logo
ОФЗ методичка

Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: общие закономерности адаптации организма к различным условиям среды, влияние на организм человека неблагоприятных экологических факторов, роль факторов окружающей среды в развитии заболеваний: этиологические и факторы риска, иметь представление о социально-гигиеническом мониторинге, Федеральных законах, в которых закреплено право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на схему функционально-структурной модели влияния факторов риска на состояние здоровья ребенка (по Б.А.Кобринскому, 1992).

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

  1. Проверка посещаемости - 2 мин.

  2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.

  3. Перерыв – 10 мин

  4. Защита рефератов и их обсуждение -20 мин

  5. Самостоятельная работа студентов по интерактивному атласу (медико-экологический атлас с результатами мониторинга окружающей среды Тверской области за десятилетний период) – 20 мин.

  6. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

  1. В каких Федеральных Законах закреплено право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду?

  2. Перечислите общие закономерности адаптации организма к различным условиям среды.

  3. Какое влияние на организм человека оказывают неблагоприятные экологические факторы?

Содержание:

Общие закономерности адаптации организма к различным условиям среды. Влияние на организм человека неблагоприятных экологических факторов. Роль факторов окружающей среды в развитии заболеваний: этиологические и факторы риска. Основные эффекты факторов окружающей среды. Понятие о социально-гигиеническом мониторинге. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие нормативные акты.

Существенное влияние на изменение показателей здоровья оказывает изменившаяся окружающая среда и неправильное отношение к своему здоровью. По некоторым данным, с действием этих факторов связано около 77% всех случаев заболеваний и более 50% случаев смерти, а так же до 57% случаев неправильного физического развития.

Существуют и другие оценки, в которых влиянию качества среды отводится 40-50% причин заболеваний. На основании обработки большого статистического материала о потерях рабочего времени по болезням сделан вывод, это техногенное загрязнение воздуха вносит вклад на 43-45 % в ухудшении здоровья населения.

В основе определения состояния здоровья и болезни лежат представления об адаптации как общем универсальном свойстве живых систем сочетать свои функции с условиями окружающей среды. Следует заметить, что в периоды замедленных темпов изменения эколо­гической среды человека процессы адаптации его организма успевали за этими темпами. Сейчас условия среды изменяются так быстро, что человеческий организм с его сформировавшимися биогенетиче­скими и психофизиологическими характеристиками не всегда успевает перестраиваться и подстраиваться под них. Отсюда могут быть срывы процессов адаптации и, как следствие, развитие болезни.

В формировании здорового образа жизни большую роль играет окружающая среда, поскольку экологическая среда обитания является одним из важнейших факторов обеспечения здоровья человека. Чистота воздуха, воды, почвы, степень радиоактивного загрязнения региона должны быть постоянно в поле зрения общества. Загрязнение природы обусловлено производственной деятельностью человека. Воздух, вода и почва — среды, под влиянием которых происходит рост и развитие ребенка и протекает жизнь взрослого человека. Они должны отвечать требованиям соответствующих санитарных правил и норм.

Окружающая среда прямо или косвенно влияет на состояние здоровья человека, включая рост, развитие, продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидность и др. Экологическая обстановка включает в себя природную среду, возникшую на Земле вне зависимости от человека, и техногенную среду (антропогенный фактор), т.е. среду, созданную человеком.

Положительное или отрицательное влияние экологических факторов на организм человека зависит, прежде всего, от силы и длительности их проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие экологических факторов может отрицательно сказываться на жизнедеятельности человека и повышать риск развития у него различных заболеваний. В этих случаях мы говорим об экологических факторах риска.

Влияние экологической среды (антропогенного фактора) достигло огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время. В результате жизнедеятельности человека, развития науки и техники количество и объем химических соединений, поступающих в атмосферу, загрязняющих водоемы, проникающих в почву и недра Земли значительно увеличилось. В окружающую среду ежегодно выбрасывается около 60 млн т химических веществ 100 тыс. наименований.

В почву сельскохозяйственных угодий вносится огромное количество минеральных удобрений. Особую и едва ли не самую серьез­ную проблему представляет собой сброс отработанных промышленных вод. Около трети всего объема загрязнений выносится в источники воды поверхностным и ливневым стоком с территорий санитарно неблагоустроенных населенных мест, сельскохозяйственных объектов и угодий, что влияет на сезонное ухудшение качества питьевой воды.

