Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
Организация работы кабинета здорового ребенка детской поликлиники. Антенатальная профилактика, патронаж, определение здоровья и групп направленного риска.
Самостоятельная работа. Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля - по индивидуальному графику). Выполнение патронажа к новорожденным детям, беременным женщинам. Провести самостоятельноIпатронаж к новорожденному ребёнку. Оформить запись в ф. 112. Выписать рецепты на молочную кухню, в магазин на различные виды питания. Уметь оформить необходимую документацию на ребёнка при направлении на консультацию к узким специалистам, в стационар и консультативный центр, в кабинеты: функциональной диагностики, физиотерапевтический, УЗИ, рентгенологический, ЭКГ, биохимическую лабораторию.
Цель занятия:
Антенатальная охрана плода и диспансеризация новорожденных детей являются одним из основных разделов профилактической работы участкового педиатра. Своевременное выделение групп риска у новорожденных детей позволяет проводить целенаправленное диспансерное наблюдение за ними, что способствует профилактике формирования отклонений в развитии и состоянии здоровья ребёнка.
Студент должен:
знать:
Тактику диспансерного наблюдения за новорожденными детьми различных групп здоровья;
Патронаж беременной, новорожденного;
Группы риска новорожденных;
Оценку НПР и ФР;
Комплексную оценку состояния здоровья новорожденных.
Физиологические особенности новорожденных детей.
Вскармливание новорожденных детей, пищевой режим.
Основные правила ухода за новорожденными.
Пограничные состояния периода новорожденности: диагностика, клиника, лечение.
понимать:
Ведение детей из социально неблагополучных и экологически неблагополучных условий, детей из группы мигрирующего населения. Приказ N 60 от 14.03.95 г.
Антенатальную охрану плода: дородовые патронажи. Сроки, цели, задачи, оформление.
Диспансеризацию здоровых новорожденных детей в условиях поликлиники.
Врачебные и сестринские патронажи: цель, задачи, сроки, оформление.
Диспансеризацию детей из группы риска. Дифференцированное наблюдение и оздоровление в условиях поликлиники.
Тактику ведения на участке новорожденных с пограничными состояниями.
уметь:
дать рекомендации для родителей новорожденного (вскармливание, режим дня, сроки наблюдения педиатра и узких специалистов);
выписать рецепты на молочную кухню, бесплатное питание, на медикаменты;
оформлять возрастные эпикризы с назначением рекомендаций;
интерпретировать лабораторные показатели (общий анализ крови, мочи, копрограмма, анализ кала на дизбактериоз, биохимический анализ крови) и функциональные исследования (АД, РS, ЧДД, ЭКГ, ФКГ, рентгенограммы).
Провести осмотр новорожденного ребёнка по органам и системам.
Дать индивидуальные рекомендации по режиму дня, вскармливанию, уходу за новорожденными детьми.
Провести дородовый патронаж, выделив женщин групп риска.
Провести патронаж к новорожденному, оценить состояние здоровья и группу здоровья, назначить лечебно-профилактические мероприятия.
Дать рекомендации по диспансерному наблюдению за здоровыми новорожденными и из групп риска.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Наблюдение за беременными женщинами в детской поликлинике. Сроки и задачи дородового патронажа.
Диспансеризация новорожденных детей в поликлинике. Врачебные и сестринские патронажи. Сроки и задачи.
Группы риска новорожденных. Дифференцированное наблюдение за ними на педиатрическом участке.
Особенности ухода за новорожденными.
Вскармливание новорожденных, пищевой режим.
Лечение и профилактика гипогалактии.
Пограничные состояния, встречающиеся у новорожденных после выписки из роддома (конъюгационная желтуха, половой криз, максимальная убыль первоначальной массы тела, токсическая эритема).
Содержание:
Первый дородовой патронаж
Проводится при постановке беременной на учет в женской консультации в сроки 8–13 недель. Задачей первого дородового патронажа является знакомство участковой медицинской сестры с будущей матерью, беседа с ней о важности, счастье и большой ответственности быть матерью. При первом дородовом патронаже участковая медсестра должна выяснить состояние здоровья беременной, узнать, как протекает беременность, в каких условиях будущая мать живет и трудится. Патронаж должен отличаться особой скрупулезностью, стремлением как можно точнее выявить все обстоятельства, которые могут оказать вредное влияние на здоровье будущего ребенка. Особое внимание должно быть обращено на возможность токсического воздействия на плод вследствие употребления матерью никотина, алкоголя и других токсических веществ.
