logo
Трезвый образ жизни- книга Н

4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей

Принцип (от лат. Principium – начало, основа) – это «исходное положение какой–либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации» [4:4].

Принципы определяются, прежде всего, выбранными подходами и особенностями развития. На наш взгляд, на дошкольном уровне основных принципов три:

1) диагностичность – учёт возрастных особенностей развития, информированности детей по проблемам употребления алкоголя, табака и наркотиков. Принцип «Не навреди» – главный. Обязательное изучение эффектов собриологических воздействий;

2) непротиворечивость информации: «Взрослым пить-курить можно, а детям нельзя» – порочный лозунг, который запутывает ребёнка, мешает ему правильно ориентироваться;

3) аксиологичность – опора на ценностное восприятие действительности; «Трезвость – добро», «Алкоголь и курение – зло». На раннем этапе трезвенные установки можно формировать буквально на уровне рефлексов, как мы учим детей не обжигаться, держаться подальше от машин, сторониться злых собак и т. п.