logo
ОФЗ методичка

Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ

В ходе занятия студент должен

знать: определение понятия профилактики, цель и задачи профилактики в сохранении здоровья, виды профилактики, основные средства профилактики, вклад выдающихся ученых в формирование профилактического направления медицины, основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, основные принципы и задачи по охране здоровья граждан.

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

  1. Проверка посещаемости - 2 мин.

  2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 30 мин.

  3. Самостоятельная работа студентов по презентации «Профилактика – основа охраны здоровья граждан» -13 мин.

  4. Перерыв – 10 мин

  5. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.

  6. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Определение понятия профилактики. Цель и задачи профилактики в сохранении здоровья. Виды профилактики. Основные средства профилактики. Вклад выдающихся ученых в формирование профилактического направления медицины. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Основные принципы и задачи по охране здоровья граждан.

Виды профилактики.

Профилактика — система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-техниче­ских и политических условий жизни.

Содержание понятия профилактика и ее конкретные формы изменяются на разных этапах исторического развития страны в зависимости от условий общественного и государственного строя, уровня развития науки и культуры.

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в Древнем мире, однако научная разработка основ профилактики началась лишь в XIX в. Становлению научных основ профилактики способствовали успехи в изучении роли окружающей среды, в возникновении и распространении болезней, достижения микробиологии, эпидемиологии, физиологии и гигиены. Согласно современным представлениям различают индивидуальную и общественную профилактику.

Индивидуальная профилактика основана на ведении каждым человеком здорового образа жизни, способствующего предупреждению болезней, сохранению и укреплению его здоровья. При этом индивидуальная профилактика должна учитывать возрастные и половые особенности человека, условия его труда, быта и климатоэкологические условия жизни. Практически индивидуаль­ная профилактика (или здоровый образ жизни) заключается в рациональном питании, активных занятиях физической культурой, гигиене брачных и семейных отношений, рациональном исполь­зовании природно-климатических факторов (закаливание и др.), гигиене труда и учебно-воспитательного процесса.

Общественная профилактика — это система политических, социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, которые планомерно проводят государственные институты и общественные организации с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, разрушающих здоровье. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного (коллективного) здоровья (см. разд. 1.1), искоре­нение причин, порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, физической культуры, образования и культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий.

В индивидуальной и общественной профилактике можно выделить две стадии: так называемую первичную и вторичную профилактику.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, осуществляет первичную профилактику возникновения возможных заболеваний и отклонений в состоянии своего здоровья. Вместе с тем каждый человек должен помнить, что и государственные институты заин­тересованы в обеспечении высокого уровня общественного и ин­дивидуального здоровья, в сохранении трудовых ресурсов общества. Проводимые государством профилактические мероприятия по охране здоровья граждан также относятся к первичной профи­лактике и имеют целью предупреждение заболеваемости, инва­лидности и преждевременной смертности.

Как уже говорилось, здоровый образ жизни полезен и тем, у кого есть некоторые отклонения в состоянии здоровья. Индивидуальная профилактика в этом случае носит название вторичная и имеет целью предупреждение рецидивов заболевания, прогрессирования болезни и возникновение ее возможных осложнений. Вторичная индивидуальная профилактика заключается в разработке и внедрении мероприятий лечебного питания, лечебной физкультуры, специальных транспортных средств, специальных рабочих мест и учебных учреждений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (слабовидящих, слабослышащих, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом и др.).

Иными словами, первичная профилактика — это охрана здо­ровья здоровых, а вторичная — сохранение и охрана здоровья людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Средствами и первичной, и вторичной профилактики являются факторы здорового образа жизни.

Научное развитие представлений о первичной и вторичной профилактике неразрывно связано с поисками причин распространения соматических (неинфекционных) заболеваний, выявлением причин отклонений от нормального течения процессов жизнедеятельности и пусковых механизмов развития патологических процессов, приводящих к возникновению различных неинфекционных заболеваний.

Со второй трети XX в. в большинстве экономически развитых стран четко определилось изменение профиля заболеваемости: сердечнососудистые и онкологические заболевания, хронические неспецифические болезни органов дыхания заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности, нетрудоспособности населения. При этом отмечается тенденция к «омоложению» неинфекционных заболеваний, что наносит ощутимый ущерб здоровью населения и трудовым ресурсам государства. Рост заболеваемости и отсутствие эффективных средств излечения сомати­ческих заболеваний потребовали поиска путей борьбы с ними.

Многочисленными исследованиями была установлена связь возникновения различных форм неинфекционной патологии с влиянием неблагоприятных условий и образа жизни. Подтвердилось мнение о том, что в самой деятельности человека, его образе и условиях жизни, экологии и физиологии человека имеются основы к возникновению атеросклероза, гипертонии, рака и т.д. Стала очевидной необходимость формирования у населения активной позиции в отношении здорового образа жизни, а также исключение факторов, разрушающих здоровье, что прежде всего связано с избавлением от нерациональных форм поведения. Не­здоровый образ жизни, например табакокурение, способствует возникновению хронических неинфекционных заболеваний бронхов и легких, ишемической болезни сердца, злокачественных опухолей дыхательных путей и других органов. Нерациональное питание, приводящее к ожирению, провоцирует развитие сахарного диабета, сердечнососудистых заболеваний. Известно более 20 факторов риска, под действием которых возникают сердечнососудистые заболевания. Это нерациональное питание, гиподинамия, табакокурение, алкоголь и т.д.

