Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):
В ходе занятия студент должен
знать:потребности человека, особенности формирования мотивации к здоровому образу жизни у населения и проведения профилактических мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста; методику проведения профилактических мероприятий среди детей различных возрастных групп; санитарно-гигиенического воспитания в организованных коллективах;
уметь анализировать значимость факторов формирования и сохранения здоровья человека
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание: ведущую роль медицинской службы в сохранении и укреплении здоровья населения, в том числе в его санитарно-гигиеническом воспитании, формы и методы работы с населением по пропаганде здорового образа жизни населения, особенности санитарно-гигиенического воспитания молодежи.
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
Проверка посещаемости - 2 мин.
Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 40 мин.
Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 3 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Перечислите основные группы факторов, влияющих на здоровье, и дайте им характеристику.
Почему здоровье является социально обусловленной категорией?
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и правовые акты, его регламентирующие.
Какие показатели и критерии характеризуют индивидуальное, групповое и общественное здоровье населения?
Здоровый образ жизни и его формирование.
Что понимается под мотивацией здоровья и здорового образа жизни?
Санология. Основные концепции санологии.
Содержание:
Здоровье и потребности человека. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у населения. Особенности проведения профилактических мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста. Содержание и методика проведения профилактических мероприятий среди детей различных возрастных групп. Организация и проведение санитарно-гигиенического воспитания в организованных коллективах: определение, цели и задачи, методы (беседы, лекции, семинары, «уроки здоровья», игры, викторины и др.), формы (индивидуальная, групповая, массовая), средства (памятки, плакаты, журналы, радио, телевидение, видеофильмы, выставки, стенды и др.).
Методы гигиенического воспитания населения
Методы гигиенического воспитания населения - это способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов гигиенической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием.
Информационно-рецептивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации гигиенического характера обучаемым лицам, которые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.
Целью данного метода является повышение уровня гигиенических знаний населения. Эта цель достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом. Формы реализации данного метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.
Репродуктивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Целью репродуктивного метода является формирование способности применять имеющиеся гигиенические знания в легко опознаваемых вариативных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических умений, необходимых для их применения. Реализации репродуктивного метода способствует использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой.
Репродуктивный метод предполагает использование таких форм, как репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др.
Метод проблемного изложения информации - метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.
Применение данного метода способствует не только повышению уровня знаний, развитию практических умений и навыков, но и формированию творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.
Формирование нормативно-ценностной системы в отношении здоровья становится возможным благодаря тому, что данный метод позволяет обучаемым наблюдать за проявлением творческой мысли, логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мыслительный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов и т.д. При применении метода проблемного изложения живое слово специалиста может быть дополнено другими средствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).
Эвристический метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.
Целью эвристического метода, как и метода проблемного изложения, является формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.
Основной формой эвристического метода является эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоречия и т.д.
Средства гигиенического воспитания
Средства гигиенического воспитания - это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления, имеющие отношение к гигиенической тематике.
Речевые средства.
Устные речевые средства - основаны на устной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания вербальным (словесным) путем. К ним относят как «живое слово» специалиста при непосредственном общении его с аудиторией, так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или звукозапись, транслируемую по радио или по телевидению, передаваемую по телефону, звукозапись на CD).
Письменные речевые средства - основаны на письменной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машинописные текстовые материалы.
Гигиеническая информация может быть заложена в специальные электронные или автоматические устройства.
Листовка - издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего гигиенические сведения.
В листовке могут быть даны лаконичные советы и рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным призывом к участию в тех или иных профилактических оздоровительных мероприятиях.
Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Памятка представляет собой издание в виде книжки небольшого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе лечебно-профилактических учреждений.
Книга представляет собой научно-популярное издание, в котором комплексно излагаются вопросы охраны и укрепления здоровья. Текст книги должен быть понятным, доступным, иллюстрирован примерами.
