logo
Трезвый образ жизни- книга Н

2.2.2. Культурологический подход

Культурологический подход базируется на идее интеграции личности в мировую культуру и заключается в опоре на следующую закономерность: воспитание личности будет более эффективным, если оно интегрировано в контекст культуры (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, С. Ю. Курганова, Н. Е. Щуркова).

Культурологический подход к воспитанию ориентирует педагога, прежде всего, на то, что именно русская культура, народные традиции, национальная педагогика должны стать основой воспитательного процесса. Поэтому говоря о культурологическом подходе к воспитанию русского человека нельзя обойти такие особенности русской культуры, как воспитание человека с ориентацией на духовно-нравственные ценности, развитие его христианской морали, утверждение идеи соборности, неприятие эгоизма и индивидуализма.

Рассматривая и обобщая основные идеи культурологического подхода к воспитанию, В. И. Андреев пишет: «одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры; 2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т. д.), а также его профессиональной культуры; 3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика; 4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию; 5) уровень культуры родителей играет важную, а порой решающую роль в воспитании личности; 6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания» [1:217-231].

Культурологический подход к трезвенному воспитанию ориентирует педагога на то, что в русской культуре трезвости всегда было больше, чем пьянства. Трезвость в православии – нравственная категория. Трезвость в исламе – единственная альтернатива.