logo
Трезвый образ жизни- книга Н

1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга

Согласно Концепции, необходимо осуществить организацию профилактической работы на уровне дома, двора, уличного микросоциума, школьного микрорайона. Нужны программы формата «Образовательное учреждение-микрорайон-семья». Цель – обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-профилактической работы в образовательной среде.

Формы работы:

Содержание работы:

Магистральной целью профилактики, согласно Концепции, является воспитание успешного и эффективного молодого человека, обладающего психическим и нравственным здоровьем [15:151-179].

Таким образом, Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР) в образовательной среде обозначила основные цели профилактики на государственном и на региональном уровне и даёт ориентиры для согласованного взаимодействия школы, семьи, досуговой среды. Это – главное достоинство программы. Эти идеи сохраняют свою актуальность и сейчас. Но есть и серьёзные недостатки.

Во-первых, несмотря на заявленную цель профилактики употребления всех видов ПАВ, в документе в основном речь идёт о профилактике наркомании, изредка упоминается ранняя алкоголизация и совсем не упоминается курение. Между тем, именно с алкоголя и табака начинается процесс приобщения к одурманивающим веществам.

Во-вторых, выстраивая систему профилактики в образовательной среде, авторы ничего не говорят о мировоззренческой составляющей. Хотя мировоззренческие знания не являются единственно необходимыми или определяющими в профилактике употребления одурманивающих веществ, совсем без них не обойтись даже в начальной школе.

В-третьих, в этом документе, как и в других государственных документах, не используются понятия «трезвость», «трезвый образ жизни», а это значит, что цель профилактики чётко не обозначена, главная стратегия, которую преследуют создатели программы – «уменьшение вреда» – задержать процесс вовлечения, снизить, отсрочить.

Трезвый идеал не всегда достижим, но если он будет обозначен, то ясным будет и направление пути.

Во всех зарубежных профилактических программах указывается, что образовательные программы эффективны только тогда, когда на государственном уровне проводится чёткая антиалкогольная/антитабачная/антинаркотическая политика. Следовательно, профилактика в образовательной среде должна рассматриваться в неотрывной связи с государственной политикой в целом.