logo
Осн здор обр жизн

3.11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни

Физическое самовоспитание понимается как процесс це­ленаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ори­ентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспита­ние интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приоб­ретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и за­крепляется в работе, преодолении трудностей, столиких на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В каче­стве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделе­нием ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект

171

самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К мето­дам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и само­оценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глу­бина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выде­ленных критериев за качествами или свойствами личности. Самоана­лиз требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополни­тельной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением само­чувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью свое­го поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые сту­дент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реаль­ными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекват­ным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, за­ниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверен­ности в собственных возможностях, ограничивает жизненные пер­спективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличи­ем четких критериев поведения, действий, развития физических ка­честв, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и про­грамма самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может но­сить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, ме­сяцев. Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познава­тельную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физи­ческое развитие и физическую подготовленность в соответствии с тре­бованиями будущей профессиональной деятельности.

172

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Личный план физического самовоспитания

Задача

Используемые

средства и методы

Содержание средств

Дни

занятий

Укрепление здоровья, закаливание организма,

включение в здоровый образ жизни

Утренняя

гимнастика,

физические

упражнения,

гигиенические и

природные

факторы, режим

дня

Комплекс из 10 упражнений (их

описание); контрастный душ,

воздушные ванны; соблюдение

режима дня, сна, питания; прогулка перед сном 30 мин.; передвижение из общежития в вуз и обратно пешком

Еже-

дневно

Выработка на-

стойчивости

Обязательное

выполнение

намеченного на

день, неделю

Подъем в 6 ч 30 мин, отход ко сну в 11 ч; занятия физическими упражнениями по 45 мин в 18 ч;

самоподготовка с 19 до 21 ч

То же

Воспитание коор-

динационных

способностей

Упражнения на

развитие

координации

движений

Описание упражнений, количество серий и их повторении

" —

Воспитание выносливости

Бег, пешие походы,

прогулки на

велосипеде и т.д.

Бег в чередовании с ходьбой с

постепенным ее сокращением в

течение 30 мин: пешие походы,

велопоходы по 2-4 ч

2 раза в

неделю

по вы-

ходным

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании спо­собов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, име­нуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, само­внушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самообод­рение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Примерная форма ведения дневника самоконтроля приводится в гл. 9.

Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие ка­чества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недо­статков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить из-

173

менения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего пове­дение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результа­ты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за ко­роткий промежуток времени — день, неделю, несколько недель.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначитель­ные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как под­крепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реали­зации здорового образа жизни.

Контрольные вопросы