logo
Трезвый образ жизни- книга Н

2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания

Как уже было неоднократно указано, духовно-нравственное воспитание личности подразумевает, прежде всего, воспитание ценностей, отношения человека к миру, к другим, к Богу.

В современном обществе, неоднородном по своему культурному составу, можно выделить четыре основных уровня ценностей: общечеловеческие, национальные, групповые и индивидуальные. Первые создают единое интегративное поле для всех ценностей. Это – правовые, политические, религиозные, эстетические, моральные, художественные, экзистенциональные ценности (жизнь, труд, здоровье свобода, любовь, счастье, семья, патриотизм). Антиценности – ложь, безобразие, зло.

В. Н. Клепиков выделяет в числе общечеловеческих ценностей триаду «Истина-Добро-Красота», о которой писали многие великие мыслители, начиная с Платона. Равновеликой можно считать только триаду «Вера-Надежда-Любовь», но последняя ближе не светскому, а религиозному мировоззрению. Использование триады «Истина-Добро-Красота» в качестве механизма интеграции общечеловеческих ценностей в национальные культуры автор считает оправданным потому, что общую культуру школьника в основном задают три культуры: интеллектуальная, эстетическая и этическая [19:29-37].

Н. Д. Никандров считает, что обращение к понятию общечеловеческих ценностей далеко не решает всех проблем. Во-первых, часто это понятие используется в корыстных целях, чтобы за общечеловеческие ценности выдать свои собственные. Так, в современном глобализированном мире часто делаются попытки объявить европейские либо американские ценности общечеловеческими.

Поэтому в воспитании нужно помнить, прежде всего, о ценностях своей страны, своего народа и своей культуры.

В Конвенции о правах ребёнка (статья 29), подписанной Россией, говорится, что «образование … должно быть направлено на… воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от собственной» [29:3-12].

Очередная попытка предать забвению русские православные ценности в начале 90-х годов ХХ столетия привела к печальным последствиям.

Какие это ценности?

Это ценности труда, причём в православном понимании имеется ввиду не только труд физический, но и умственный, и духовный труд. Христианство не считает грехом обладание собственностью, богатством и приобретение их честным трудом. Но сегодня буквально из ниоткуда в стране вдруг появились сверхбогатые люди, разрыв в уровне жизни россиян стал более чем 15-кратным. Честный труд обесценился. Богато живёт тот, кто успел урвать кусок побольше. Современный бизнес называют бес-совестным.

В православном катехизисе, написанном ещё до социалистической революции, разграничиваются понятия «социалистические идеи равенства» и «благотворительность». Христианская благотворительность свободна в своих действиях и руководствуется духом любви. Социализм требует насильственного отнятия у богатых их имущества и раздела между всеми. При этом христианская благотворительность хотя и не может уничтожить бедность, но значительно её облегчает; социализм же может привести к поголовной бедности. Это позже было проверено на практике в странах, избравших социалистический путь развития.

В России всегда было немало богатых людей, но никогда не было проповеди богатства: так учила церковь. Опора только на индивидуализм, обогащение любой ценой, конкуренцию уже доказали свою разрушительность и бесперспективность. В России, в православной традиции сложилась традиция широко понимаемой соборности, взаимопомощи, коллективизма. Эта традиция соборности сохранялась и в социалистические времена. Может быть, именно поэтому обломать хребет фашизму смогла не Европа с её подчёркнутым индивидуализмом, а соборная Россия.

Традиционными ценностями в православной традиции являются семья, дети, требование чтить родителей. Величайшей ценностью России является благосостояние и целостность государства. Православная Церковь всегда поддерживала ценности патриотизма и любви к Родине. Ценностью является мир, поэтому Церковь зовёт к защите Родины. Всё учение Православной Церкви, учение о вере, надежде, любви есть учение о мире.

Сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения) в качестве приоритетных провозглашаются ценности, традиционные для всех народов России.