Лозунг представляет собой призыв, в краткой форме выражающий требование или рекомендацию гигиенического характера; может быть печатным или рукописным.
Лозунги используются при проведении массовых кампаний по охране и укреплению здоровья, в периоды возникновения опасности эпидемических вспышек заболеваний.
Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.
Газета - периодическое издание, освещающее текущую информацию гигиенического характера, в основном по различным вопросам здоровья и профилактики заболеваний.
Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений.
Рецепт представляет собой бланк, содержащий совет индивидуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным.
Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д.
Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, амбулаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.
Автоматический справочный информатор - специальное устройство, которое дает возможность получить необходимую информацию по вопросам охраны здоровья и профилактики заболеваний, напечатанную на специальных пластинках, путем нажатия кнопки с определенным индексом, зафиксированным на пластинке с соответствующей информацией.
Автоматический справочный информатор позволяет быстро получить точные сведения, в которых заинтересовано то или иное лицо. Он является весьма эффективным средством гигиенического воспитания, так как за короткий промежуток времени обслуживает значительное количество людей.
Электронный информатор «Бегущая строка» - это специальное устройство, позволяющее получить с помощью точечного светящегося изображения гигиеническую информацию, предварительно заложенную в программу ЭВМ, которая дает сигнал на переключение контактов светящихся элементов.
Информатор «Бегущая строка» дает возможность сообщать в краткой форме одновременно большому количеству людей конкретную гигиеническую информацию, в том числе наиболее актуальные сведения, касающиеся охраны и укрепления здоровья.
Изобразительные средства
Изобразительные средства - это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.
Показ некоторых изобразительных средств подразумевает со стороны специалиста возможные практические действия с ними, которые могут воспроизводиться впоследствии обучаемыми лицами.
Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обороте и служит для агитационно-информационных целей. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.
Плакат позволяет быстро донести заложенную в нем идею до сознания лица, на которое направлен воспитательный процесс. Степень воздействия плаката во многом зависит от удачного образного решения, способов его экспонирования и т.д.
Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики заболеваний.
Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопровождается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.
Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний.
Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстрированного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диапозитивы применяются для оформления лечебно-профилактических учреждений, выставок и пр.
Диафильм - представляет собой фильм составленный из диапозитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.
Аппликация - представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоровья, которые прикрепляются к специальному устройству, предназначенному для их показа.
Картинки для раскрашивания - рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, связанных с вопросами здоровья, которые предназначены для разрисовки разными красками.
Символ - специально созданный условный знак, вызывающий ассоциацию с определенными понятиями охраны и укрепления здоровья, используется при проведении массовых гигиенических мероприятий и кампаний, например, Всемирных дней здоровья, Международного года ребенка и т.д.
Малоформатные изобразительные средства - рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, относящихся к гигиенической тематике, на листах бумаги (или другого материала) небольшого формата. Это наклейки на спичечных коробках, почтовые марки, календари, закладки, салфетки и др.
Искусственный предмет - копия натурального предмета, которая используется при освещении вопросов гигиенической тематики (муляж, модель, макет и другие копии натуральных предметов или органов человеческого тела). Копия может быть увеличенной, уменьшенной или в натуральную величину, может быть упрощенной. Искусственные предметы используются как иллюстративный материал по вопросам охраны здоровья в качестве экспонатов в музеях, на выставках и т.д.
Изобразительно-речевые средства - это способ передачи информации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информацию (телевидение, кино, театр, видео).
Применение этих средств в гигиеническом воспитании предполагает их использование и на местном уровне. Так, например, местное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепления здоровья, специфичные для данного промышленного предприятия, городского или сельского района и т.д.
Действие как средство гигиенического воспитания актуализируется в виде физкультурных упражнений, практических приемов аутотренинга, приемов ухода за больными, оказания первой медицинской помощи, самоконтроля физического и психического состояния, самообследования. Действие получает свое проявление в приемах рациональной обработки, приготовления и хранения пищи, выполнении гигиенических процедур, использовании предметов индивидуальной защиты и т.д.