Многие факторы риска начинают проявляться уже в детском возрасте, именно в нем следует искать истоки возникновения большинства форм неинфекционной патологии, в том числе сердечнососудистой. Особую важность приобретает широкое внедрение мер первичной профилактики в отношении детей и подростков. В детстве и юношеском возрасте закладываются знания и навыки здорового образа жизни, формируются основные пове­денческие установки, взгляды, вкусы, потребности, словом, все то, что определяет дальнейшую жизнь человека. Кроме того, в детстве и юности первичная профилактика наиболее эффективна. Социальная направленность профилактической работы. В этом возрасте она носит воспитательный и санитарно-просветительный характер, позволяет относительно легко предупредить пристрастие к факторам, разрушающим здоровье, научить сдержанности, сформировать установки (потребности) на активный отдых и рациональное питание, двигательную активность. У детей сравнительно легко воспитать желание двигательной активности, так как потребность в движении — базовая биологическая и проявляется ярче, чем у взрослых. Сформулированные навыки здорового образа жизни будут противостоять влиянию неблагоприятных факторов, провоцирующих возникновение и развитие соматических заболеваний.

Выполнение программы всеобщей профилактики реально лишь при осуществлении всеми государственными институтами единой политики, направленной на охрану здоровья населения. Координирующие и методические функции в обеспечении профилактической деятельности возложены на органы здравоохранения и социального развития.

В настоящее время они проводят организационную перестройку работы медицинских учреждений, ориентируют лечебно-профилактические учреждения и медперсонал на первичную профилактику болезней, а также на совершенствование системы гигиенического воспитания и пропаганду здорового образа жизни q,целью формирования у каждого человека, и прежде всего у молодежи, жизненной потребности в рациональном использовании всех условий, предоставляемых обществом для охраны и укрепления здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни во многом зависит и от того, насколько слаженно будут участвовать в ней наряду с медработниками сотрудники органов и учреждений просвещения, культуры, высшего и среднего специального образования, социальные работники, средства массовой информации, широкая общественность.

Формирование мировоззрения здорового образа жизни должно начинаться в детском возрасте и быть неотъемлемой частью системы воспитания в каждой семье.

Основные усилия органов здравоохранения направлены сегодня на повышение эффективности и расширение масштабов диспансеризации и массовых профилактических осмотров населения, а также на техническое перевооружение учреждений здравоохранения и совершенствование деятельности его первичных звеньев — врачей общей практики (семейного врача). В первую очередь эти мероприятия касаются детей, подростков, женщин, рабочих ведущих отраслей народного хозяйства, а также лиц, подверженных воздействию факторов риска в отношении тех заболеваний, кото­рые наиболее часто приводят к потере трудоспособности, инвалидности и смерти. Первое место здесь занимают сердечнососудистые заболевания, в 50 % случаев они являются причиной смерти людей, которые вели нездоровый образ жизни.

Число смертей от сердечнососудистых заболеваний в России в 2002 г. составило 994 на 100 тыс. населения, это одно из самых высоких значений данного показателя в мире (в США — 317, в Португалии — 363, в Бразилии — 225). Если бы России удалось добиться снижения смертности от сердечнососудистых заболеваний до уровня стран Европейского союза, ожидаемая продолжительность жизни российского населения увеличилась бы на 6,7 года. Заслуживает внимания рассмотрение заболеваний, которые хотя и не занимают первых мест в структуре заболеваемости, но имеют большое социальное значение и часто приводят к инвалидности и смертности людей. К ним относятся инфекционные и паразитарные, венерические болезни, злокачественные новообразования, психические расстройства, возникновение которых также связано с образом жизни.

Одной из наиболее распространенных внешних причин высоких показателей смертности в России является алкогольное отравление, причем в сельской местности этот показатель в два раза выше, чем по стране в целом. Алкоголизм тесно связан с преступностью. Доля преступлений, совершенных мужчинами и женщинами в состоянии алкогольного опьянения, в 2005 г. составила около 30 и 12 % соответственно. В последние 10 лет с ростом по­требления алкоголя среди молодежи начала расти и насильственная смертность.

Показатели здоровья женщин — особенно «чувствительный» индикатор социально-экономического развития общества. Результаты специальных социально-гигиенических исследований по изучению заболеваемости женщин в различных регионах страны, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что уровень заболеваемости женщин выше, чем мужчин, это связано с их образом жизни — высокой занятостью на производстве и дома. После 30 лет каждая четвертая женщина имеет хроническое заболевание, после 45 — каждая вторая, а после 70 лет две женщины из трех имеют различные хронические заболевания. Следует учи­тывать, что наличие хронических заболеваний у женщин детородного возраста не только крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья самих женщин, но и отражается на демографических показателях.

