Результаты сравнения структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики(%)
Шкалы | ПП | ОП | |
Шкала A | Сила процесса возбуждения (работоспособность) | 50 | 42,6 |
Слабость процесса возбуждения | 50 | 57,4 | |
Шкала B | Повышенный уровень чувствительности | 95 | 82,5 |
Пониженный уровень чувствительности | 5 | 17,5 | |
Шкала C | Сила процесса торможения | 70 | 43,4 |
Слабость процесса торможения | 30 | 56,6 | |
Шкала D | Неуравновешенность нервных процессов | 45 | 29 |
Уравновешенность нервных процессов | 55 | 51 | |
Шкала E | Подвижность нервных процессов | 60 | 65,8 |
Инертность нервных процессов | 40 | 34,2 | |
Шкала F | Преобладание 2-й сигнальной | 95 | 32,3 |
| 5 | 67,7 |
Исходя из данной таблицы, мы можем сделать вывод о том, что распределение свойств нервной системы носит относительно ровный характер. Существенная разница в показателях можно проследить по свойствам процесса торможения: у специалистов психиатрического профиля торможение проявляется более сильно. Также выделяются результаты по показателю преобладания второй сигнальной системы – 95% испытуемых среди работников психиатрической больницы имеют преобладающей вторую сигнальную систему, в то время как у 67,7% специалистов общего профиля преобладает первая.
Свойства личностного уровня интегральной индивидуальности диагностировались с помощью методики изучения смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Данные, полученные с помощью методики, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты сравнения структур интегральной индивидуальности личностного уровня у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики по методике Д.А. Леонтьева (%)
ПОКАЗАТЕЛИ | ПП | ОП | ||||
Выше средних значений | Средние значения | Ниже средних значений | Выше средних значений | Средние значения | Ниже средних значений | |
Цели в жизни | 35 | 20 | 45 | 0 | 45,4 | 53,7 |
Процесс жизни | 20 | 20 | 60 | 7,5 | 16, 9 | 75,9 |
Результативность жизни | 25 | 25 | 50 | 16,1 | 16,9 | 69,1 |
Локус контроля – Я | 40 | 20 | 40 | 7, 4 | 23,2 | 68,2 |
Локус контроля – жизнь | 50 | 30 | 20 | 0, 4 | 24,3 | 76,7 |
Общий показатель | 35 | 20 | 45 | 48, 9 | 23, 2 | 24,1 |
Данная таблица показывает большую разницу в результатах по показателям: цели в жизни, локус контроля – Я и локус контроля – жизнь. Выше средних значений по этим свойствам имеют значительно больше испытуемых специалистов психиатрического профиля, чем такие же значения у ОП. У 76,7% среди ОП наблюдаются значения ниже среднего в показателе «Локус контроля – жизнь», что сильно различается с 20% у ПП по тому же показателю.
Для диагностики эмоционального выгорания использовалась методика В.В. Бойко. Результаты, полученные по данной методике, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты сравнения исследования личностного уровня сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики (симптомы эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко)
Симптомы | % | |||||||
Не сложившийся симптом | Симптом складывается | Сложившийся симптом | ||||||
Фаза «Напряжение» | ПП | ОП | ПП | ОП | ПП | ОП | ||
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств | 65 | 77 | 15 | 7,7 | 20 | 15,4 | ||
2. Неудовлетворенность собой
| 80 | 61,6 | 10 | 23,1 | 10 | 13,6 | ||
3. «Загнанность в клетку»
| 80 | 38,5 | 15 | 23,1 | 5 | 38,5 | ||
4. Тревога и депрессия
| 40 | 61,6 | 50 | 23,1 | 10 | 15,4 | ||
Фаза «Резистенция» | ПП | ОП | ПП | ОП | ПП | ОП | ||
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 55 | 38,5 | 20 | 23,1 | 25 | 38,5 | ||
2. Эмоционально-нравственная дезориентация | 35 | 15,4 | 30 | 38,5 | 35 | 46,2 | ||
3. Расширение сферы экономии эмоций | 30 | 53,9 | 40 | 23,1 | 30 | 23,1 | ||
4. Редукция профессиональных обязанностей | 60 | 30,8 | 20 | 23,1 | 20 | 46,2 | ||
Фаза «Истощение» | ПП | ОП | ПП | ОП | ПП | ОП | ||
1. Эмоциональный дефицит
| 65 | 38,5 | 30 | 30,8 | 5 | 30,8 | ||
2. Эмоциональная отстраненность
| 50 | 53,9 | 35 | 30,8 | 15 | 15,4 | ||
3. Личностная отстраненность (деперсонализация) | 45 | 61,6 | 30 | 15,4 | 25 | 23,1 | ||
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения | 60 | 61,6 | 25 | 30,8 | 15 | 7,7 |
В данном случае удобнее сравнить показатели, взяв во внимание каждый показатель в одной фазе. В фазе «Напряжение» сложившийся симптом «Загнанности в клетку» наблюдается у 38,5% респондентов в группе ОП, в то время, как только у 5% в группе ПП он может быть отмечен как сложившийся. Складывается симптом тревоги и депрессии у 50% в группе ПП (в группе ОП 23,1%).
