logo
Трезвый образ жизни- книга Н

5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках

Трезвенное воспитание можно осуществлять как на отдельных уроках культуры здоровья, так и в процессе преподавания отдельных учебных дисциплин: ОБЖ, истории, русского языка и литературы, математики, химии и биологии, географии, иностранного языка.

Образовательные методы трезвенного воспитания базируются на общих методах воспитания. Самое привычное – этические беседы и дискуссии на темы: «Как научиться отличать Добро от Зла?»; «Прежде, чем сделать – подумай», «Почему говорят: семь раз отмерь, один раз отрежь?», «Подумай – потом скажи и сделай», «Умеешь ли ты управлять своим поведением?», «Почему говорят: река начинается с ручейка, а пьянство – с рюмочки?», «Почему Марк Твен сказал: нет ничего легче, чем бросить курить, сто раз бросал?», «Почему говорят: кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт?», «Почему пиво и табак мешают мальчикам и девочкам вырасти мужественными и женственными?».

Информационный метод предполагает организованную педагогом передачу знаний учащимся. Это может осуществляться как на отдельно отведённой системе уроков, так и в процессе преподавания существующих школьных дисциплин. Формы передачи знаний – обычные: рассказ, показ и объяснение учителя, беседа, лекционные и семинарские занятия, практические и лабораторные работы (например, на уроках химии и биологии можно на опытах проверить пагубное воздействие АТН на растениях и животных). Информационными могут быть и различные формы внеклассных и общешкольных мероприятий: постановка спектаклей, проведение вечеров, викторин, организация музеев трезвости.

Информационный метод часто критикуют. Однако с точки зрения первичной и отчасти вторичной профилактики, как показал наш опыт, этот метод себя оправдывает. Он даёт подросткам и юношам мощную информационную защиту, которой так не хватает в нашем обществе. Ведь большинство детей никогда бы не начали употреблять ни алкоголь, ни табак, если бы не массовая «мода» на одурманенный образ жизни, если бы в их головы через огромные тиражи всех печатных и электронных СМИ не была вбита мысль, что пить и курить – самые естественные на свете занятия. Поэтому оправдывают себя уроки трезвости даже сугубо информационной направленности (см. Приложение 6).

Поисковый метод включает учащихся в самостоятельное добывание знаний из различных источников. Для этого необходимо сообщить учащимся, какие источники могут быть для них информативными, и, возможно, сообщить методы проведения научного исследования. Но для школьников можно ограничиться реферативным или обзорным исследованием, то есть таким исследованием, где излагаются различные точки зрения на проблему, но без критического анализа автора. Поисковыми являются проведение интервью с компетентными людьми, участие в диагностических исследованиях.

Метод проектов является разновидностью поискового метода. Под проектом можно понимать любой практический замысел, который реализуется обучаемым. При этом он самостоятельно ставит цель, составляет план, практически его осуществляет, оценивает и контролирует качество конечного продукта.

Одним из достоинств метода является то, что знания и навыки не даются обучаемому теоретически, а приобретаются в процессе выполнения конкретного задания. Учащиеся самостоятельно добывают информацию и на всех этапах выполнения проекта принимают самостоятельные решения.

Однако при работе со школьниками педагогическое руководство должно осуществляться обязательно. Оно может состоять в чёткой формулировке пунктов плана и самой поставленной цели, консультативной помощи, рекомендации необходимой литературы, организации времени и места осуществления проекта, выборе темы и т. д. Применительно к трезвенническому воспитанию можно предложить следующие задания для учащихся: разработку сценария вечера трезвости, создание сценария для антинаркотического спектакля на основе ролевой и театрализованной игры, выпуск стенгазеты «За трезвый образ жизни», подборку и адаптацию текстов трезвенного содержания для диктантов и изложений, создание мини-книжки для детских садов и младших школьников, пропагандирующей трезвость, составление арифметических задач трезвенного содержания и т. д.

Метод взаимного просвещения основан на взаимном обучении и сотрудничестве. Формами такого сотрудничества могут быть рефераты и доклады. Проектная работа, многие формы информационного и дискуссионного методов являются одновременно и методом взаимного просвещения.

Дискуссионный метод как нельзя лучше отвечает потребности подростков в диалоговом общении. Это метод обсуждения и аргументированного доказательства собственной точки зрения при руководстве и участии педагога.

Кроме традиционного диспута, существуют другие формы дискуссии: «мозговой штурм», групповая дискуссия, подражательные и деловые игры, ролевая игра, театрализованная игра и т. д.

Во всех современных технологиях самым важным является заключительный этап, анализ и коллективная выработка решения при руководстве и участии педагога. Педагогическое руководство является необходимым и оправданным, так как педагог является наиболее компетентным лицом.

Групповая дискуссия. Цель – обучение умению аргументированно отстаивать собственную точку зрения. Можно предложить следующую форму проведения групповой дискуссии.

Вначале запускается стартер дискуссии, то есть вниманию участников дискуссии предлагается рассказ, видеозапись, телепередача, кинофильм, статья и т. д. После однократного просмотра и прослушивания на доске или на листках бумаги, разделённых на две половины, тщательно записываются аргументы «за» и «против». При необходимости информация повторяется ещё раз. Затем участники дискуссии (желательно не более 15 человек) садятся лицом друг к другу, и начинается коллективное обсуждение. Руководитель задаёт уточняющие вопросы, которые он составляет заранее, и всячески стимулирует дискуссию, опираясь на самых активных. Затем участникам можно предложить проиграть ситуацию в ролевой игре на местах, где один принимает на себя роль защитника, а другой – оппонента. После небольшой тренировки можно заслушать одну-две самых активных пары. Ролевая игра проигрывается до логического разрешения. В случае неудачной ролевой игры учащихся «на публику» в игре может принять участие сам педагог, взяв на себя одну из ролей («за» или «против»). Решающим моментом групповой дискуссии является заключительная выработка коллективного решения.

Таким образом, в групповой дискуссии можно выделить следующие этапы: 1) запуск стартера (информация); 2) запись аргументов «за» и «против; 3) обсуждение в группе, ответы на вопросы руководителя и товарищей; 4) ролевые игры в парах на местах; 5) ролевые игры «на публику»; 6) коллективная выработка решения.

Для групповой дискуссии можно рекомендовать следующие темы: «Правда и ложь об алкоголе», «Наркотики: мифы и реальность», «Можно ли пьющим доверять руководство?», «Отношение человека к одурманивающим веществам на заре цивилизации: легенды и реальность», «Пьянство на Руси: мифы и реальность», «Реклама алкоголя и табака: «за» и «против», «Легализация наркомании: «за» и «против» и т. д.

«Мозговой штурм». Цель – выработка нестандартных коллективных решений. В основе «мозгового штурма» лежат три принципа:

1) принимать любую идею некритично и записывать её,

2) нацеливать участников на количество идей, а не на их качество,

3) идеи не обсуждать.

Процедура простая. Выберите тему: например, отказаться от предложения алкоголя (табака, наркотика). Разбейтесь на подгруппы по 6-12 человек, назначьте в каждой группе по 1-2 ответственных для записи вырабатываемых идей. Чётко обозначьте указанные 3 принципа и заставьте всех им подчиняться. Обозначьте временной предел, например, 10 минут. В конце этого периода попросите группы пересмотреть списки идей и «закодировать» их: например, поставить звездочку напротив тех идей, о которых вы хотели бы узнать больше, птичку напротив тех, которыми намерены пользоваться, заведомо нереалистичные идеи вычеркните. Теперь можно приступать к общей дискуссии. От имени своих групп ведущие зачитывают списки выработанных идей, и начинается их обсуждение. Руководитель задаёт стимулирующие вопросы, такие же вопросы может задать каждый участник дискуссии. Заканчивается обсуждение коллективным резюме, которое лучше всего записать.

Таким образом, в проведении «мозгового штурма» следует выделить следующие этапы: 1) выбор темы и разбивка на подгруппы; 2) выбор ответственных для записи вырабатываемых идей; 3) пересмотр и кодировка идей; 4) коллективное обсуждение и запись коллективного резюме.

«Мозговой штурм» целесообразно применять для выработки дефиниций и терминологии, при планировании программ и планов трезвеннического воспитания, отдельных мероприятий, при выработке способов отказа в конкретной наркотической ситуации и т. д.

«Пассивная дискуссия» или метод письменного доказательства. Убеждения подпитываются постоянной полемикой, диалоговым общением. Нужен постоянный поиск новых доказательств, подтверждающий или, наоборот, подвергающий сомнению вашу правоту. Поэтому после каждой словесной битвы, особенно если вы потерпели поражение, необходимо проводить пересмотр своих аргументов и доказательств.

Возьмите чистый лист бумаги и поделите его пополам. В левую колонку тщательно выпишите все аргументы вашего идейного противника. На каждый аргумент должен быть найден контраргумент, а ещё лучше несколько контраргументов или остроумный ответ. Если чувствуете, что вам не хватает знаний, поработайте с литературой. Если вдруг окажется, что вы были неправы, найдите в себе мужество это признать, умейте отказаться от собственных предрассудков. Помните: ничто не отталкивает так сильно, как тупое упрямство, неспособность услышать другого. Побеждать противника нужно за счёт более глубоких знаний, большей настойчивости в отстаивании своей позиции, если знаете, что правы. Попробуйте отстроить систему своей защиты заново. Наверняка, можно найти ещё много аргументов, подтверждающих вашу правоту. Держите ваше оружие – ваши аргументы – в постоянной «боевой готовности». Вовремя сказанное слово стоит десяти, сказанных с опозданием. Но такая готовность достигается только постоянной тренировкой, начитанностью, постоянным творческим поиском.

Дилемма. Цель технологии – обучение искусству принятия решений. В качестве стартера можно использовать незаконченный рассказ о ситуации предложения АТН и закончить рассказ вопросом: «Что ему (ей) делать?».

С помощью «мозгового штурма» можно составить список возможных действий. Затем всем участникам дискуссии предлагается разделить лист бумаги на три части и слева выписать возможные действия, а справа – возможные положительные и отрицательные последствия этих действий. После окончания письменной работы следует обсудить свои наработки сначала в малых группах, а потом в классе в целом. Неразумные решения ликвидируются. Вынос коллективного решения и вывод учителя являются важнейшим этапом дискуссии. Именно здесь осуществляется главная учёба.

Технология «Спасибо, нет». Цель – отработка навыков отказа при давлении со стороны сверстников. Предлагается следующая схема работы с учащимися: запуск стартера (ознакомление с описанием наркотической ситуации), обсуждение возможных последствий принимаемых решений, например, с помощью групповой дискуссии или мозгового штурма, распределение ролей на тех, кто оказывает давление и тех, кто испытывает давление, и ролевая игра до разрешения конфликта, анализ ролевой игры.

Ролевая игра. Цель – разыграть свою роль или роли других людей в новой неизвестной ситуации. В конце игры необходимо поразмышлять над обретённым опытом. Оценивание и рефлексия – главный итог ролевой игры.

Ролевая игра не может решить все проблемы. Она зависит от способности участников быть творческими; она может стать основой для расширения коммуникативных умений, помочь всем участникам почувствовать и увидеть то, что чувствуют другие.

Нужны чётко очерченные цели. Начать лучше с простой ситуации. Чтобы расширить число участников, необходимо назначить остальных на роли наблюдателей или экспертов, поручить им ведение записей о том, что происходит. Это могут быть ответы на следующие вопросы: Кто играл роли? Какое влияние оказала игра на других участников? Какова атмосфера игры? Каким было разрешение конфликта? Каким было сотрудничество?

Можно проиграть ситуацию заново. Разрешите участникам говорить о том, что они чувствуют, ещё находясь в роли. Затем попросите их снять маски-роли и поделиться тем опытом, который они приобрели, находясь в роли.

Таким образом, при проведении ролевой игры необходимо выделить следующие этапы: 1) выбор ситуации и распределение ролей; 2) ролевая игра; 3) вопросы к участникам ролевой игры об обретённом опыте; 4) заслушивание мнения экспертов; 5) подведение итогов.

Для ролевых игр можно взять, например, такие ситуации.

Ситуация 1: Вы оказались в кампании, в которой некоторые ребята выпивают и курят. Предлагают попробовать и вам. Вы твёрдо решили, что останетесь трезвым и некурящим…

(Ролевая игра в данной ситуации является частью технологии «Спасибо – нет»).

Ситуация 2: В школе вы узнали, что пиво, которое папа и мама покупают к ужину, является вредным веществом. Вы твёрдо решили поговорить с родителями сегодня же…

Ситуация 3: С Вашим младшим братом что-то происходит. Он стал хуже учиться, прогуливает занятия, у него появились какие-то странные друзья, после школы он где-то подолгу задерживается. Папы у Вас нет, а мама, чтобы прокормить семью, работает на трёх работах и пока что ничего не замечает. Значит, за брата отвечаете Вы. Сегодня Вы будете с ним говорить… [4:87-97].