Основы здоровья закладываются в детском возрасте, здоровье взрослого населения во многом определяет образ жизни детей.

Диспансеризация детского населения, проведенная в 2003 г. в Российской Федерации, показала, что среди обследованных толь­ко 32 % детей признаны здоровыми, 52 % — дети с различными функциональными отклонениями, 16 % детей имели хронические болезни. Причем наибольшие отклонения в состоянии здоровья имели дети из социально-неблагополучных семей, образ жизни которых далек от здорового.

Заболеваемость детей по всем классам болезней имеет тенденцию к росту. В 2005 г. в структуре заболеваемости детей основное место занимали болезни органов дыхания, пищеварения, глаз, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы, а также травмы и отравления. Наблюдается ежегодное ухудшение состояния здоровья детей по показателям общей детской инвалидности. В настоящее время уровень инвалидности составляет 102 ребенка на 10 тыс. детей, причем среди мальчиков он в 1,3 раза выше, чем среди девочек.

Выявлено, что более 50 % матерей, воспитывающих детей-инвалидов, в период беременности не вели здоровый образ жизни и имели различные заболевания и осложнения, а также их акушерско-гинекологический анамнез был отягощен. Проблемы здоровья детей-инвалидов носят комплексный характер. Мероприятия по охране и улучшению здоровья женщин и детей должны быть направлены на улучшение факторов и условий, определяющих здоровье матери и ребенка. Охраняя здоровье матери, мы сохраняем здоровье детей.

Все эти данные показывают значимость здорового образа жизни в профилактике заболеваний, что является важной биологической и социальной проблемой. Именно здоровый образ жизни способствует охране здоровья населения, прежде всего подрастающего поколения. Однако достичь значительного улучшения со­стояния здоровья населения только средствами общественной профилактики невозможно. Эффективность профилактических мер на 80 % зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья, от их активного участия в его поддержании и укреплении путем соблюдения здорового образа жизни.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Основа первичной профилактики:

  1. Раннее выявление предпатологических состояний, тщательное обследование внешне здоровых людей.

  2. Выявление и устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня, гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.

  3. Комплекс мер по предотвращению прогрессирования заболевания, реабилитации и лечению.

  4. Применение антидотов жителями экологически неблагоприятных регионов.

2. В структуре причин, влияющих на состояние здоровья населения, наибольший удельный вес имеет:

  1. Наследственность (генетический фактор).

  2. Природно-климатические условия.

  3. Образ жизни.

  4. Качество медицинской помощи.

  5. Экологические факторы.

3. Здоровый образ жизни это:

    1. Способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья.

    2. Осознанная необходимость постоянного выполнения человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

    3. Медицинская активность, направленная на сохранение и улучшение здоровья как условия развития других сторон жизни.

    4. Правильное экологическое поведение, направленное на сохранение и улучшение здоровья как условие развития других сторон жизни.

4. Первичная профилактика профессиональных заболеваний – это:

    1. Предупреждение возникновения заболеваний.

    2. Предупреждение ухудшения состояния здоровья, лечение и реабилитация.

    3. Ранняя диагностика заболеваний у лиц, уже подвергшихся воздействию или имеющих факторы риска.

    4. Определение степени утраты трудоспособности и (или) группы инвалидности профессиональной болезни, нуждаемость их в дополнительных видах помощи.

5. Вторичная профилактика заболеваний – это:

    1. Предупреждение возникновения заболеваний.

    2. Предупреждение ухудшения состояния здоровья, лечение и реабилитация.

    3. Ранняя диагностика заболеваний у лиц, уже подвергшихся воздействию или имеющих факторы риска.

    4. Определение степени утраты трудоспособности и (или) группы инвалидности профессиональной болезни, нуждаемость их в дополнительных видах помощи.

6. Третичная профилактика заболеваний – это:

  1. Предупреждение возникновения заболеваний.

  2. Предупреждение ухудшения состояния здоровья, лечение и реабилитация.

  3. Ранняя диагностика заболеваний у лиц, уже подвергшихся воздействию или имеющих факторы риска.

  4. Определение степени утраты трудоспособности и (или) группы инвалидности профессиональной болезни, нуждаемость их в дополнительных видах помощи.

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

  1. Виды профилактики.

  2. Первичная профилактика.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Профилактика».

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

  2. Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.

б). Дополнительная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

  2. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

  3. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

  4. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник/В.Р.Кучма.- М: ГЭОТАР - Медиа.- 2010.- 473 с.

  5. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

  6. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. Здравоохранение.– Банк документов/– Режим доступа: свободный // http://www.minzdravsoc.ru/

  2. Официальный сайт Союза педиатров России [Электронный ресурс]. /–Режим доступа: свободный // http://pediatr-russia.ru/

  3. Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /

  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный.- // http://www.gks.ru/

  5. Энциклопедия российского законодательства: система «Гарант» [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/

  6. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

  7. Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

  8. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /