logo
Трезвый образ жизни- книга Н

5.4. Методы трезвенного воспитания

Общие методы воспитания были подробно рассмотрены в четвёртой главе. Напомним, что это:

1) методы организации деятельности и опыта поведения (приучение, упражнение, педагогическое требование, общественное мнение);

2) методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение, наказание);

3) методы формирования сознания (рассказ, беседа, конференция, метод примера, анализ воспитывающих ситуаций);

4) методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанника, создание воспитывающих ситуаций, психодиагностика, тренинги).

Все перечисленные методы являются универсальными, но их применение зависит от ступени развития, целей воспитания и конкретной ситуации.

Специальные методы трезвенного воспитания зависят от моделей, целей, задач, принципов, содержания. На наш взгляд, оптимальная модель трезвенного воспитания состоит из следующих компонентов:

1) образовательный компонент – знания о вреде одурманивающих веществ и знания о себе;

2) психологический и коммуникативный компонент – коррекция определённых психологических отклонений личности, препятствующих нормальной социализации и формирование навыков общения;

3) социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка в школе, в семье, в обществе.