logo
Ортопедия

Врожденный вывих бедра

Термин дисплазия в переводе с латинского обозначает неправильное развитие, в данном случае тазобедренных суставов. Причиной такого неправильного развития тазобедренного сустава может быть заболевания матери в первую половину беременности, интоксикации, травмы и т. д. Большое значение имеет неблагоприятная экологическая обстановка в месте постоянного проживания или работы матери. В результате может развиться дисплазия и даже врожденный вывих бедра.

После рождения ребенка дисплазию тазобедренных суставов можно обнаружить в ходе ортопедического осмотра в родильном доме или в поликлинике. Дисплазия тазобедренных суставов бывает в трех  вариантах:

Дисплазия тазобедренных суставов в виде неправильной формы суставной впадины, головки и шейки бедра, без нарушения соотношения суставных поверхностей.

Врожденный подвывих головки бедра, когда наряду с неправильной формой суставной впадины, головки и шейки бедра, но здесь уже нарушаются соотношения суставных поверхностей, головка бедра смещается кнаружи и может находиться на самом краю сустава.

Врожденный вывих бедра – самая тяжелая форма дисплазии тазобедренных суставов. При нем кроме неправильной формы элементов сустава возникает полное разобщение суставных поверхностей, головка бедра выходит из суставной впадины и уходит в сторону и вверх.

Выявить дисплазию тазобедренных суставов и врожденный вывих бедра можно сразу же после рождения ребенка по основным симптомам:

1. Ограничение отведения одного или обоих бедер ребенка. Этот симптом определяется следующим образом: ножки ребенка сгибают под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и разводят в стороны до упора. В норме угол отведения бедер 160 – 180°. При дисплазии тазобедренных суставов он уменьшается.

2. Симптом Маркса - Ортолани или симптом «щелчка». Этот симптом можно определить у ребенка только до 3 месяцев, затем он исчезает. Определяется он следующим образом: ножки ребенка сгибаются под прямым углом в коленных и тазобедренных суставах, затем они приводятся к средней линии и медленно разводятся в стороны, при этом со стороны вывиха слышен щелчок, при котором вздрагивает ножка ребенка, иногда он слышен на расстоянии.

3. Укорочение ножки ребенка – определяет таким образом: ножки ребенка сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и прижимаются к животу симметрично и по уровню стояния коленного сустава определяют укорочение соответствующего бедра.

4. Асимметрия кожных складок определяется у ребенка с выпрямленными ногами спереди и сзади. Спереди у здорового ребенка пазовые складки должны быть симметричными, сзади ягодичные и подколенные складки тоже симметричные. Асимметрия их является симптомом дисплазии тазобедренных суставов. Этот симптом непостоянный и имеет второстепенное значение.

Если Вы обнаружили эти симптомы у своего ребенка, то следует срочно обратиться к детскому ортопеду. Не излеченная дисплазия тазобедренного сустава у детей приводит к развитию диспластического коксартроза у взрослых. По данным ЦИТО диспластический коксартроз появляется уже после 25 лет и составляет среди всех заболеваний тазобедренных суставов у взрослых 75%. Лечение этой патологии у взрослых очень часто возможно только проведением операции «Эндопротезирование» т.е. замена больного сустава металлическим. Не излеченный подвывих бедра приводит к болям в суставе и хромоте ребенка с 3 – 5 лет. Врожденный вывих бедра вызывает хромоту или «утиную» походку у ребенка сразу после начала ходьбы.

В Тольятти с 1989 года мной применяется новый способ лечения дисплазии тазобедренных суставов без использования фиксирующий приспособлений и не нарушающий физическое развитие ребенка. Оригинальность этого метода подтверждена патентом РФ «Способ лечения врожденного вывиха бедра» № 2102945 от 27.01.98 г.

Основу метода составляют манипуляции на тазобедренных суставах ребенка. Целью этих манипуляций является вправление головки бедра, и удержание в правильном положении путем растяжения приводящих мышц бедра.

Лечение врожденного вывиха бедра проводится непосредственно мной в амбулаторных условиях.

Описанные манипуляции проводятся курсом ежедневно по 5 сеансов в неделю. Количество курсов лечения зависит от возраста ребенка и тяжести заболевания. В среднем их бывает от 1 до 3-х. Болезненность при проведении манипуляции умеренная, она исчезает сразу после окончания сеанса. В результате лечения объем движений в тазобедренных суставах увеличивается до нормы, асимметрия отведения бедер исчезает, легко пальпируется головка бедра.

После такого лечения дети обычно становятся подвижными, быстрее начинают вставать на ноги, садиться. Физическое развитие их ускоряется. Если имелась еще и неврологическая симптоматика, то она уменьшается. Сразу после окончания лечения детей можно ставить на ножки и обучать ходьбе.

В последующие месяцы до начала ходьбы ребенка проводится лечебная гимнастика на тазобедренные суставы, массаж ягодичных и бедренных мышц. Через 6 месяцев после окончания лечения врожденного вывиха бедра производится контрольная рентгенография тазобедренных суставов в прямой проекции.

Положительные результаты лечения отмечены у 99,5 % детей. В физическом развитии детей отставания не было. Подавляющее большинство детей начали ходить к году.

Лечение врожденного вывиха у детей, когда головка бедра после вправления не удерживается в достигнутом положении, а выскальзывает, проводится иначе.

После проведения курса лечения для вправления головки бедра по вышеописанной методике, ножки ребенка фиксируются гипсовой повязкой Виноградова в положении Лоренца 1 на срок до 3 – 4х месяцев.

В качестве клинического примера приводятся рентгенограммы Кати 4 мес.

До лечения и после.

Рекомендации родителям по лечебной гимнастике при дисплазии тазобедренных суставов:

Лечебную гимнастику рекомендуется проводить 2 раза в день до тех пор, пока ребенок не научится хорошо ходить. Параллельно рекомендуется проводить массаж по 10 сеансов 3 - 4 курса в год.

Во время проведения лечебной гимнастики дети могут капризничать, упираться, не давать делать упражнения. В этих случаях нужно немного подождать пока ребенок ослабит ножки, и продолжать делать упражнения. Главное при проведении лечебной гимнастики не делать упражнения насильно, и Вы ни когда не нанесете ребенку травму. Во время лечения ребенка разрешается ставить на ноги, чтобы формировался рефлекс опоры и ходьбы.