Во многих районах нашей страны наблюдаются экологически обусловленные заболевания. Более 60 млн россиян проживают в усло­виях постоянного превышения (в 5— 10 раз) предельно допустимых концентраций (ПДК) токсических веществ в атмосферном воздухе. Главным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. На выхлопные газы приходится 47 % общего выброса вредных веществ. Неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье усугубляют повышенные уровни шума и вибрации, электромагнитные поля. В подобных условиях живет почти треть населения страны. Противостоять этому можно только соблюдением здорового образа жизни.

Ежегодно в стране регистрируется около 1000 залповых аварийных сбросов канализационных стоков в поверхностные источники воды (эти источники обеспечивают 68 % потребностей).

Путем эпидемиологических исследований установлена причинно-следственная связь между качеством питьевой воды и токсикозами беременности, рождением мертвых детей, развитием врожденных аномалий, заболеваниями центральной нервной системы.

Население многих стран убедилось на собственном горьком опыте, чем могут грозить человечеству атомные катастрофы (Хиросима, Чернобыль, Фукусима и др.) — радиоактивным заражением местно­сти, которое убивает или изменяет до неузнаваемости все живое, лучевым поражением, приводящим к тяжелым наследственным болезням и гибели людей.

В повседневной жизни имеют место тысячи «тихих» технологических катастроф, порождаемых выбросами в атмосферу и водоемы, захоронением в землю различных вредных отходов. Их коварность состоит в том, что, подобно накоплению радиоактивности, токсическое воздействие на человека и живые организмы происходит постепенно и до определенного уровня незаметно.

О губительном воздействии на здоровье человека техногенных загрязнений неоднократно предупреждали ученые. В Российской Федерации есть города и промышленные центры, где уровни загрязнения превышают предельно допустимые концентрации в 10 раз. Так, в зоне производств фторорганического синтеза г.Перми наблюдаются массовые заболевания детей. В «алюминиевых» городах и крупных индустриальных центрах наряду с патологией зубов (изменение эмали) отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата детей. Загрязнения окружающей среды оказывают воздействие и на общее физическое развитие. В Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре у детей первых 3 лет жизни наблюдается четкая картина астенизации: узкая грудь, сниженная масса тела при сохранности нормы роста.

В зонах экологического неблагополучия риск возникновения заболеваний нервной системы превышает 60%. Негативное воздействие человека на окружающую природную среду бумерангом бьет по самому человеку.

Воздух. Действие воздушной среды на организм комплексное, связанное с влиянием как физических, химических, бактериологи­ческих, так и механических составляющих, но наибольшее воздействие оказывают физические свойства воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, его барометрическое давление, электри­ческое состояние), поскольку они определяют теплообмен организма с окружающей средой. Температура воздуха является постоянно действующим фактором. Человек подвергается действию колебаний температуры воздуха в различных климатических районах, при изменении погодных условий, при нарушении температурного режима в жилых и общественных зданиях, что также имеет большое значение. Для гигиенического нормирования физических факторов воздушной среды необходима объективная оценка теплового состояния человека.

Загрязнение атмосферного воздуха промышленных городов газами и пылью оказывает многообразное вредное воздействие. Малые концентрации токсических веществ атмосферного воздуха способствуют развитию у населения признаков отравлений. Длительное воздействие токсического вещества приводит к снижению защитных сил организма, что проявляется в повышении общей заболеваемости, либо в понижении работоспособности. В связи с загрязнением атмосферного воздуха растет частота хронических заболеваний бронхолегочной системы, становятся более тяжелыми сердечнососудистые заболевания.

Вода. Является одним из самых важных элементов окружающей среды. Вода нужна организму человека больше, чем все остальное, за исключением кислорода. Без воды человек может прожить лишь несколько дней. Обезвоживание ведет к необратимым последствиям и гибели организма. Все водные запасы на Земле объединены понятием «гидросфера». Гидросфера регулирует климат планеты, обеспечивает хозяйственную и промышленную деятельность людей, входит в состав всех живых организмов, в том числе и в состав тела человека, выполняя в нем роль структурного компонента, растворителя и переносчика питательных веществ, вода участвует в биохимических процессах, регулируя теплообмен с окружающей средой.

Вода имеет важное физиологическое значение для человека, так как входит в состав всех биологических тканей, а также важнейшее гигиеническое значение и рассматривается как ведущий показатель санитарного благополучия населения. Здоровый образ жизни связан с доброкачественной водой, необходимой для поддержания чистоты тела и закаливания, уборки жилища, приготовления пищи и мытья посуды, стирки белья, поливки улиц и т.д. Исключительно велика роль водного фактора в распространении различных инфекционных и неинфекционных болезней.

