2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
В рамках этой модели выпущено несколько отечественных учебно-методических пособий.
1. Одной из первых попыток обобщить профилактические материалы для учителя в русле этой модели была книга кандидата медицинских наук, врача психиатра высшей категории Ю. И. Прядухина «Мы можем это сделать» (Северск, 2001).
Автор ставит перед учителем три глобальные задачи:
1) Дать объективную информацию о действии психоактивных веществ (никотин, алкоголь, наркотики, токсиканты). Это эффективно, по мнению автора, с помощью интерактивных методов.
2) Сориентировать детей и подростков на их способность сделать свой собственный выбор. Они должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный выбор, что им доверяют.
3) Дать детям возможность овладеть поведенческими навыками, облегчающими следование трезвому здоровому образу жизни.
Эти задачи включают три компонента:
-
Образовательный: специфический – знания о действии одурманивающих веществ и понимание последствий их употребления; неспецифический – знание основных общечеловеческих и национальных ценностей и основных этических понятий, знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знания о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
-
Психологический – коррекция определённых психологических особенностей личности, способствующих формированию химической зависимости (неадекватная отрицательная самооценка, неразвитость эмоций и чувств); создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростка из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищённости.
-
Социальный – помощь в социальной адаптации подростка, овладении навыками общения, решение проблемы занятости. Создание положительных жизненных альтернатив употреблению психоактивных веществ [34:19-20].
Очевидно, что автору удалось точно обозначить основные направления профилактической работы с учащимися. Он считает, что профилактическая работа должна дифференцироваться в зависимости от целевой группы и должна строиться в соответствии с задачами первичной, вторичной и третичной профилактики. В книге даётся описание некоторых приёмов работы с эмоциональными состояниями, форм и методов информационной работы, упражнения для выработки навыков социальной адаптации, рассматриваются перспективы профилактической работы в процессе преподавания учебных дисциплин.
2. Наиболее полно модель личностной и социальной компетентности представлена в учебно-методическом комплексе, разработанном в сотрудничестве с зарубежными коллегами. Это – программа «Полезные привычки» (1-4), «Полезные навыки» (5-7) подготовленная в сотрудничестве с зарубежными компаниями (SmithKline Beecham, European Community Partnership Management Team, Project Hope United Kingdom)
Темы уроков для 1-4 класса:
-
«Я – неповторимый человек»;
-
«Культура моей страны и я»;
-
«Чувства, о чём они говорят»;
-
«Множество решений»;
-
«Решения и здоровье»;
-
«Нужные и ненужные тебе лекарства»;
-
«Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор»;
-
«Вкусы и увлечения»;
-
«Учусь находить новых друзей и интересные занятия»;
-
«О чём говорят выразительные движения»;
-
«Учусь понимать людей»;
-
«Опасные и безопасные ситуации»;
-
«Учусь принимать решения в опасных ситуациях»;
-
«Реклама табака и алкоголя»;
-
«Правда об алкоголе»;
-
«Мой характер»;
-
«Учусь оценивать себя сам»;
-
«Учусь взаимодействовать»;
-
«Я становлюсь увереннее»;
-
«Курение»;
-
«Самоуважение»;
-
«Привычки»;
-
«Дружба»;
-
«И снова алкоголь».
Темы уроков для 5-7 класса:
-
«Что такое психоактивное вещество»;
-
«Соблюдай безопасность»;
-
«Кто и почему употребляет психоактивные вещества»;
-
«Давление, влияние ситуации»;
-
«Моё здоровье»;
-
«Тревожность»;
-
«Преодоление тревожности»;
-
«Как начать разговор»;
-
«Как поддерживать и завершать разговор»;
-
«Манипулирование»;
-
«Манипулирование и давление»;
-
«Наркотики»;
-
«Я и мои поступки»;
-
«Самооценка и самовоспитание»;
-
«Как преодолевать стеснительность»;
-
«Ответственность»;
-
«Вперёд к здоровью».
В учебно-методический комплект «Полезные привычки» (1-4), «Полезные навыки» (5-7) входят рабочая тетрадь, материалы для учителя, советы для родителей. Предусмотрен мониторинг эффективности программы.
3. В рамках этой же модели (модели личностной и социальной компетентности) Министерством образования и науки Российской Федерации выпущен комплект наглядно-методических материалов по профилактике подростковой наркомании. В состав комплекта входят: «Наглядно-методическое пособие «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» (М., 2004). Это – брошюра и набор слайдов с иллюстрациями, схемами и диаграммами. В состав комплекта также входят книги для учащихся с комплектами слайдов для показа учащимся: «Подростковая наркомания. Навыки противостояния» (М., 2001) и «Подростковая наркомания. Сопротивление распространению» (М., 2001).
Авторы С. Б. Белогуров и В. Ю. Климович под профилактикой наркомании понимают не только предупреждение употребления наркотиков, но и предупреждение употребления алкоголя и табака. Они указывают на важность всех других мероприятий, направленных на развитие гармоничной личности и важность личного примера значимых для подростка людей (родители, старшие товарищи, преподаватели, популярные личности и т. д.) в отношении употребления психоактивных веществ.
Цели курса:
-
Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
-
Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.
Задачи курса:
1) Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
-
умение безопасно и эффективно общаться;
-
умение понимать и выражать свои чувства;
-
умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.
2) Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:
-
уверенности в себе;
-
честности;
-
открытости;
-
чувства юмора;
-
умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
-
умения принимать решения;
-
умения преодолевать кризисные ситуации [33:3-4].
Учителю даются подробные рекомендации по работе с группой, даны подробные сценарии уроков.
4. В рамках модели личностной и социальной компетентности Министерством образования и науки Российской Федерации выпущено наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет «Детство без алкоголя» (М., 2004 г.). Автор пособия В. Ю. Климович указывает на важность целенаправленных и систематических занятий с детьми. Главная содержательная линия учебника – беречь и развивать то, чем природа наделила человека: поддерживать уровень здоровья, совершенствовать чисто человеческие качества – использовать способность мыслить, понимать, прогнозировать, осознанно делать свой выбор, уметь отстаивать свои интересы в социуме, отказываться от отрицательных для себя предложений, находить пути положительного развития и т. д. [11:6].
5. В русле этого же подхода разработано методическое пособие для работников образовательных учреждений «Предупреждение табакокурения у школьников» (2003). Курс антитабачного воспитания подростков направлен на решение следующих задач:
1) повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака;
2) выработка отрицательного отношения к курению и уменьшение социальной приемлемости этой привычки;
3) выработка навыков противостояния протабачному давлению социальной среды: школа, семья, компания сверстников;
4) изменение поведения школьников в сторону полного отказа от курения и мотивация к сохранению этого поведения в будущем.
Антитабачным воспитанием рекомендуется охватывать всех детей с 1 по 11 классы и строить его на основе дифференцированного подхода к разным возрастным группам [32:50].
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература