logo
ОФЗ методичка

Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ

В ходе занятия студент должен

знать: особенности формирования компонентов ЗОЖ у детей и подростков,

уметь использовать разные средства, методы и формы гигиенического воспитания (круглый стол, лекция, беседа, мультимедийная презентация, санитарный бюллетень и т.д.) для приобщения детей и подростков к формированию навыков здорового образа жизни; использовать при проведении работы по пропаганде здорового образа жизни опыта научных достижений отечественной и зарубежной педиатрической науки

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 8 час.

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

  1. Проверка посещаемости - 2 мин.

  2. Работа с фокус- группами- 43 мин.

  3. Перерыв – 10 мин

  4. Работа с фокус-группами- 45 мин.

  5. Перерыв – 10 мин

  6. Работа с фокус-группами- 35 мин.

  7. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 10 мин.

Содержание

На практических занятиях студенты, объединившись в фокус-группы по 4 - 7 человек, должны подготовить по одной из предложенных тем:

  1. реферат;

  2. доклад (сценарий) выступления для школьников или дошкольников;

  3. санбюллетень.

Работа в фокус-группах проводится в соответствии с методическими указаниями (приложение).

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений, докладов, санитарных бюллетеней по выбранной теме.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ФОКУС-ГРУППАМИ: ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ ПО ВЫБРАННЫМ ТЕМАМ:

1. ЗАКАЛИВАНИЕ.

I. Введение. Определение закаливания. Актуальность проблемы. Историческая справка.

II. Основная часть.

  1. Влияние закаливания на организм человека.

  2. Цели и задачи закаливания.

  3. Виды и способы закаливания.

  4. Особенности закаливания детей разных возрастных групп.

  5. Противопоказания к закаливанию.

III. Заключение. В этой главе необходимо сделать вывод о том, нужны ли человеку на самом деле закаливающие процедуры, с чего их лучше начинать и кому не следует заниматься закаливанием. Дать конкретные рекомендации по закаливанию для детей определённых возрастных групп.

IV. Приложение (схемы, рисунки, диаграммы)

V. Список использованной литературы.

Рекомендуемая литература:

  1. Вопросы физического здоровья и валеологического воспитания учащейся молодёжи. Вып. 3: Тверская гос. мед. академия, Тверской гос. университет / ред. Осипов В.Г. – Тверь, ТГМА, 2006 г.

  2. Мартынов С.М. Лечение детей нетрадиционными методами: практическая энциклопедия. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000 г.

  3. Гигиена физической культуры и спорта: учебник / И. В. Быков, А. Н. Гансбургcкий, В. Д. Горичева, В. А. Дворкин, А. В. Коромыслов, В. А. Маргазин, В. В. Насолодин, О. Н. Семенова / под ред. В. А. Маргазина, О. Н. Семеновой. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 192 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

2.МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЗНАЧЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО (ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА

  1. Введение. Актуальность проблемы. Статистические данные.

  2. Основная часть.

    1. История открытия и изучения минеральных веществ и их влияния на организм человека.

    2. Классификация минеральных веществ.

    3. Влияние макро- и микроэлементов на организм человека.

    4. Нарушения минерального обмена, эндемичные заболевания:

        1. А. Причины;

        2. Б. Проявления;

        3. В. Принципы профилактики.

    5. Естественные источники минералов для человека.

    6. Возможность использования минеральных веществ в лечении заболеваний, препараты для наружного и внутреннего применения.

    7. Значение минеральных веществ в различные периоды жизни человека.

  1. Заключение. Выводы о значении минеральных веществ для человека. Рекомендации по питанию и образу жизни, профилактике нарушения баланса минеральных веществ в организме.

  2. Приложение (схемы, рисунки, диаграммы, результаты собственных исследований, анкетирования).

  3. Список использованной литературы.

3.ВИТАМИНЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

  1. Введение. Актуальность проблемы. Статистические данные.

  2. Основная часть.