Предметные средства - это средства гигиенического воспитания, представляющие собой реальные («натуральные») предметы, имеющие отношение к здоровью. В качестве предметных средств гигиенического воспитания могут выступать практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности человека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приготовления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты поверхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волосами, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чистоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарства; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.
К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)
Технические средства обучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.
Круг технических средств обучения, это:
технические средства информации (звуковые, записывающие, воспроизводящие, переговорные устройства);
технические средства контроля (программированный тестовый машинный контроль);
технические средства программированного обучения (обучающие и мультимедийные программы);
слайды по разным темам;
наглядные средства соответственно содержанию и теме обучения (таблицы);
муляжи, тренажеры;
видеофильмы;
использование сети Интернет;
компьютерно-видео-аудио-конференции, лекции и другие телемедицинские и телепросветительские информационные технологии.
Необходимо отметить, что большое количество составляющих понятия «здоровый образ жизни» не позволяет создать «единый учебник», изобрести одну универсальную форму тематической пропаганды ЗОЖ, поэтому она всегда будет видоизменяться, вбирать в себя различные средства и методы. Поэтому предложить однозначных рекомендаций по пропаганде ЗОЖ в целом нельзя. Можно говорить о системе пропаганды ЗОЖ и отработанных методиках пропаганды отдельных составляющих понятия «здоровый образ жизни». Основные направления пропаганды ЗОЖ с учетом мест проведения, форм проведения, специфики субъектов и объектов пропаганды на протяжении многих лет разрабатывались сотрудниками Центрального НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР. Научно-обоснованные частные методики прошли апробацию на практике. Они оказались действенными и легли в основу многих методических рекомендаций, которыми можно пользоваться и в настоящее время, т.к. охватывают весь круг вопросов пропаганды здорового образа жизни и нуждаются только в адаптации к региональным условиям.
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания - это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания. Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществляется это воплощение.
Индивидуальные формы гигиенического воспитания
Индивидуальные формы гигиенического воспитания позволяют максимально учитывать особенности личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.).
Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами гигиенического воспитания.
Основным средством реализации индивидуальных форм гигиенического воспитания является устная речь. Эффективность индивидуальных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).
В настоящее время все более широкое применение получают индивидуальные формы гигиенического воспитания, основанные на использовании компьютеров. Эффективность их применения доказана экспериментально. Разрабатываются компьютерные программы для гигиенического обучения, самообучения, интервьюирования, контроля знаний.
Медицинскую информацию можно получить с помощью телефонной связи: ответы на поставленные по телефону вопросы даются на терминале домашнего компьютера или компьютера учреждения. Заслуживают внимания индивидуальные оздоровительные программы, основанные на предварительном диагностировании с помощью ЭВМ параметров индивида (выяснении его физиологических, психологических особенностей, условий труда и быта, факторов риска, стиля жизни в отношении здоровья и т.д.).
Компьютеры могут быть использованы в школах, культурно-просветительных и лечебно-профилактических учреждениях, промышленных предприятиях и т.д.
Индивидуальная беседа основана на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации, предоставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний, а также обмен мнениями между собеседниками.
В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.
Индивидуальное консультирование основано на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом советов в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний.
Советы могут носить характер категорических рекомендаций в случае очевидной опасности для здоровья обращающегося за консультацией лица или его окружения. Кроме того, советы могут даваться таким образом, чтобы предоставить пациенту возможность
выбора.
В настоящее время находит все большее распространение консультирование контингентов практически здоровых лиц в различных лечебно-профилактических учреждениях. Консультации осуществляет как один специалист, так и группа специалистов: геронтолог, врач по рациональному питанию, психотерапевт, сексолог, гигиенист-эколог и др. Практикуются выезды этих специалистов на места (в сельскую местность, на промышленные предприятия и т.д.).
