При первичном осмотре сбор биологического, генеалогического, социального анамнеза; при повторном осмотре сведения о ребенке за период, предшествующий осмотру.
| Неотягощенный анамнез. Отягощенный биологический анамнез. Отягощенный социальный анамнез. Отягощенный социальный и биологический анамнез. Отягощенный генеалогический анамнез.
|
Физическое развитие и степень его гармоничности
| Антропометрические измерения с оценкой по си-мальным отклонениям или центильным рядам.
| Нормальное физическое развитие или с отклонениями. Нормальный уровень -1 группа здоровья. Начальные отклонения -II группа здоровья. Выраженные отклонения - III, IV,V группа здоровья.
|
Нервно-психическое развитие
| Диагностика с определением уровня по группам развития.
| Нормальный уровень - I группа развития. Начальные отклонения (на 1 эпикризный срок) -II группа развития. Выраженные отклонения (на 2, 3 эпикризных срока) - III, IV группы развития.
|
Резистентность организма
| Кратность острых заболеваний по обращаемости за прошедший год.
| Высокая - нет острых заболеваний. Средняя – 1-3 о.заболевания. Низкая - 4-7 острых заболеваний. Очень низкая - 8 раз и более острых заболеваний в год.
|
Функциональное состояние организма
| Определение ЧСС и дыхания, АД, содержания НЬ, описание поведенческих реакций и др.
| Нормальное - показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений. Ухудшение - уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы (зависит от показателя), есть незначительные отклонения в поведении. Плохое - уровень показателей за пределами возрастных норм; выраженные отклонения в поведении.
|
Хронические заболевания или врожденные пороки развития
| Осмотр педиатром, врачом-специалистом, лабораторные исследования
| Выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития (болен). Не выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития (здоров).
|
Группы здоровья ( Приказ 621 МЗ РФ)
I группа— здоровые дети, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений; дети с фактором риска 1-го вида в анамнезе с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, к которым относятся:
а) в пренатальном периоде - экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности;
б) в интранатальном периоде - быстрые затяжные роды, длительный безводный период, инструментальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах;
в), отягощенный генеалогический анамнез - в родословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с определенной метаболической направленностью, а также на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.
II группа- здоровые дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем (группа «высокого риска»), а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.
Группа «высокого риска»- дети с факторами риска 2-го вида или одновременной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период.
Дети с рахитом I степени (начальный период), выраженными остаточными явлениями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекарственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мошонку на 1 -2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осанки; уплощенной стопой;функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы (шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с гипертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I-IIстепени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторными заболеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным кариесом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием; дисфункцией желудочно-кишечного тракта, с миопией слабой степени; дальнозоркостью средней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, эпидемического гепатита, острых нейроинфекций и др
III, IV, V группы- больные дети, страдающие хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития с разной степенью компенсации (соответственно - компенсация, субкомпенсация и декомпенсация):
III группа. Дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации.
IV группа. Дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с незначительно сниженными функциональными возможностями.
V rpyппa. Дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
При наличии нескольких заболеваний оценка группы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет проводить оценку состояния ребенка, как на момент обследования, так и при динамическом его контроле, но только с врачебных позиций.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
Работа в кабинете участкового педиатра: проведение комплексной оценки уровня здоровья у детей младшего возраста.
.По предложенным академическим историям развития определить группу здоровья ребенка (тренинг).
Задание к самостоятельной работе:
1.Оцените уровень здоровья ребенка:
Ф.И.О.____________________________________________________Возраст________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
Основная литература:
1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.
Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/
Дополнительная литература:
Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004.
Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.
Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред.Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.
Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.
Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.
[Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.
каталог медицинских ресурсов INTERNET
2.«Медлайн»,
3.e-library,
4.Каталог «Корбис»,
5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru
6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)
Знание студентом основных положений темы занятия:
Примеры тестов исходного уровня :
1. К какой группе здоровья Вы отнесете ребенка 3-х лет имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: неотягощен. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет.
ОТВЕТ: I группа.
2. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2-х лет, имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен биологический. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Гипертрофия миндалин 2 степени.
