23.Формы туберкулеза, их краткая характеристика. Туберкулинодиагностика, флюорография и их роль в раннем выявлении туберкулеза.
Туберкулез – это специфический инфекционный процесс возбудителем, которого является туберкулезная палочка (палочка Коха). Формы туберкулеза (виды проявления болезни) могут быть самыми различными.
Различают открытую и закрытую форму туберкулеза. При открытой форме в мокроте обнаруживаются микобактерии туберкулеза; если больной не соблюдает гигиенических мер предосторожности, он может заразить окружающих.
При закрытой форме туберкулеза микобактерии в мокроте не обнаруживаются, больные с такой формой менее опасны для окружающих, однако при прогрессировании болезни такие больные выделяют возбудителей туберкулеза в окружающую среду.
Различают две формы вторичного заражения: продуктивную и экссудативную. Продуктивный туберкулез сопровождается развитием специфических для туберкулеза бугорков. Эти бугорки часто сливаются в более крупные узлы, которые подвергаются в центре творожистому распаду. Творожистые массы отчасти всасываются или обызвествляются. Развитие соединительнотканных (рубцовых) процессов нередко приводит к излечению.
Экссудативпая форма туберкулеза — наиболее злокачественная и отличается быстрым развитием мелких пневмонических очажков, сливающихся в более крупные участки, подвергающиеся творожистому распаду с последующим образованием каверн. Чаще всего встречаются экссудативно-продуктивные формы с преобладанием явлений разрастания соединительной ткани или распада.
Туберкулинодиагностика — метод выявления инфицированности организма микобактериями туберкулеза, а также определения реактивности организма инфицированных или вакцинированных против туберкулеза лиц, основанный на исследовании степени чувствительности к туберкулину с помощью туберкулиновых проб.
Существует два основных метода раннего выявления туберкулеза: у детей и подростков – это ежегодная массовая туберкулинодиагностика, а у подростков и взрослых это проверочная флюорография.
Туберкулинодиагностика проводится детям и подросткам ежегодно, в организованных коллективах по месту учебы или в детских садах, неорганизованному детскому населению в детской поликлинике по месту жительства.
Этот метод позволяет выявить факт инфицирования ребенка туберкулезом и предпринять необходимые действия. К этим действиям относятся углубленное обследование, с целью выявления минимальных проявлений туберкулеза на начальном этапе его развития и профилактическое или превентивное лечение с целью предотвращения перехода заражения в заболевание.
Флюорография должна проводиться всем лицам старше 15 лет не реже одного раза в два года, однако существуют так называемые декретированные группы населения, в которых флюорография должна проводиться чаще – раз в год или даже раз в шесть месяцев. Определение сроков зависит от той опасности, которую представляет туберкулез для тех или иных категорий людей.
Один раз в год флюорография проводится работникам детских и подростковых учреждений, людям, работающим в пищевой промышленности, а так же больным с заболеваниями, снижающими противотуберкулезную защиту.
Два раза в год флюорография выполняется военнослужащим срочной службы, сотрудникам родильных домов, лицам находящимся в местах лишения свободы, инфицированным вирусом иммунодефицита, а так же находящимся в контакте с больными туберкулезом.
Кроме этих методов выявления туберкулез обнаруживается при обращении за медицинской помощью по поводу жалоб подозрительных на туберкулез, поэтому всем необходимо знать первые проявления туберкулеза, чтобы обнаружив их у себя или близких вовремя пройти дообследование и своевременно начать лечение.
24.Репродуктивное здоровье: понятие, факторы его формирующие. Репродуктивные права и репродуктивный выбор. Социально-медицинские факторы планирования семьи.
Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а непросто отсутствие болезни или увечий, относящиеся к репродуктивной системе и её функционированию и процессам. Репродуктивное здоровье предполагает для людей жить ответственной, удовлетворяющий их, и безопасной для них сексуальной жизнью, а так же возможность производить потомство и иметь свободу выбора, когда и как часто это совершать.
Формирование и сохранение репродуктивного здоровья зависят от:
1) благополучия в половой жизни;2) половой культуры;3) уровня общей культуры в обществе;4) заботы о материнстве и детстве;5) социальных условий и т.д.
Право на репродуктивный выбор, планирование семьи и охрану репродуктивного здоровья относится к основным правам человека. Репродуктивное здоровье и репродуктивные права - это сравнительно новые аспекты демографической политики. Репродуктивные права затрагивают самые интимные и личные стороны жизни человека, такие, как сексуальность, половая жизнь и репродуктивное поведение, и касаются таких вопросов, которые оказывают определяющее влияние на взаимоотношения членов семьи и понимание ими своей роли в семье. Осуществление этих прав также взаимосвязанно с положением женщин и расширением их прав и возможностей, а эти вопросы сами по себе во многих странах являются предметом острых дискуссий.
