Введение
Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и преподавателей физического воспитания с целью ознакомления с основами физического воспитания.
Мы стремились дать представление о человеческом организме как о работающей машине, об обеспечении деятельности этого работающего организма. Человеческий организм значительно сложнее любой машины, но из-за незнания физиологических основ или собственной лени, многие совершенно безобразно к нему относятся. И если для того чтобы машина дольше эксплуатировалась, нужно вовремя делать профилактический ремонт, то необходимым условием сохранения и укрепления здоровья является здоровый образ жизни. Важно не только понимать необходимость двигательной активности, рационального питания, отказ от вредных привычек, но и чтобы физические упражнения стали нормой жизни. Здоровье не дается просто так, за него надо бороться. Важнейшей задачей многих из нас является борьба с ленью, которая доводит до очень вредного «ТДТ-синдрома» (телевизора, дивана, таблеток). Многие студенты, понимающие пользу двигательной активности, оказываются неспособными мобилизовать свою волю, чтобы начать занятия. Одним – необходимо научное обоснование выбора физических упражнений, другим – получить эмоциональное побуждение для занятий. Поэтому в данном учебном пособии мы попытались систематизировать знания о влиянии физических упражнений на организм, здоровом образе жизни и использовании методических основ при построении индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Знание основных закономерностей деятельности организма человека, которое обеспечивает изучение физиологии, позволяет правильно оценивать влияние физических нагрузок на организм и на основе этого совершенствовать методику занятий физическими упражнениями.
Студенты должны знать о рациональном питании, которое имеет большое значение в оздоровительной системе, как о факторе восстановления работоспособности. Оздоровительная система включает в себя не только физическую культуру и правильное питание, но и оздоровительное голодание, в результате которого организм очищается от накапливающихся продуктов распада и всевозможных ядов.
В учебном пособии излагаются сведения о «поведении» деятельного организма. Ознакомление с анализом функциональных сдвигов, развивающихся при различных режимах динамической и статической работы, позволяет студенту более рационально организовать тренировочный процесс, направленный в конечном итоге на повышение функций отдельных систем и организма в целом. В учебном пособии материал излагается в таком порядке, чтобы студент имел общие сведения о своем организме и на их основе мог управлять своим здоровьем.
- Предисловие
- Введение
- 1. Общие сведения о строении человеческого организма
- 1.1. Скелет и его связочный аппарат
- 1.2. Физиология нервно-мышечного аппарата
- 1.3. Дыхание
- 1.4. Кровь и кровообращение
- 1.5. Потоотделение
- 2. Здоровый образ жизни
- 2.1. Современная концепция здорового образа жизни
- 2.2. Пища, культура питания
- 2.3. Голодание
- 2.4. Табак, алкоголь и наркотики – враги здоровья
- 3. Теоретические основы физического воспитания
- 3.1. Принципы построения физической тренировки
- Продолжительность физических нагрузок различной интенсивности
- 3.2. Средства и методы физического воспитания
- 3.3. Характеристика физических качеств
- 3.4. Физиологическая характеристика состояний организма, возникающих при мышечной работе
- 3.5. Физиологические изменения в организме под влиянием физических тренировок
- Изменение величин мпк при тяжелой работе в процессе тренировки
- Заключение
- Словарь терминов
- Библиографический Список
- Оглавление
- Основы занятий физической культурой и здоровье студентов
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47