logo
Трезвый образ жизни- книга Н

Выводы к главе 2

  1. Общепедагогические образовательные подходы помогают понять общую картину образовательного процесса.

  2. Специальный профилактический подход к трезвенному воспитанию – это тот, в котором напрямую говорится о проблеме употребления одурманивающих веществ и асоциальном поведении.

  3. Педагогическая мысль разработала десятки различных общепедагогических подходов к образованию, которое понимается как единство обучения, воспитания и развития. Главными сегодня признаются идеи гуманизма и личностной ориентации. Многие из них имеют значительный потенциал для трезвенного воспитания. Но базовыми подходами к трезвенному воспитанию мы считаем две концепции: 1) концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и 2) концепцию безопасной/жизнеспособной личности.

  4. На Западе выработано несколько профилактических моделей: информационная, модель улучшения здоровья, аффективная, социально-воздействующая, когнитивно-поведенческая, модель жизненных умений. Последняя считается самой эффективной и универсальной.

  5. Вопреки расхожему мнению, что в России по профилактике ничего своего нет, следует отметить, что своя профилактическая школа у нас начала складываться ещё в начале столетия. Это – информационная модель, модель социальной активности, модель улучшения здоровья, религиозный обет или зарок.

  6. Есть в России серьёзные наработки и на современном этапе: написаны программы и изданы учебники на основе моделей нравственного здоровья, личностной и социальной компетентности, улучшения нравственного и физического здоровья. При этом следует крайне настороженно относиться к сомнительным моделям «свободы выбора», которые, скорее всего, разрабатываются на деньги алкогольного, табачного и наркотического капитала. Особенностью отечественного подхода является то, что профилактика опирается на духовно-нравственное здоровье личности, а не просто её «жизнеспособность». Профилактика в отечественной традиции – это ещё и социальная активность по изменению жизни к лучшему.

  7. Если в России всё это уже есть, то почему ничего не внедряется? Можно говорить о том, что у нас всё плохо внедряется, что это наш стиль и т. п., но главная причина, на наш взгляд, состоит в другом: «наверху» нет достаточной компетентности по вопросам трезвости и политической воли, чтобы вести последовательную трезвую политику даже перед лицом глубочайшего демографического и нравственного кризиса; «внизу» нет гражданского общества, большая часть народа пассивна. Одурманенный образ жизни стал нормой для значительной части общества. А люди трезвые не верят, что могут что-то изменить. Выход один – строить гражданское общество и тем самым побуждать «верхи» к активности.