    1. История открытия и изучения витаминов.

    2. Классификация витаминов.

    3. Значение водорастворимых витаминов для организма человека.

    4. Значение жирорастворимых витаминов для организма человека.

    5. Источники витаминов для человека (пищевые продукты, количественное содержание витаминов в них, влияние солнечного света на образование витамина D).

    6. Гипо- и авитаминозы:

    7. Гипервитаминозы.

    8. Взаимодействие витаминов в организме человека (синергизм, антагонизм).

    9. Фармакологические препараты витаминов, их использование в лечении гипо- и авитаминозов и других заболеваний, принципы и правила парентерального введения витаминов.

  1. Заключение. Вывод о важности витаминов для организма человека, практические рекомендации по питанию и образу жизни, профилактике гипо- и авитаминозов.

Рекомендуемая литература:

  1. Боринский Ю.Н. Химия и функции белков. Ферменты. Витамины. Элементы рационального питания. – Тверь: ТГМА, 2007.

  2. Спиричев В.Б. Что могут и чего не могут витамины. Издание 3, доп. – М.: Миклом, 2003.

  3. Использование в питании детей школьного возраста продуктов, обогащённых витаминами и железом / В.Л. Коденцова, А.Д. Трофименко // Российский педиатрический журнал. – 2004. - №5. – С. 35 – 38.

  4. Григорьев К.И. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: решённые и нерешённые проблемы. – 2008.

  5. Ших Е. Витаминно-минеральная недостаточность. – 2005.

  6. Наместникова И.В., Боринский Ю.Н. Витамины в питании: методические указания для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета по элективному курсу «Биохимия питания». – Тверь: ТГМА, 2008.

  7. Л. Намазова, И.Громов Применение поливитаминов у детей. – М. – 2007.

4.РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

  1. Введение. Пристрастия в питании современного человека, особенности режимных моментов в его жизни, статистические данные.

  2. Основная часть.

    1. Принципы рационального питания.

    2. Значение отдельных компонентов пищевых продуктов для организма человека (макронутриенты: белки, жиры, углеводы; мукронутриенты: витамины, макро- и микроэлементы). Количественная и качественная характеристика пищевых веществ в питании человека.

    3. Влияние фастфуда на здоровье человека.

    4. Особенности питания в зависимости от возраста и пола.

    5. Образ жизни и питание человека, калораж.

    6. Заболевания, связанные с нарушением принципов рационального питания.

  1. Заключение. Выводы о причинах нарушения людьми принципов рационального питания. Рекомендации по улучшению ситуации с питанием в семье, в отдельных учреждениях, в стране в целом.

  2. Приложение (рисунки, таблицы, диаграммы, результаты собственных исследований). Потребность человека в белках, жирах, углеводах, в витаминах, макро- и микроэлементах по возрастам, потребность человека в калориях в зависимости от активности жизнедеятельности.

  3. Список использованной литературы.

Рекомендуемая литература:

  1. Боринский Ю.Н. Химия и функции белков. Ферменты. Витамины. Элементы рационального питания. – Тверь: ТГМА, 2007.

  2. Королёв А.А. Гигиена питания: учебник. – М.: Академия, 2006.

  3. Гигиена питания – основа здоровья человека: учебно- методическое пособие к практическим занятиям для студентов 3 и 4 курсов лечебного, педиатрического, стом. и фарм. фак. : Тверская мед. академия. – Виноградов П.Б. – Тверь, 2003.

  4. Лобыкина Е.Н. Пропаганда медицинских знаний в области питания на современном этапе. // Вопросы питания, 2007. – Т. 6, №3 – С. 44-49.

  5. Гигиена питания: современные проблемы / В.А. Тутельян // Здравоохранение Российской Федерации. – 2008. – №1. – С. 8-9.

  6. Педиатрия: лекции по нутрициологии: учебное пособие / Е.И. Кондратьева, Т.Е. Тронова. – 2006.

5.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

  1. Понятие физической культуры.

  2. Актуальность физической культуры как основного метода сохранения здоровья.

  3. Физическая культура в жизни современного человека.

  4. Виды и краткое описание самых распространённых методов физической активности: фитнес, аэробика, пилатес и др.

  5. Важность физической культуры для здоровья школьников.

Рекомендуемая литература:

  1. Осипов В.Г., Острей И.А. Физическая активность и здоровье. – 2000.

  2. Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье. Учебник. – 2001.

  3. Гигиена физической культуры и спорта: учебник / И. В. Быков, А. Н. Гансбургcкий, В. Д. Горичева, В. А. Дворкин, А. В. Коромыслов, В. А. Маргазин, В. В. Насолодин, О. Н. Семенова / под ред. В. А. Маргазина, О. Н. Семеновой. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 192 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

6.ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (ЭМИ) И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

  1. Определение ЭМИ.

  2. Актуальность проблемы ЭМИ в современной жизни.

  3. Источники ЭМИ в повседневной жизни.

  4. Влияние ЭМИ на здоровье человека.

  5. Способы уменьшения влияния ЭМИ на здоровье человека.

  6. Рекомендуемая длительность использования приборов, являющихся источником ЭМИ. Допустимое количество времени пребывания за компьютером для разных возрастов.

Рекомендуемая литература:

Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах. –М. – НЦ ЭНАС. – 2003.

7. СТРЕСС И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

  1. Понятие стресса.

  2. Актуальность проблемы. Роль стресса в формирование заболеваний.

  3. Аспекты жизни, в которых человек может подвергаться стрессовым ситуациям:

А. Стресс дома.

Б. Стресс на работе/учёбе.

В. Стресс на улице.

  1. Особенности стресса у школьников (дом – школа – улица, родители – учителя – сверстники).

  2. Современные методы борьбы со стрессом: - музыка; - животные; - ароматерапия; -природа и др.

Рекомендуемая литература:

Шафиркин А.В. Влияние хронического психоэмоционального стресса на здоровье населения. – Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2003. - № 3. – С. 31 – 38.

8. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

1.Понятийный аппарат по проблеме и терминология: определения:

Гигиена как наука. Задача гигиены. Гигиена детей и подростков – профилактическая медицина. Профилактика. Медицина. Здоровье. Здоровье детей. Природные и социальные факторы окружающей среды. Критерии гигиенической оценки факторов среды. Нормирование в гигиене детей и подростков.

2. Актуальность проблемы.

Значение гигиены как профилактической медицины.

Разделы гигиены детей и подростков как дисциплины:

  1. здоровье детей и подростков

  2. гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня

  3. гигиена физического воспитания

  4. гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального воспитания

  5. гигиена питания детей и подростков

  6. гигиенические основы строительства и оборудования учреждений для детей и подростков

  7. гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования ЗОЖ детей и подростков

  8. медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детей и подростков.

Подробно рассмотреть 1-2-3 раздела, обосновав данный выбор. Например – режим (или оптимальная двигательная активность) как позитивный (при его соблюдении) и негативный фактор (при его несоблюдении), влияющий на здоровье ребенка и медико-социальные последствия действия данного фактора.

Определение режима, его гигиеническое значение. Элементы режима дня детей (режим питания, сон, двигательная активность, прогулки, образовательные занятия в школе, дома, организация досуга – чтение, рисование, конструирование, просмотр телевизионных передач, занятия в кружках, помощь в доме, общественно-полезный труд в школе, гигиенические основы компьютеризации обучения в школе и занятий на компьютере дома). Примерный режим дня учащегося общеобразовательной школы (1-4 кл., 5, 6-7, 8-9, 10-11 – е классы).

1.Определение двигательной активности. Суточная двигательная активность. Оптимальный двигательный режим. Факторы, определяющие двигательную активность ребенка (биологические, социальные).

Гипокинезия, гиперкинезия, их медико-социальные последствия.

Примерный объем двигательной активности учащихся (СП 2.4.2.782-99).

Нормирование двигательной активности для детей различного возраста. Периоды сенситивного развития физических качеств детей и рекомендуемые спортивные секции.

2.Средства и формы физического воспитания детей.

Определение физического воспитания. Основные задачи физического воспитания. Виды физического обучения (основное – (урок физ-ры); дополнительные- (гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, игры на переменах, «спортивный час» в группах продленного дня, спортивные праздники, «дни здоровья» и др.); факультативное обучение (занятия в спортивных секциях и кружках; лечебно-оздоровительное -в группах ЛФК), самостоятельное (в центрах или клубах).

Основные средства физического воспитания – физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

Закаливание как средство физического воспитания детей. Определение закаливания, механизм действия. Основные принципы закаливания. Общие (прогулки, сон на свежем воздухе, проветривание комнат, определенный воздушный и температурный режим в помещении) и специальные (гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, УФО) закаливающие процедуры. Примеры приемов проведения закаливающих процедур.

Определения: питание, рациональное питание, лечебное питание. Государственная политика в области здорового питания. Концепция сбалансированного питания. Особенности основного обмена и энерготрат детского и подросткового организма.

Основные макронутриенты (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты (минеральные вещества и витамины), их основные функции и последствия недостаточного и избыточного поступления в организм. Роль воды в питании детей, ежедневная потребность детей в жидкости. Суточная потребность детей в пищевых ингредиентах. Содержание белков, жиров и углеводов в суточном рационе детей.

Грудное вскармливание. Важнейшие свойства женского молока.

Режим питания детей. Примерный суточный набор продуктов для детей. Суточный объем пищи и отдельных блюд. Основные нарушения пищевого статуса школьников России.

Проблема генетически модифицированных продуктов.

Гигиенические требования к предметам детского обихода – одежда, обувь, игрушки, книги, учебники, детские принадлежности. Физиологические требования правильного положения тела при различных видах занятий и работы. Гигиенические требования к учебной мебели, оборудованию и их размещению. Гигиенические требования к освещению детских учреждений, воздушно-тепловой режим – последствия их несоблюдения.

9.ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.

Определение гигиены и личной гигиены. Профилактическое значение соблюдения личной гигиены как элемента ЗОЖ человека. Личная гигиена как фактор, способствующий формированию оптимального уровня здоровья ребенка, снижению заболеваемости. Профилактика инфекционных заболеваний: педикулеза, чесотки, грибковых заболеваний кожи, кишечных инфекций, кариеса и других заболеваний зубочелюстной системы; заболеваний костно-мышечной системы – плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза; нарушения зрения, заболеваний дыхательных путей. Распространенность данных заболеваний у детей и подростков. Значение личной гигиены для формирования репродуктивного здоровья девочек и мальчиков. Эстетическое значение соблюдения чистоты.

Принципы ухода и содержание в чистоте тела, рук, интимная гигиена девочек и девушек, мальчиков и юношей, гигиеническое содержание ногтей, волос, гигиена полости рта с учетом анатомо-физиологических особенностей детей. Правила чистоты. Гигиенические требования к одежде, обуви, месту учебы, отдыха (соблюдение гигиенических требований к воздушно-тепловому режиму (проветривание, ионизаторы и очистители воздуха), освещению, к мебели (стул, стол, спальное место).

10.ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Образ жизни – определение. ЗОЖ – определение. Вклад ЗОЖ в формирование здоровья.

Компоненты ЗОЖ:

  1. оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха

  2. рациональное питание

  3. оптимальная двигательная активность

  4. физическая культура

  5. закаливание

  6. соблюдение правил личной гигиены

  7. медицинская активность

  8. позитивное экологическое поведение.

  9. отсутствие вредных привычек

  10. физический и душевный комфорт, гармоническое развитие физических и интеллектуальных способностей

  11. высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом.

  12. дружные семейные отношения, устроенность быта