Источником загрязнения водоемов являются бытовые и промышленные стоки. Они оказывают выраженное негативное влияние на состояние природных вод и играют ведущую роль в ухудшении состояния водоемов. В промышленных сточных водах присутствуют самые разнообразные токсические вещества: фенолы, цианиды, соединения мышьяка, меди, свинца, ртути, кадмия, а также радионуклеиды. Помимо токсического действия эти вещества могут вызывать отдаленные эффекты: канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотоксические и эмбриотропные.

В современных условиях идет массированное загрязнение как поверхностных, так и подземных вод от различных источников. Ученые считают состояние многих пресных водоемов критическим с точки зрения возможности хозяйственно-питьевого использования и экологии.

Почва как неотъемлемая часть экологической системы наряду с составом воздуха и воды является важнейшим компонентом среды обитания человека.

Почве принадлежит ведущая роль в круговороте веществ в природе. Она представляет огромную естественную лабораторию, в которой непрерывно протекают разнообразные и сложные процессы разрушения и синтеза неорганических и органических веществ, фотохимические реакции. В почве живут и гибнут патогенные бактерии, вирусы, простейшие и яйца гельминтов. Почва является одним из основных путей передачи ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний, гельминтозов.

Для различных процессов жизнедеятельности организма человека необходимыми макро и микроэлементы, которые поступают в организм человека с продуктами питания, а они получают их из воды и почвы.

При формировании здорового образа жизни необходимо знать, что в значительных концентрациях большинство химических элементов становятся токсичными, причиняют вред, ведут к функцио­нальным и морфологическим нарушениям и даже к смерти. Дефицит, избыток или дисбаланс содержания микроэлементов могут приводить к развитию специфических заболеваний, известных под названием эндемий.

В настоящее время хорошо изучены такие эндемические заболевания, как гипофтороз — кариес зубов, флюороз, связанный с избытком фтора, эндемический зоб, возникающий при недостатке йода, и др.

Климат является одним из факторов, формирующих здоровье на­селения. Климат характеризуется временами года, изменением атмосферного давления, температурой воздуха, радиационной состав­ляющей. Для каждого сезона характерны свои изменения в организ­ме и соответственно определенные функциональные состояния.

Радиационный климат определяется излучением Солнца. Неполноценный радиационный климат, в частности длительное отсутствие видимого и ультрафиолетового излучения, может явиться при­чиной изменения не только функционального состояния отдельных органов и систем, но и развития ряда патологических нарушений. Сегодня существует понятие синдрома «сезонных расстройств», связанного с длительным пребыванием человека в условиях недостаточ­ного по количеству и качеству солнечного света.

Видимое излучение — свет — один из основных факторов внешней среды, обладающий значительным биологическим действием и сопутствующий человеку в течение всей его жизни, которому принадлежит основная роль в регуляции жизненно важных функций организма. Видимое излучение является составной частью радиацион­ного климата и адекватным раздражителем зрительного анализатора, через который поступает до 90 % информации об окружающем нас мире. Без видимого излучения зрительный процесс не возможен. Биологическая роль зрительного анализатора заключается не только в восприятии видимого излучения, но и в восприятии объектов (предметов) окружающего мира, т.е. в выполнении зрительной работы, которая не возможна без света.

Известно, что видимое излучение создается естественным и искусственными источниками света. Световая солнечная постоянная составляет 137 000 л к. В естественных условиях видимое излучение в зависимости от широты местности, времени года, погодных условий меняется в широких пределах. Отсутствие или недостаток естественного света в помещениях ведет к появлению «светового голодания» — состояние организма, проявляющееся в нарушении обмена веществ и снижении сопротивляемости организма различным заболеваниям, что в значительной степени связано с отсутствием уль­трафиолетовой составляющей.

Ультрафиолетовое излучение (УФ). В последнее время интерес к укреплению здоровья населения путем профилактического ультрафиолетового облучения значительно возрос. Действительно, ультрафиолетовое голодание, наблюдаемое обычно в зимнее время года, особенно у жителей Севера, ведет к значительному снижению защитных сил организма и повышению уровня заболеваемости. В первую очередь страдают дети.