В зависимости от характера заполнения документации в детских поликлиниках создаются картотеки дородовых патронажей или истории развития будущих пациентов. В целях наиболее полного охвата всех необходимых вопросов и экономии времени медсестры для выполнения дородовых патронажей используются специальные схемы. При использовании любых схем медсестра при первом дородовом патронаже должна дать беременной следующие советы:
1.Исключить рабочую вредность, если таковая имеется.
2.Чередовать работу и дом, труд и отдых.
3.Постараться избегать конфликтных ситуаций в семье и квартире.
4.Наладить правильное питание в пределах допустимого для беременной: сырые и вареные овощи, фрукты, молоко, творог, отварное мясо, витамины А, Д и др. по назначению врача.
5.Отремонтировать помещение, приобрести своевременно все необходимое для новорожденного.
6.При наличии в семье Тbc-больных подумать, где будет находиться мать и ребенок первые два месяца после выписки из роддома.
Второй дородовой патронаж
Второй дородовой патронаж участковая медсестра выполняет в период декретного отпуска беременной на 31–32-й неделе.
Участковые педиатры выполняют дородовые патронажи беременных с тяжелой экстрагенитальной патологией, токсикозом, а также при наличии других показаний.
Основная цель второго дородового патронажа беременной — контроль выполнения назначений врача женской консультации и рекомендаций, данных медсестрой детской поликлиники при первом патронаже и в школе будущих матерей.
При втором дородовом патронаже выясняют самочувствие беременной, переведена ли она, если это было нужно, на легкую работу, сроки декретного отпуска. Во время второго дородового патронажа уже прослеживается забота о будущем ребенке: сюда входит подготовка молочных желез матери к лактации, организация уголка новорожденного, приготовление для него белья, одежды и т.д. Уточняется адрес, по которому будут жить мать с ребенком.
Третий дородовой патронаж
Третий дородовой патронаж в зависимости от обстоятельств выполняет участковая медсестра или участковый педиатр. Показаниями к выполнению этого патронажа являются тяжелая соматическая патология беременной, неблагополучный акушерский анамнез, тяжелый токсикоз беременной, а также неблагоприятные социально-бытовые условия. О подобных пациентках в детскую поликлинику сообщает старшая медсестра женской консультации. Кроме того, показания к третьему дородовому патронажу формируются на основании изучения предыдущих дородовых патронажей, выполненных участковой медсестрой. Третий дородовой патронаж сугубо индивидуален, и поэтому выполняется по индивидуальной для каждого случая схеме.
По результатам дородовых патронажей участковый педиатр определяет группу «риска» среди беременных, т.е. выявляет контингент будущих матерей, дети которых должны будут находиться под особо пристальным вниманием участкового врача и врачей соответствующих специальностей. В группу «риска», несомненно, следует отнести экстрагенитальные заболевания будущей матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет (фертильный возраст, по данным ВОЗ, с 14 до 49), токсикозы первой и второй половины беременности, угрозу выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности, т.е. факторы, наличие которых будет определять распределение детей по группам здоровья.
Основными задачами КЗР являются (Положение № 8 к приказу МЗ СССР №60 от 19.01.83):
пропаганда здорового образа жизни в семье;
обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание, гигиенический уход);
санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний, подготовка к поступлению в ДДУ;
контроль за НПР детей.
В обязанности медсестры КЗР входит:
прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год, 2-го года жизни — не менее 4-х раз в год, 3-го года жизни — не менее 1 раза в полугодие, старше 3-х лет — один раз в год;
в соответствии с назначениями врача:
а) консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка,
б) обучение матери методике проведения массажа и гимнастики,
в) проведение контрольного кормления, выполнение расчета питания,
г) выполнение назначений врача по профилактике рахита,
е) проведение диагностики НПР детей.
обучение родителей методике и особенностям вскармливания;
освещение вопросов профилактики возникновения вредных привычек;
обучение методике гигиены полости рта;
обеспечение родителей методическими материалами;
консультация участковых медсестер по вопросам воспитания и развития детей, физического воспитания и закаливания детей, диагностики НПР детей;
оказание помощи участковому врачу в проведении занятий для беременных, в школе молодой семьи;
участие в подготовке детей к поступлению в ДДУ;
осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой;
ведение в истории развития ребенка ф.112/у — вкладыша-карты посещения КЗР;
оформление в комнате ожидания КЗР стендов и выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;
распространение новых методических материалов по вопросам санитарного просвещения.