Предварительное определение состояния индивида (степени стресса, АД, других физиологических параметров), выяснение уровня его гигиенической культуры повышает эффект консультацией.
В процессе индивидуального консультирования речь специалиста может дополняться изобразительными средствами, печатными изданиями.
Создаются специальные консультативно-оздоровительные центры или подразделения учреждений и предприятий (например, Центров здоровья, врачебно-физкультурных диспансеров промышленных предприятий), где пациенты получают не только индивидуальную информацию по оптимальным для здоровья стилям жизни, но проходят оздоровительный курс, включающий занятия на тренажерах, плавание, аутотренинг, массаж, электросон, профилактическое иглоукалывание и т.д. Возможна организация таких центров на кооперативной и хозрасчетной основе.
Индивидуальный инструктаж: предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации инструктивного характера, используется для нормализации гигиенического поведения в определенных условиях труда и быта. Цель и содержание инструктажа определяются спецификой этих условий.
Индивидуальное телефонное консультирование - сообщение специалистом советов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний по телефону.
Ответ на поставленные абонентом вопросы может быть получен на терминале компьютера (компьютера учреждения, домашнего компьютера). Для проведения телефонных консультаций работают специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.
Личная корреспонденция предусматривает ответы специалиста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни и профилактики заболеваний, посредством обмена письмами.
Групповые формы гигиенического воспитания
Групповые формы гигиенического воспитания - это формы гигиенического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении специалиста с группой лиц; предусматривают сообщение специалистом информации по гигиенической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.
Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального состава группы, наличием обратной связи и т.д.
Наиболее оптимальный количественный состав группы - 15-20 человек.
В процессе группового общения устная речь специалиста может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием современной компьютерной техники.
Групповая беседа предусматривает как сообщение специалистом информации гигиенического характера, так и обмен мнениями между собеседниками.
Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Как и индивидуальная беседа, групповая беседа сочетает в себе информативную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведение их. С целью стимулирования поисковой активности обучаемой группы лиц специалист может строить беседу эвристического характера. Эвристическая беседа, в отличие от репродуктивной, требует не только воспроизведения знаний, но и осуществления частичного самостоятельного поиска решения проблемы, о которой идет речь.
Таким образом, беседа способствует повышению уровня знаний гигиенического характера, укреплению имеющихся знаний, а также формированию творческого подхода к решению вопросов охраны и укрепления здоровья.
Беседа за круглым столом - это групповая форма гигиенического воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья в присутствии слушателей: предусматривает участие слушателей в обмене мнениями по охране и укреплению здоровья. Беседа за круглым столом проводится под руководством ведущего (модератора).
Дискуссия - предусматривает совместное обсуждение группой под руководством специалиста вопросов, касающихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует формированию позитивных установок, содействует коррекции поведения в отношении здоровья.
Клубы здоровья - групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Среди клубов здоровья можно назвать: спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы молодых матерей, вдов, близнецов и др.
Занятия в клубах осуществляются под руководством одного или нескольких специалистов.
В функции специалистов, кроме гигиенического воспитания (лекции, просмотры фильмов, видеозаписей, ознакомление с литературой и т.д.), входит организация оздоровительных процедур, спортивных упражнений и т.д. Для каждого из посетителей предусматривается повседневная оздоровительная программа. Осуществлению оздоровительных функций клуба способствует наличие бассейнов, бань, помещений для аэробики, массажных залов, коктейль-баров, площадок для спортивных игр, оснащенность тренажерами, теннисными кортами и т.д.
Эффективность работы клуба повышается, если он обеспечивает посещаемость в течение всего дня. В этих условиях создается возможность не только для непосредственного оздоровления, но и общения.
Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья - это предоставление группам лиц информации по вопросам здоровья посредством видеозаписи.
Сочетание в видеозаписи устной речи с изображением, музыкальное оформление делает ее показ весьма эффективной формой гигиенического воспитания, которая постепенно находит применение в лечебно-профилактических и учебных заведениях. Демонстрация видеозаписи осуществляется по внутреннему телевидению.