Наша страна, значительная территория которой расположена за Полярным кругом, является родоначальницей движения за компенсацию зимней ультрафиолетовой недостаточности у населения путем использованием искусственных источников ультрафиолетовой радиации, спектр которых приближается к естественному. Территория России с юга на север простирается от 40 до 80° с. ш. и условно делится на пять климатических районов страны. Это, например, районы Севера (70° с.ш. — Мурманск, Норильск, Дудинка и др.), Средней полосы (55° с. ш. — Москва) и Юга (40 с. ш. — Сочи и др.) нашей страны.

По биологическому действию спектр ультрафиолетового излучения Солнца подразделяется на две области: «А» — излучение с длиной волны 400 — 315 нм и «В» — излучение с длиной волны 315 — 280 нм. Однако поверхности Земли лучи короче 290 нм практически не достигают.

Ультрафиолетовое излечение с длиной волны менее 280 нм имеется только в спектре искусственных источников (электросварка, бактерицидные люминесцентные лампы и др.) и относится к области «С» с ультрафиолетовой радиацией.

Особенностью естественного ультрафиолетового излучения является его способность вызывать (при относительно длинном латентном периоде) эритему (покраснение кожи), являющуюся специфической реакцией организма на действие ультрафиолетовой радиации солнечного спектра.

В наибольшей степени образовывать эритему, а потом и загар способно ультрафиолетовое излечение с длиной волны максимум 296,7 нм.

Естественная ультрафиолетовая радиация является средством профилактики рахита — заболевания, возникающего из-за недостатка витамина D, который фактически не содержится в естественных продуктах питания и синтезируется в коже под воздействием ультрафиолетовой радиации области «В».

При использовании профилактического ультрафиолетового облучения следует учитывать климатические особенности местности, где проживают облучаемые.

Живущие на Юге (южнее 45° с.ш.) при рациональном использовании природной ультрафиолетовой радиации в зимний период года могут не подвергаться дополнительному искусственному ультрафиолетовому облучению.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом определяющее значение для контроля и управления качеством окружающей среды имеют гигиенические нормативы, преимущественно направленные на профилактику неблагоприятного воздействия химических веществ на здоровье человека.

Санитарно-гигиенические нормативы – это устанавливаемые в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами, органами и организациями допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды. Предположение о возможности установления нормативов для некоторых токсичных веществ было высказано еще в прошлом веке на основе данных о пороговом действии промышленных ядов. В начале двадцатого столетия немецкие и американские исследователи разработали перечни пороговых концентраций для нескольких десятков наиболее распространенных промышленных химических соединений. В середине 20-гг. в СССР впервые в мире были включены в санитарное законодательство предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. В 30-е гг. ПДК были введены в Германии и США. В последующий период в СССР были заложены основы методологии гигиенического нормирования химических соединений в воде водоемов, атмосферном воздухе населенных мест, почве, продуктов питания. В настоящее время санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах. Кроме того, нормативы допустимого содержания химических соединений разрабатываются рядом международных организаций: Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду

В соответствии с действующим Законодательством в Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий (статья II, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»).

Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 51) утверждается более широкое право граждан России на благоприятную среду обитания, под которым подразумевается не только благоприятная окр. среда, но и условия проживания, труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания, качество потребляемой или используемой продукции народного хозяйства, которые не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколения.

Это право обеспечивается:

планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

предоставлению каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

возмещение в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

госконтролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Гражданин имеет право жить в стране, в которой заботятся о нем и, следовательно, заботятся об экологии. Каждый хочет иметь крепкое здоровье, ведь оно главное в нашей жизни.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Контрольные задания заключительного уровня:

1.Перечислите факторы, определяющие здоровье:

А.

Б.

В.

2.Какое количество болезней человека, по данным ВОЗ, вызвано экологическим неблагополучием:

А) 40% болезней

Б) 50% болезней

В) 75% болезней

3.Влияет ли экология на здоровье человека?

А) да

Б)нет

4. Перечислите Федеральные законы, обеспечивающие право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду:

А)

Б)

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите факторы экологической среды (воздух, вода, почва) и их роль в формировании здоровья человека.

  2. В чем проявляется положительное влияние видимой и ультрафиолетовой радиации на организм человека?

  3. Приведите примеры факторов окружающей среды, которые являются этиологическими и факторами риска в развитии заболеваний.

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

  2. Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.

б). Дополнительная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

  2. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

  3. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.

  4. с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /

  2. Энциклопедия российского законодательства: система «Гарант» [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/

  3. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

Здоровьесберегающие технологии и профилактика здоровьеразрушающих форм поведения среди населения (образовательный модуль 2)