В фазе «Резистенции» симптом «редукция профессиональных обязанностей» как не сложившийся отмечен у 60% испытуемых психиатрического профиля, меньший показатель (30,8%). Сложившаяся редукция наблюдается у 46,2% респондентов в группе ОП (только 20% у группы ПП).
Фаза «Истощения» характеризуется преобладанием эмоционального дефицита у группы ПП как несложившегося, у группы ОП данный симптом значительно превышает показатели группы ПП как сложившийся. Все четыре складывающегося симптома характерны в больше или меньшей степени для всех опрошенных.
Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности исследовался с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Результаты по данной методике представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты сравнения структур интегральной индивидуальности социально-психологического уровня у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики по методике К. Роджерса и Р. Даймонда(%)
шкалы | ПП | ОП | ||||
Значения выше нормы | Значения нормы | Значения ниже нормы | Значения выше нормы | Значения нормы | Значения ниже нормы | |
Адаптивность
| 90 | 5 | 5 | 29 | 71 | 0 |
Дезадаптивность | 10 | 90 | 0 | 0 | 45,2 | 54,8 |
Приятие себя | 90 | 10 | 0 | 63,7 | 36,3 | 0 |
Неприятие себя | 20 | 60 | 20 | 1 | 14,5 | 84,5 |
Приятие других | 90 | 5 | 5 | 48,3 | 51,7 | 0 |
Неприятие других | 20 | 60 | 20 | 2 | 44,5 | 53,5 |
Эмоциональный комфорт | 80 | 15 | 5 | 7,5 | 90,5 | 2 |
Эмоциональный дискомфорт | 10 | 60 | 30 | 0 | 47,4 | 52,6 |
Внутренний контроль | 90 | 10 | 0 | 22 | 77 | 1 |
Внешний контроль | 5 | 85 | 10 | 5 | 64,5 | 31,1 |
Доминирование | 20 | 75 | 5 | 7,7 | 62 | 30,3 |
Ведомость | 30 | 45 | 25 | 0 | 100 | 0 |
Эскапизм | 10 | 85 | 5 | 4 | 80 | 16 |
По данной таблице мы можем сделать вывод, что чаще всего значения выше нормы наблюдаются у респондентов в группе сотрудников психиатрической клиники, значения норма больше характерны для группы ОП.
В показателе «Адаптивность» 90% ПП имеют результат выше нормы, ему соответствует высокий результат нормы в группе ОП. Дезадаптивность свойственна в норме 90% респондентов ПП, в то время как большая часть испытуемых ОП имеют результат ниже нормы, но, тем не менее, процент составляет больше половины респондентов. 80% сотрудников среди работников психиатрической клиники испытывают эмоциональный комфорт. Однако разница между группами в этом показателе велика – только 7% результатов ОП находятся в пределах выше нормы. Высокие результаты по внутреннему контролю наблюдаются в группе ПП у 90%, у ОП – 22%, так как для всей остальной части опрошенных показатель находится в значении нормы. Внешний контроль, доминирование и эскапизм в значении нормы характерен для обеих групп. Стоит отметить тот факт, что показатель «Ведомость» в значении нормы имеется у 100% в группе ОП (распределение результатов по этому показателю в группе ПП относительно равномерно).
Нами производилась оценка достоверности различий по t-критерию Стьюдента между отдельными показателями разноуровневых свойств интегральной индивидуальности специалистов, работающих в экстремальных и в обычных условиях профессиональной деятельности. Результаты представлены в табл. 5, табл.6, табл.7.
Таблица 5
- Министерство образования и науки рф
- Введение
- Глава 1. Теоретическое исследование профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- 1.1. Эмоциональное выгорание как научная проблема
- 1.2. Исследование индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Выводы по главе I
- Глава 2. Организация психологической профилактики эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- 2.1. Психологические условия эффективной профилактики эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- 2.2. Теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- I. Целевой блок
- II. Содержательный блок.
- 2. Профилактическое направление.
- 3. Просветительское направление.
- III Технологический блок.
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Эмпирический анализ исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Организация и методы исследования
- Общий перечень показателей трех уровней интегральной индивидуальности Нейродиманический уровень
- Личностный уровень
- Социально-психологический уровень
- Статистический анализ исследования структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Результаты сравнения структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики(%)
- Статистическое сравнение свойств нейродинамического уровня структур интегральной индивидуальности у сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики
- Статистическое сравнение свойств личностного уровня структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики
- Статистическое сравнение свойств социально-психологического уровня структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля и специалистов общей практики
- 3.3. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Содержание программы профилактикиэмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля
- Выводы по главе 3
- Заключение
- Библиографический список