Медицинская документация КЗР
Учетная форма № 112/у — вкладыш-карта посещения кабинета по воспитанию здорового ребенка.
Учетная форма № 039/у — табель рабочего времени врача.
Учетная форма № 038/у — табель рабочего времени медсестры.
Оснащение КЗР
Оснащение кабинета здорового ребенка и необходимые методические материалы:
№ п/п | Наименование оборудования (оснащения) | Количество, штук |
1. | Стол | 1 |
2. | Стул | 3 |
3. | Весы электронные для детей до года | 1 |
4. | Весы | 1 |
5. | Аппаратура для инфракрасной терапии | 1 |
6. | Бактерицидный облучатель воздуха | 1 |
7. | Пособия для оценки психофизического развития ребенка | по требованию |
8. | Стетофонендоскоп | 1 |
9. | Термометр медицинский | 3 |
10. | Тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года | 1 |
11. | Шпатель | по требованию |
12. | Пеленальный стол | 1 |
13. | Стол массажный | 1 |
14. | Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов | 2 |
15. | Емкость для дезинфицирующих средств | по требованию |
Осмотр новорожденного ребенка
Период новорожденности- один из наиболее важных периодов детского возраста. Это период адаптации ребенка к новым условиям жизни. Обеспечение в неонатальный период оптимального выхаживанияноворожденного, совершенствование методов диагностики и лечения уже возникших заболеваний, необходимо для формирования здоровья во все последующие годы.
Общий осмотр новорожденногоимеет большое диагностическое значение. Во времяосмотраврач получает общее представление о состоянии здоровья ребенка, его развитии, своевременно выявляет возможные отклонения.
Если ребенокспит будить его в начале осмотра не следует. Данные частоты пульса и дыхания при этом будут наиболее точными.
Для подсчета дыхания врач подносит фонендоскоп к носу ребенкаи фиксирует время. Подсчет частоты дыхания проводится за одну минуту, в связи с не регулярным дыханием и периодическими остановками - апноэ. Средняя частота дыхания составляет 40 в минуту во сне и 60 во время бодрствования.
Осмотр проводится на полужестком пеленальном столике, при температуре окружающего возраста не менее 22 градусов Цельсия.
Новорожденногообследуют не ранее чем через час после кормления, что позволяет создать комфортные условия для ребенка и произвести тщательное обследование.
Теплыми руками, осторожными движениями его полностью раздевают.
Пока ребенокспокоен, осматривают сердечную область. Пальпируется верхушечный толчок. Аускультация сердца проводится по общепризнанной методике, в типичных точках. Тоны сердца ясные, ритмичные. Довольно часто в области сердца выслушивается короткий систолический шум, обусловленный становлением гемодинамики.
Частота сердечных сокращений новорожденногосоставляет примерно 140 ударов в минуту.
Легкие выслушиваются в симметричных участках с обеих сторон по передней, боковым поверхностям. Дыхание у новорожденноговезикулярное, несколько ослабленное. Затем дыхание выслушивается по задней поверхности.
Живот имеет округлую форму, активно участвует в акте дыхания. Во время спокойного бодрствования проводится пальпация органов брюшной полости. Передняя брюшная стенка эластичная и упругая, живот мягкий.
Край печени пальпируется по среднеключичной линии. Выступает из-под реберной дуги на 1-1,5 сантиметра.
Селезёнку определяют в левом подреберье - в норме она не пальпируется.
Оценивается состояние пупочной ранки, которая заживает к концу второй неделе жизни. Пупочные вены и пупочные артерии в норме не пальпируются.
Кожные покровы осматриваются детально. Пальпация кожи проводится в разных участках. Окраска кожи новорожденногоярко розовая из-за тонкого эпидермиса и хорошо выраженной сети капилляров. Кожу осматривают последовательно сверху - вниз. Особенно тщательно за ушами, в складках шеи, в подмышечных областях, в паховых областях – где могут развиваться опрелости.
На ощупь кожа новорожденногонежная, эластичная, бархатистая. Физиологическая эритема к концу первой неделе жизни исчезает.
Проверяется эластичность кожи: при попытке собрать её - складка моментально расправляется.
Развитие подкожно-жировой клетчатки проверяется визуально и пальпаторно на конечностях, на животе и под лопатками.
Тургор мягких тканей проверяется ощущением сопротивления при сдавлении на внутренней поверхности плеча, бедра.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
Работа в кабинете участкового педиатра. Правила оформления листка первого патронажа новорожденного.
Задание к самостоятельной работе:
Проведение первого дородового патронажа (совместный с патронажной сестрой)
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)