logo
Струков Патологическая анатомия

План изучения курса патологической анатомии

Курс патологической анатомии складывается из трех частей: 1) общая па- тологическая анатомия; 2) частная патологическая анатомия; 3) биопсийно- секционный курс.

Общая патологическая анатомия изучает общепатологи- ческие процессы. Эти процессы являются общими для многих болезней, но в различных комбинациях составляют характерные для каждого заболева- ния признаки. Общая патологическая анатомия — часть общей патоло- гии, которая изучает наиболее общие закономерности развития патологических процессов и является теоретической основой меди- цины. Общую патологическую анатомию проходят на V семестре. Студенты слушают лекции и занимаются на практических занятиях, где изучают макро- препараты, гистологические препараты и электронограммы. За семестр прово- дится 2 — 3 вскрытия с подробным разбором клинико-морфологических про- явлений общепатологических процессов и болезней.

Частная патологическая анатомия изучает этиологию, патогенез и морфологию важнейших заболеваний чело- века, она относится кчастной патологии человека. Морфологиче- ские основы болезней в нашей стране изучаются по нозологическому принци- пу. Органопатологический подход к изучению болезней, принятый за рубежом, не дает полного представления о болезни в целом. Частную патоло- гическую анатомию проходят на VI семестре. Как и в общем курсе, студенты слушают лекции и занимаются на практических занятиях, где изучают макро- препараты, гистологические препараты и электронограммы. В течение семе- стра, помимо 2 — 4 секций, студенты имеют возможность постоянно знако- миться с секционным материалом по различным разделам частной патоло- гии.

Биопсийно-секционный курс изучается в течение X — XI семе- стров на базе патологоанатомических отделений многопрофильных городских больниц и прозектур кафедр медицинских институтов. Его задача — научить будущих врачей клинико-морфологическому анализу. Студенты знакомятся с основными положениями по патологоанатомической службе, принципами работы прозектуры, под руководством преподавателя после тщательного из- учения истории болезни проводят патологоанатомическое вскрытие, сопоста- вляют клинические проявления болезни с патологоанатомическими измене- ниями, составляют протокол вскрытия, патологоанатомический диагноз и клинико-анатомическое заключение (эпикриз), знакомятся с анализом биоп- сийного материала.

При прохождении патологической анатомии студенты участвуют в клини- ко-анатомических разборах и работе клинико-анатомических конференций.

13

Это определяется тем, что отечественная патологическая анатомия разви- вается в тесном контакте с клиникой и является не только теоретической, но и научно-практической дисциплиной.

Изучая патологическую анатомию, студенты знакомятся с различными методами морфологического макро- и микроскопического исследования. Они получают сведения о возможностях изучения патологически измененных клеток и тканей с помощью светооптического исследования (поляризационная, люминесцентная, фазово-контрастная, ультрафиолетовая микроскопия), а так- же таких методов, как электронная микроскопия, гистохимия, иммунолю- минесценция, авторадиография, культура клеток и тканей и др.

Обучение патологической анатомии основано на принципах единства и сопряженности структуры и функции как методологической ос- нове изучения патологии вообще, клинико-анатомического на- правления отечественной патологической анатомии. Пер- вый принцип позволяет видеть связь патологической анатомии с другими тео- ретическими дисциплинами и необходимость знания прежде всего анатомия, ги- стологии, физиологии и биохимии для познания основ патологии. Второй принцип, клинико-анатомическое направление, доказывает необходимость знания патологической анатомии для изучения других клинических дисциплин и практической деятельности врача вне зависимости от будущей специально- сти.

13

ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПОВРЕЖДЕНИЕ

В патологии под повреждением, или альтерацией (от лат. altera- tio — изменение), понимают изменения структуры клеток, межклеточного ве- щества, тканей и органов, которые сопровождаются нарушением их жизнедея- тельности. Альтеративные изменения в органах и тканях как филогенетически наиболее древний вид реактивных процессов встречаются на самых ранних этапах развития человеческого зародыша.

Повреждение способны вызывать самые разнообразные причины. Они мо- гут действовать на клеточные и тканевые структуры непосредственно или опосредованно (через гуморальные и рефлекторные влияния), причем харак- тер и степень повреждения зависят от силы и природы патогенного фактора, структурно-функциональных особенностей органа или ткани, а также от реак- тивности организма. В одних случаях возникают поверхностные и обратимые изменения, касающиеся обычно лишь ультраструктур, в других — глубокие и необратимые, которые могут завершиться гибелью не только клеток и тка- ней, но и целых органов.

Повреждение может быть представлено двумя патологическими процесса- ми — дистрофией и некрозом, которые нередко являются последовательными стадиями.