Применение видеозаписи может рассматриваться также в качестве массовой и индивидуальной форм гигиенического воспитания. Игра - групповая форма гигиенического воспитания, представляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
В практике гигиенического воспитания распространены такие разновидности игры, как настольные, ролевые, спортивные, деловые игры, викторины и др. Популярностью у детей пользуются игровые аттракционы.
Эмоциональное восприятие информации во время игры способствует лучшему ее усвоению и запоминанию.
Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.
Практическое занятие проводится путем организации выполнения группой обучаемых упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний.
В качестве примеров практических занятий можно назвать выполнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за больными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.
Занятия по решению задач - групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении специалиста с группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс, путем постановки вопросов, требующих поиска решения по определенным данным с соблюдением известных условий.
Задачи могут иметь проблемный характер. При этом в условиях содержатся какие-либо установочные параметры, но поиск решения осуществляется обучаемыми самостоятельно. Решение задач способствует формированию творческой потенции, умению самостоятельно применять полученные гигиенические знания.
Урок по охране и укреплению здоровья. Для проведения групповых занятий могут быть использованы уроки естественных дисциплин (анатомии, биологии, химии), а также часы дополнительной работы классного руководителя, самостоятельные уроки здоровья.
Форма урока предусматривает возможность комплексного применения различных средств гигиенического воспитания, поясняющих и иллюстрирующих живое слово учителя.
Курсовое гигиеническое обучение - групповая форма гигиенического воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц (объединенных по возрастному, профессиональному и др. признакам) по специальной учебной программе с целью систематического изложения знаний по определенной тематике, связанной со здоровьем, и формирования соответствующих практических умений.
Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.
Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм гигиенического воспитания. Так, лекции сочетаются с практическими занятиями, с использованием печатных изданий различного характера, демонстрацией кинофильмов, видеозаписей и т.д.
Организация курсового обучения может осуществляться путем создания народных университетов, факультетов, школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохозяйственных и др. объектах.
Массовые формы гигиенического воспитания
Массовые формы - это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики заболеваний одновременно большому числу лиц.
Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативному распространению информации, ее жанровому разнообразию.
Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропаганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным изложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учитывать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровождается показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., иллюстрирующих содержание изложенного материала. Вопросы ЗОЖ могут найти отражение в лекциях на любые медико-гигиенические темы. Например, «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний», «Как предупредить диабет», «Предупреждайте неврозы» и т.д. Лекции о здоровом образе жизни, как правило, пользуются большим успехом. Но интерес к ним во многом зависит от тематики лекций и квалификации лекторов. Поэтому в работе лектория важно все: от анонсирования программы до тщательного подбора лекторов. В программе лектория не должны фигурировать названия болезней, так как образ жизни предполагает различные формы жизнедеятельности, а не их результат. Лекции о здоровом образе жизни должны быть строго дифференцированы в зависимости от аудитории, и они могут выполнить свое назначение только в том случае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут действенным средством формирования мировоззрения людей, вовлекая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для этого тема выступления должна быть субъективно значима для слушателей, а значит, должна преподноситься с учетом:
а) уровня подготовки, развития слушателей;
б) демографических особенностей аудитории (возраст, место жительства, национальность);
в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработни- ки, интеллигенция и др.);
г) профессионально-психологических признаков слушателей (профессия, потребности, интересы, ценностные ориен тиры, традиции, настроения).
Желательно, чтобы лектор хорошо владел местным материалом и излагаемые им положения и советы были обоснованы практическими данными или научными исследованиями.
Устная пропаганда ЗОЖ должна быть в центре внимания секций по пропаганде биологических и медицинских знаний общества «Знание», Центров медицинской профилактики, санэпиднадзора, общей врачебной (семейной) практики, которые должны изучать: интерес аудитории к вопросам ЗОЖ, познавательную активность населения по проблеме, проводить подбор лекторов, апробацию и рецензирование тематических лекций, издавать материалы «В помощь лектору», проводить конкурсы лекций по пропаганде ЗОЖ.