Репродуктивные права - права супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственные решения относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами, а также право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи по свободному усмотрению и иметь к ним доступ.
Право на репродуктивный выбор является неотъемлемой частью прав человека. Возможность реализации репродуктивных прав граждан должна гарантироваться государством при помощи специального законодательства.
Репродуктивный выбор - проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. В первую очередь речь идет о сознательном и ответственном отношении личности к этим вопросам. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во многих международных документах по правам человека и национальных законодательствах.
Важнейшее из репродуктивных прав - охраняемое государством право иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всех современных средств планирования семьи, одним из которых ( хотя и наименее подходящим) в определенных ситуациях может считаться и искусственный аборт. К сожалению, в современном обществе аборты неизбежны.
- Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине опд.Ф. «Основы социальной медицины»
- 2.Факторы риска для здоровья.
- 3.Понятия «здоровье», «болезнь», «пограничное (третье) состояние». Их взаимосвязь.
- 4.Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия.
- 5.Социальное благополучие как составляющая здоровья. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье.
- 6.Комплексная оценка состояния здоровья населения. Отличительные особенности комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья и их краткая характеристика.
- 8.Охрана здоровья граждан как совокупность комплексных мер. Основные принципы охраны здоровья граждан. Основные положения Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- 10.Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Основные положения Закона Российской Федерации «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
- 11.Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни. Категории образа жизни: качество жизни, стиль жизни, уклад жизни.
- 12.Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Признаки нарушения питания.
- 13.Двигательная активность и здоровье. Проблема гиподинамии в современном обществе и ее роль в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний.
- 14.Характеристика основных направлений деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Работа центров санитарно-эпидемиологического надзора.
- 15.Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилищу.
- 16.Влияние условий и характера труда на здоровье работающих. Опасные и вредные производственные факторы. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных болезнях.
- 17.Причины и признаки пищевых отравлений. Их профилактика. Контроль общественного питания. Контроль качества пищевого сырья, хранения, сроков реализации, качества продуктов и пищи.
- 18.Международная классификация болезней. Понятие заболеваемости, болезненности, патологической пораженности. Структура заболеваемости. Расчет статистических показателей.
- 19.Профилактика. Виды профилактики, их сущность. Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- Роль социального работника в профилактике социально-значимых болезней.
- 20.Ишемическая болезнь сердца (ибс): понятие, причины и факторы риска ее возникновения. Профилактика.
- 21.Инфекционные заболевания. Понятие об эпидемиологическом процессе. Профилактические мероприятия. Иммунопрофилактика.
- 23.Формы туберкулеза, их краткая характеристика. Туберкулинодиагностика, флюорография и их роль в раннем выявлении туберкулеза.
- Социально-медицинские факторы планирования семьи
- 25.Аборт как социально-медицинская проблема. Классификация абортов. Социальные и медицинские показания к искусственному аборту. Социальные и медицинские последствия аборта.
- 26.Медико-социальные проблемы алкоголизма. Роль социального работника в профилактике распространения алкоголизма среди подростков и молодежи.
- 27.Медико-социальные проблемы наркоманий и токсикоманий. Роль социального работника в их профилактике.
- 28.Определение понятия «инвалид». Инвалидность. Причины инвалидности у детей и подростков. Профилактика инвалидности.
- 29.Основания для признания гражданина инвалидом. Критерии установления группы инвалидности. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
- 30.Социальная реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Основные средства компенсации и замещения. Роль социального работника в ее проведении.
- 31.Медицинская реабилитация инвалидов. Определение. Виды. Этапы. Роль социального работника в ее проведении.
- 32.Профессиональная реабилитация инвалидов. Определение. Компоненты реабилитационного процесса. Роль социального работника в ее проведении.
- Реабилитация включает в себя следующие аспекты:
- 33.Острые и неотложные состояния. Их краткая характеристика. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.
- Доврачебная при острых состояниях
- Первичная обработка раневой поверхности
- 37.Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Причины. Признаки. Техника непрямого массажа сердца. Совместное проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
- 38.Электротравма. Воздействие электрического тока на организм. Тактика оказания первой помощи.
- 39.Термические ожоги. Причины. Характеристика степеней ожога. Неотложная помощь.
- 40.Острые отравления. Причины. Признаки. Неотложная помощь.