logo
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.13. Другие подходы

В современной педагогике существуют и другие подходы. В «Энциклопедии образовательных технологий» приводится список, содержащий описание около 30 технологий: акмеологический, валеологический, гуманистический, детерминистский, деятельностный, диагностический, интегральный, информационный, коммуникативный, комплексный, личностно-ориентированный, поисковый (исследовательский, творческий), практико-ориентированный, природосообразный, проблемный, системный, ситуативный (тактический, стратегический), социокультурный (культурно-исторический), средовой, стохастический (статистический), целостный, ценностный, образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный подходы.

В современной отечественной педагогике это самое подробное описание существующих образовательных технологий. Перечислим лишь те из них, которые могут представлять интерес для трезвенного воспитания.

Диагностический подход – это построение образовательной технологии на основе процедур диагностики.

Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.

Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем. Ключевыми понятиями являются проблема как противоречие между известным и неизвестным, проблемная ситуация, проблемная задача.

Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он становится методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познаётся как система – упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых содействует развитию личности ребёнка в образовательном учреждении.

Целостный (комплексный) подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объединённый едиными общими характеристиками.

Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон [36:69-73].

Таким образом, педагогической наукой разработано значительное число интересных и эффективных подходов, часто взаимосвязанных друг с другом, дополняющих друг друга, входящих в состав друг друга. Они являются базой для успешной образовательной деятельности в современных условиях в целом, и трезвенного воспитания в частности. Главное, в чём сходится большинство авторов, это то, что воспитание должно быть антропологическим, личностно-ориентированным.