Форум - это непосредственное общение с большой по численности аудиторией одного или нескольких специалистов, которые отвечают на вопросы по тематике стиля жизни в отношении здоровья и профилактики заболеваний.
Ответы на вопросы могут сопровождаться просмотром кинофильмов, видеозаписей, диапозитивов и т.д.
Радиопередача по вопросам здоровья - сообщение населению посредством радио информации по проблемам здоровья и профилактики заболеваний.
Радиопередача может быть представлена в форме радиолекции, радиобеседы, ответов на вопросы радиослушателей, радиожурнала и др. Она может быть включена в различные рубрики и циклы.
По своей тематике радиопередачи часто бывают адресованы определенным целевым группам населения с учетом их специфических потребностей в гигиенической информации.
Телепередача по вопросам здоровья - сообщение населению посредством телевидения информации по проблемам здоровья и профилактики заболеваний.
Телепередача характеризуется жанровым разнообразием и может быть представлена в виде тележурнала, телефильма, телеинтер вью, телерепортажа, ответов на вопросы телезрителей. Она может быть представлена различными рубриками и циклами.
Специальный цикл телепередач, посвященных различным аспектам поведения в отношении здоровья, позволяет в значительной мере систематизировать полученные знания. Намечается тенденция к дифференциации тематики телепередач в зависимости от состава зрителей (телепередачи для детей, для родителей и т.д.).
Перспективна организация специальных телевизионных «каналов здравоохранения». Передачи по этим каналам, например, в больницах, могут вестись в дневное время в течение всей недели.
Демонстрация фильма по вопросам здоровья предполагает как демонстрацию кинофильмов по гигиенической тематике, так и кинофестивали, тематические декадники. Кинофестивали, как правило, охватывают более широкий круг проблем, чем тематические декадники. Показ кинофильма целесообразно сочетать с лекцией по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Использование печатных изданий - это предоставление населению информации об оптимальных стилях жизни, профилактике заболеваний посредством текстовых материалов, выпускаемых в виде различных печатных изданий.
В процессе массового предъявления информации по гигиенической тематике используются такие печатные издания, как книги, брошюры, листовки, памятки и др. Предоставление текстовых материалов населению может быть самым разнообразным: непосредственное вручение, например, на врачебном приеме; ознакомление с памятками и буклетами, разложенными на столах в холле поликлиники; чтение детям литературы на гигиенические темы; доставка печатных изданий в каждую семью через почтовые ящики и т.д. Положительным моментом использования печатных изданий является возможность выбора читателем наиболее интересной для него информации, ознакомления с информацией в любое удобное время, возвращения к прочитанному. Публикации, сопровождаемые рисунками, фотографиями и другими иллюстративными материалами, способствуют лучшему усвоению информации.
Демонстрация наглядных пособий предусматривает предоставление населению информации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике заболеваний посредством показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений.
Демонстрация наглядных пособий сочетается с формами, основанными на устном или письменном слове, которые выполняют пояснительную, комментирующую функцию.
Демонстрация наглядных пособий часто выступает как дополнительная форма для иллюстрирования различных положений гигиенического характера.
Театрализованное представление - массовая форма гигиенического воспитания посредством сценической постановки и показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений.
Театрализованное представление имеет разнообразные жанры: сценки, «судебные разбирательства», кукольные представления, «театр теней», клоунады. Кукольные представления наиболее целесообразны для детей.
Успехом у молодежи пользуются шоу, подготовленные специалистами-медиками совместно с рок-группами.
В спектаклях по гигиенической тематике могут принимать участие сами зрители.
Телефонное консультирование с помощью автоответчика -автоматическое предоставление абонентам по определенному номеру телефона гигиенических сведений справочного характера.