ОТВЕТ: II группа.
3. К какой группе здоровья следует отнести ребенка в возрасте 1-го года имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен генеалогический, индекс = 1.6. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 3 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет.
ОТВЕТ: II группа.
4. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2 лет 6 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: не отягощен. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: хорошее. Имеется искривление носовой перегородки без нарушения внешнего дыхания.
ОТВЕТ: I группа.
5. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 1 года 3 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен социальный. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: низкая. Функциональное состояние: хорошее. Сколиоз 1 степени.
ОТВЕТ: III группа.
Вопросы и типовые задачи заключительного уровня :
Задача №1
Вы участковый педиатр. К Вам в поликлинику на диспансерный прием пришла мама с ребенком. При осмотре: мальчику 1 год, масса тела 11000 г, рост 77 см, окружность головы 47 см, окружность грудной клетки 52 см, 8 зубов. Родители ребенка здоровы. Мальчик от второй беременности, протекавшей с токсикозом второй половины, срочных благополучных родов. Первая беременность закончилась медицинским абортом по желанию матери. Масса тела при рождении 3450 г, длина тела 52 см. Течение неонатального периода не осложнено. К груди приложен в первые сутки. Пуповинный остаток отпал на 5 сутки. БЦЖ привит в роддоме на 5 сутки жизни. Выписан из роддома на 7 сутки в удовлетворительном состоянии. В течение первого года жизни болел 4 раза ОРВИ. Привит трехкратно от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрен в положенные сроки невропатологом, ортопедом и офтальмологом - патологии не выявлено. Ребенок активен, хорошо кушает, приучен к соблюдению режима сна и бодрствования. Различает предметы по форме, ищет спрятанную игрушку, кормит собачку, мишку, катает машинку, идет вперед с поддержкой за обе руки, понимает слово «нельзя»; подражая взрослым, повторяет за ними новые слоги, самостоятельно пьет из чашки. При физикальном обследовании патологических изменений со стороны деятельности основных органов и систем не выявлено. ЧСС - 118 уд/мин, ЧД - 36 в мин, артериальное давление - 90/45 мм рт. ст., Нв - 124 г/л.
Задание:
Оцените уровень здоровья ребенка.
Ответ: 2 группа здоровья
Генеалогический и социальный анамнез не отягощены, отягощенный биологический (акушерский) анамнез - мед.аборт, предшествующий первой беременности; нормальная длина при нормальной массе тела; 3 группа НПР, задержка развития 1 степени; низкая резистентность; хорошее функциональное состояние. Группа здоровья 2.
Задача №2
Из анамнеза известно, что мальчику 1 год, масса тела 11200 г, длина тела 72,5 см, окружность головы 47 см, окружность грудной клетки 50 см, 7 зубов. Мать ребенка страдает сахарным диабетом, отец здоров. Ребенок от первой благополучной беременности, срочных родов в ягодичном предлежании. Масса тела при рождении 3100 г, длина тела 49 см. Течение неонатального периода не осложненное. К груди приложен в первые сутки. Пуповина отпала на 4 сутки. БЦЖ привит в роддоме. Выписан из роддома на 7 cутки в удовлетворительном состоянии. В течение первого года жизни болел 4 раза ОРВИ. Привит трехкратно вакциной АКДС. Осмотрен ортопедом, невропатологом, офтальмологом, эндокринологом - патологии не выявлено. Сахар крови - 4,1 ммоль/л. Ребенок активный, приучен к соблюдению режима сна и бодрствования, самостоятельно ходит, говорит до 10 облегченных слов, много и разноообразно действует с предметами, выполняет с ними разученные действия, узнает маму по фотографии, сам пьет из чашки. ЧСС – 120 уд/мин, ЧД - 36 д/мин.
Задание:
Оцените уровень здоровья ребенка.
Ответ:2 группа здоровья
Социальный анамнез не отягощен, отягощенный генеалогический (сахарный диабет у матери) и биологический анамнез (роды в ягодичном предлежании), физическое развитие среднее, высокая масса при нормальной длине тела, 1-я группа НПР, низкая резистентность, хорошее функциональное состояние.
Группа здоровья 2 .
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)