23.Особенности внд человека. Вторая сигнальная система. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Таким образом, И. П. Павлов различает две корковые системы: первую и вторую сигнальные системы действительности, из которых сначала возникла первая сигнальная система (она имеется и у животных), а затем вторая — она имеется только у человека и является словесной системой.
Вторая сигнальная система — это человеческое мышление, которое всегда словесно, ибо язык — это материальная оболочка мышления. Язык — это «...непосредственная действительность мысли».
Путем весьма длительного повторения образовались временные связи между определенными сигналами (слышимые звуки и видимые знаки) и движениями губ, языка, мышц гортани, с одной стороны, и с реальными раздражителями или представлениями о них — с другой. Так, на базе первой сигнальной системы возникла вторая.
Отражая этот процесс филогенеза, у человека в онтогенезе сначала закладывается первая сигнальная система, а затем вторая. Чтобы вторая сигнальная система начала функционировать, требуется общение ребенка с другими людьми и приобретение навыков устной и письменной речи, на что уходит ряд лет. Если ребенок рождается глухим или теряет слух до того, как он начал говорить, то заложенная у него возможность устной речи не используется и ребенок остается немым, хотя звуки он произносить может. Точно так же, если человека не обучать чтению и письму, то он навсегда останется неграмотным. Все это свидетельствует о решающем влиянии окружающей среды для развития второй сигнальной системы.
Последняя связана с деятельностью всей коры мозга, однако некоторые области ее играют особенную роль в осуществлении речи. Эти области коры являются ядрами анализаторов речи.
Первая и вторая сигнальные системы взаимодействуют между собой.
2-ая сигнальная система формируется на базе 1-ой сигнальной системы и в нормальных условиях регулирует деятельность 1-ой сигнальной системы.
По мнению Иванова-Смоленского в процессе становления сигнальных систем различают 4 этапа:
1 этап. Н-Н. Есть лишь 1-ая сигнальная система. На непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция. Есть у животных и ребенка 1-го месяца жизни.
2 этап. С-М. На словесный раздражитель - непосредственная реакция. ("Брысь" - уход.) Есть у детей.
3 этап. М-С. Становление речи. На непосредственный раздражитель - словесная реакция (ребенок на 2-ом году жизни).
4 этап. С-С. На сложный раздражитель - словесная реакция.
2-ая сигнальная система на базе 1-ой сигнальной системы, обеспечивая особый уровень высшей нервной деятельности человека, делает возможным существование человека в социальной среде.
- 1.Понятие сенсорная система, или анализатор. Общий план строения и основные принципы работы сенсорных систем.
- Высокая чувствительность к адекватному раздражителю
- 3. Способность к адаптации.
- 4. Взаимодействие сенсорных систем.
- 2.Обнаружение сигнала, или рецепция. Первично и вторично чувствующие рецепторы. Принципы рецепции и формирования нервного импульса.
- Первичные рецепторы
- 2. Вторичные рецепторы
- Во время действия стимула на рецептор в рецепторной клетке меняется мембранный потенциал.
- 3.Строение рецепторов разных анализаторов. Механизмы их функционирования. Адаптация. Значение процесса адаптации для цнс.
- 4.Строение и физиология зрительной сенсорной системы.
- 2. Теория оппонентных (контрастных) цветов э. Геринга.
- 5.Строение и физиология обонятельной сенсорной системы.
- 6.Строение и функции вкусового анализатора.
- 7.Строение и функции слухового анализатора.
- 8.Строение и функции вестибулярного анализатора.
- 10.Строение и функции соматосенсорного анализатора. Двигательная часть.
- 11.Строение и физиология висцерального анализатора. Типы висцеральных рецепторов
- 12.Строение и функции "спиноталамического" пути передачи в цнс соматосенсорной информации.
- 13.Сенсорная функция коры полушарий большого мозга. Корковые представительства анализаторов.
- 14.Рефлекс. Физиология безусловного рефлекса. Классификации безусловных рефлексов. Их значение для организмов.
- 15.Классификации условных рефлексов.
- Классификация условных рефлексов
- 16.Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов.
- 17.Условные рефлексы. Их биологическое значение. Процесс образования условного рефлекса. Механизмы замыкания временной связи.
- 18.Торможение условных рефлексов. Биологическое и физиологическое значение торможения условных рефлексов. Безусловное торможение.
- 19.Функциональные системы организма. Организация функциональных систем. Полезный приспособительный результат.
- 20.Системогенез
- 21.Онтогенез высшей нервной деятельности человека
- 22.Индивидуальные различия внд человека. Типы нервной системы. Темперамент.
- 23.Особенности внд человека. Вторая сигнальная система. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
- 24.Формирование эмоций. Виды эмоций. Их значение для организма.
- 25.Физиология сна. Виды сна. Фазы сна. Формирование сновидений.
- 26.Память. Физиологические механизмы памяти. Виды памяти.
- 27.Неассоциативное обучение. Механизмы кратковременной и долговременной памяти
- 28.Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.