Информация, получаемая с помощью автоответчика, носит обобщенный характер и не учитывает индивидуальных особенностей абонента.
Прослушивание тематической звукозаписи по вопросам здоровья - это ознакомление населения с информацией по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний посредством записи речи специалиста на магнитофонную ленту или пластинку; информация имеет тематическую направленность.
Экспонирование - показ для обозрения на выставке, в музее совокупности различных изданий, наглядных пособий, предметов повседневного обихода, ухода за больными и других экспонатов, имеющих отношение к гигиенической тематике, а также технической аппаратуры, в том числе компьютеров, видео- и радиоаппаратуры, автоматических устройств, используемых в процессе гигиенического воспитания.
Экспонирование по проблемам гигиенического воспитания может быть организовано в лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждениях, музеях гигиенической ориентации, например в Музее гигиены, истории медицины и здравоохранения в Санкт-Петербурге.
В ныне организуемых специализированных центрах по отдельным проблемам, связанным с поведением человека в отношении здоровья, в частности, в Центрах по планированию семьи и др., наряду с экспонированием различных материалов проводится индивидуальное консультирование, предоставляется литература по вопросам охраны здоровья матери и плода, осуществляется показ кинофильмов, видеофильмов по соответствующей тематике, проводятся экскурсии по музею центра.
Массовая оздоровительная кампания предполагает осуществление в определенный период различных видов деятельности с целью пропаганды оптимальных для здоровья стилей жизни, обеспечения участия значительного числа лиц в оздоровительных мероприятиях.
Широкое распространение имеют так называемые праздники, дни, декадники, недели, месячники здоровья. Они проводятся с предварительной рекламой, тщательной подготовкой, отработкой сценария, привлечением общественности. При этом используют практически все разнообразие форм гигиенического воспитания. Например, в день здоровья предоставляется возможность получить консультацию по коррекции стиля жизни, ознакомиться с санитарно-просветительной литературой, принять участие в играх, викторинах гигиенической тематики, конкурсе детского рисунка, ознакомиться с выставками, посмотреть театрализованные представления, послушать информационные выступления и т.д. Обычно наряду со специфическими формами гигиенического воспитания в период массовых кампаний проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия.
Кампании часто имеют тематическую направленность, например, антиалкогольные, антитабачные кампании, кампании по борьбе со СПИДом и др. Разновидностью массовых кампаний является форма, которая характеризуется одновременным и повсеместным (в пределах данного города, района, страны и т.д.) применением практически всех форм гигиенического воспитания.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1.Цель гигиенического воспитания - восполнить:
отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни
социальную политику по увеличению потенциала здоровья
Цель гигиенического воспитания:
сохранение и укрепление здоровья
обеспечение высокого уровня трудоспособности
достижение активного долголетия
религиозно-культовые отправления
сопротивление лечению
2.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья — цель гигиенического воспитания:
ближайшая
долгосрочная
Задачи гигиенического воспитания населения:
реабилитация
формирование здорового образа жизни
изменение отношений людей к здоровью
изменение поведения в решении проблем со здоровьем
информация и пропаганда здорового образа жизни
3.Гигиеническое воспитание населения преимущественно осуществляется:
через средства массовой информации
групповыми занятиями
через книгоиздательскую деятельность
индивидуальными методами и средствами
4.Метод индивидуального воздействия:
личная беседа
индивидуальный инструктаж
телефонная служба
лекция
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.
Задание к самостоятельной работе.
Темы рефератов:
Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению индивидуального, группового и общественного здоровья.
Формы и методы работы с населением по пропаганде здорового образа жизни населения.
Особенности санитарно-гигиенического воспитания молодежи.
Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению индивидуального, группового и общественного здоровья».
8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
а). Основная литература:
1.Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.
б). Дополнительная литература:
Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.
Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.
Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.
Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Академия, 2007.- 256 с.
Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.
в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /
Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка